Сюжеты

Ленин жив! Да и Сталин тоже…

Советская идеология возвращается, чтобы «приумножить вспыхнувшие после Олимпиады и присоединения Крыма патриотические настроения»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 102 от 12 сентября 2014
ЧитатьЧитать номер
Политика

Сергей ГогинНовая газета

Советская идеология возвращается, чтобы «приумножить вспыхнувшие после Олимпиады и присоединения Крыма патриотические настроения»

«Назад, в советскую школу!» — так можно было бы озаглавить программный текст, своего рода идеологический манифест, опубликованный ульяновским губернатором Сергеем Морозовым в его блоге. На самом деле текст называется «О новых инициативах в образовании». Как ни странно, эти инициативы он выводит прямиком из войны в Украине. Причину этой трагедии Морозов видит в том, что тысячи молодых украинцев считают Россию «империей зла». И объясняет это спецификой школьного образования и воспитания, «которые получила украинская молодежь за годы, прошедшие после распада СССР».

Морозов легко перебрасывает мостик от Украины к России, где, по его словам, «выросло первое поколение без устойчивой исторической памяти», что грозит обществу расколом. «Вот почему мы должны заниматься воспитательной работой в школе, — делает вывод губернатор. — Это стратегическая задача по обеспечению прочности духовного каркаса нашей цивилизации, нашего народа и страны. Суверенитет и величие государства покоятся на воспитании его граждан…».

Ранее Морозов уже подбросил несколько совковых лопат цемента в строительство этого каркаса: в Ульяновской области возвращены золотые и серебряные медали для выпускников-отличников, возрожден «пост номер один» у обелиска Славы, комплекс ГТО. Глава области предлагает идти дальше: «В частности, у комсомольской организации Ульяновской области была замечательная традиция — соревнование за право по итогам ударной работы быть сфотографированным в Ленинском мемориале у памятного Красного знамени ЦК КПСС. Считаю, что эту традицию нужно возродить с нашим областным флагом». Знаки «Наставник молодежи», лекции общества «Знание» и прочие атрибуты советской идеологии, по мнению чиновника, тоже пригодятся, чтобы «бить в одну точку» патриотическо-воспитательной работы.

В заключение статьи Сергей Морозов выдвигает целый ряд патриотических инициатив. Объявив 2015 год Годом национальной памяти и славы, он предлагает: сделать историю Отечества обязательным предметом при сдаче ЕГЭ; более серьезно изучать Конституцию и государственную символику России, а в учебник по обществознанию включить раздел «О российских традициях и ценностях»; вернуть в школы политинформацию, для чего выпустить сборник документов по современной истории России: «Туда могли бы войти основные программные тексты, правовые положения и выступления первых лиц нашего государства, в том числе президента страны, которые бы раскрывали цели и задачи нашего государства, объясняли суть проводимой политики и формировали общественный консенсус относительно выбранного нашей страной пути». (Так же, если кто не помнит, в советское время изучали материалы съездов и труды генеральных секретарей ЦК КПСС.)

Наша общая задача, заключает губернатор, «сохранить и приумножить с новой силой вспыхнувшие после Олимпиады и присоединения Крыма патриотические настроения в российском обществе…»

Идея манифеста принадлежит одному аналитику из аппарата правительства, который озаботился падением уровня школьного образования. Но, по его словам, чиновники из Минобразования и активисты движения «За советскую школу», которые коллективно трудились над формулировками, в итоге выхолостили содержание.

Тем не менее получившийся идеологический продукт активно обсуждается в фейсбуке. Одни считают, что манифест Морозова — это не возврат в СССР, а попытка построить новое из того, что есть, и результат объясняется тем, что его соратники — те самые люди, которые жили в СССР и ментально в нем пребывают. Другие полагают, что такими методами воспитывается фанатизм, а не патриотизм, потому что «патриотизм, как и любовь, — ни воспитать, ни купить невозможно». Уместным в дискуссии оказалось и четверостишие Игоря Губермана: «Реки крови мы пролили на планете, восторгаясь, озаряясь и балдея; ничего не знаю гибельней на свете, чем высокая и светлая идея».

Руководитель общественной организации «Правовой фонд» Игорь Корнилов, который много занимается с подростками и молодежью, увидел в тексте Морозова неуклюжую попытку возродить советское качество обучения в школе. «Нынешние педагоги просят вернуть учебники Колмогорова по математике, которые выдержали десятки изданий, — говорит правозащитник. — Качество образования упало, Минобр вынуждено снижать минимально допустимые баллы ЕГЭ, поэтому изначально патриотический порыв учителей не нес идеологической нагрузки. Морозов же подменил профессиональные понятия идеологическими… А Крым сегодня пристегивают к любому высказыванию, потому что такова политическая конъюнктура. Патриотизм — дело тонкое, здесь легко проскочить грань с идиотизмом».

«Соревноваться за право сфотографироваться с флагом по результатам ударного труда — звучит грустно для тех, кто жил в советское время, — считает председатель отраслевого общественного совета по культуре Анна Карвалейру. — А для молодежи, у которой иная мотивация к труду — высокая зарплата, карьерный рост, стабильность, имидж, — это смешно и непонятно. Другая сторона вопроса — уродливые, кондовые формы морального поощрения».

Доцент Ульяновского педагогического университета, филолог Александр Рассадин говорит, что у него в связи с опубликованным текстом возникло больше вопросов, чем ответов: «Например, вызывает недоумение возвращение к традициям «советской школы». А почему советской, а не царской? Просто потому, что людей с дореволюционным гимназическим или церковно-приходским дипломом не осталось в живых? Или возвращение к золотым медалям — их ввели разве при Советах? И неужели медали сейчас — это главное? В классах при всех режимах сидели второгодники. Вы видели в сегодняшних классах второгодников? Сегодня российская школа воспитывает безнаказанность и показушность. Учителю надо вернуть право ставить вместо троек заслуженные двойки. Но это же экономически невыгодно. Зато сравнительно не обременительно для бюджета воздвигнуть очередную доску почета или организовать фотографирование около знамени. Как можно серьезно относиться к большинству этих, по сути, архаических инициатив, к так называемым призывам любить Родину, когда любой школьник или студент может включить планшет и прочитать в Сети, как в реале живут те господа, которые так озабочены их воспитанием?»

Бывший ульяновец, а ныне московский политолог, руководитель аналитического департамента Института политических исследований Максим Буланов считает, что советская система образования находится на последнем издыхании: «Уже появились элитные вузы, элитные школы, школы, в которых учатся дети «среднего класса», до конца не оформились школы для бедных, но это не за горами. После этого вопрос об идеологии в школе отпадет начисто. Идеология будет соответствовать статусу учебного заведения: для бедных — консерватизм с налетом умеренного национализма, для высших слоев общества — различные формы неолиберализма. Это уже, кстати, происходит в элитных вузах».

Напомним: это не первая «советская» инициатива Сергея Морозова. После избрания его губернатором в 2004 году он предложил привезти со всей страны в Ульяновск бесхозные памятники Ильичу и устроить из них сад скульптур. Тогда же он предложил зарабатывать на раскрученном бренде Ленина, а сегодня вновь продвигает идею — превратить Ульяновск, родину Ленина, в центр «красного туризма», то есть сделать его привлекательным для китайских и вьетнамских гостей, которые будут приезжать на поклон к Ильичу. Еще год назад много говорили о создании здесь «Музея СССР», но в отсутствие федерального финансирования идея заглохла.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera