СюжетыПолитика

Москва присмотрит

Участники трехсторонней встречи в Брюсселе договорились «проявить дополнительную гибкость» в выполнении большого соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной

Этот материал вышел в номере № 104 от 17 сентября 2014
Читать
Участники трехсторонней встречи в Брюсселе договорились «проявить дополнительную гибкость» в выполнении большого соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной

Документ временно вступит в силу уже 1 ноября. С одной лишь оговоркой: его торговая часть с «углубленной и всеобъемлющей зоной свободной торговли» заморожена на год с лишним, до 31 декабря 2015 года.

Новость, которую объявил в пятницу европейский комиссар по торговле Карел Де Гюхт, прозвучала как гром среди ясного неба. До сих пор Брюссель не хотел и слышать о праве Москвы «присматривать» за его отношениями с Киевом.

Содержание состоявшихся в тот день переговоров между Де Гюхтом, министром экономического развития России Алексеем Улюкаевым и главой МИД Украины Павлом Климкиным покрыто флером неясности. Понятно лишь одно: это часть более широкой сделки, охватывающей прекращение огня на востоке Украины, экономические санкции Запада против России, экономическое и внутриполитическое положение самой Украины.

Комиссар Де Гюхт, рассказывая журналистам об итогах встречи, признал, что предоставление Кремлю права голоса в отношениях между ЕС и Украиной может создать плохой прецедент. Но «мир и состоит из плохих прецедентов».

Итак, участники трехсторонней встречи в Брюсселе договорились «проявить дополнительную гибкость» в выполнении большого соглашения об ассоциации, отложив выполнение его торгово-экономической части до 31 декабря будущего года. ЕС обещает продлить до этого времени действующий с марта и пока до 1 ноября беспошлинный режим импорта украинских товаров в Европу, который уже принес пользу украинской экономике и обещает приносить ей полмиллиарда евро в год. Украина не открывает с 1 ноября своих таможенных границ для европейских товаров, чем отвечает на опасение России получить транзитом поток дешевых и качественных европейских товаров, конкурирующих с российскими. Россия обещает не отменять для Украины до конца будущего года действующих в СНГ преференциальных таможенных тарифов, «не применять защитных мер».

Еврокомиссар Фюле, защищая пятничную договоренность, подчеркнул, что об отсрочке выполнения соглашения попросили сами украинцы, Порошенко и Яценюк. Измотанной Украине нужно дополнительное время, чтобы приспособиться к новым стандартам и тарифам. Получив отсрочку в этом, Киев может сразу после ратификации приняться за осуществление широкой повестки дня европейских реформ.

Улюкаев, в свою очередь, доволен, что собеседники в Брюсселе вынуждены признать правоту Москвы. Мол, ЕС и Украина сошлись на том, что «проблемы, о которых заявляла Россия в части имплементации соглашения об ассоциации Украины и ЕС, существуют и не являются надуманными».

У некоторых российских СМИ возникло искушение объявить, что вступление в силу самого Соглашения об ассоциации ЕС—Украина отложено до 2016 года и что в его текст внесены предложенные Москвой поправки. Это не так. В конце минувшей недели в Киеве президент Украины Петр Порошенко и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заверили, что соглашение, которое состоит из политической и экономической частей, вступит в силу 1 ноября. Отсрочка относится только к статьям о свободной торговле. Остаются статьи о реформировании политической системы Украины, судебной реформе, борьбе против коррупции, внедрении стандартов ЕС в области верховенства права и прав человека, формировании государственных и общественных институтов европейского образца. То есть речь обо всем, что должно превратить постсоветскую страну в европейскую.

Тогда же, в пятницу, Баррозу позвонил Путину. Оба одобрили результат трехсторонних переговоров. «Исходя из этого президент Путин подтвердил, что не будет никаких изменений в текущем режиме двусторонней торговли между Россией и Украиной».

Открытым для домыслов остается вопрос о том, что участники переговоров думали, когда заключали эту достаточно косметическую сделку? Украинская сторона совершенно ясно сказала, что сделка предотвратила отмену Россией преференциального режима торговли в рамках СНГ для Украины. Де Гюхт заверил, что Россия согласилась на это, но от самой российской стороны этого никто не слышал.

В тексте соглашения не меняется ни строчки. Но российские СМИ поспешили объявить о «большом прорыве», которого на самом деле не было. Возможно, Москва рассчитывала на полный развал соглашения между Украиной и ЕС. Но также возможно, что она спасала лицо национального лидера. А ЕС в надежде на политическое урегулирование украинского кризиса сыграл в поддавки там, где и так пришлось бы подождать.

Брюссель

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow