СюжетыОбщество

Слишком мало жизни

В Минске умер издатель и главный редактор первых и последних независимых газет

Этот материал вышел в номере № 106 от 22 сентября 2014
Читать
В Минске умер издатель и главный редактор первых и последних независимых газет
Изображение

На похороны пришли все: журналисты государственные и оппозиционные, ушедшие из профессии и едва пришедшие в нее, потому что не было в белорусской журналистике личности более значимой, чем Марцев. Талант издателя, редактора и журналиста у одного человека — казалось, слишком щедрый дар, тут должен быть какой-то подвох. Так и случилось: жизни оказалось слишком мало.

Именно Петр создал первое в Беларуси независимое издание — «Белорусскую деловую газету» — в 1992 году. Потом, в 1995-м, он создал газету «Имя», потом — ежемесячник расследований «БДГ. Для служебного пользования». Этих газет уже давно нет.

В середине 90-х, когда в России еще цвела пышным цветом журналистика, а разбогатевшие россияне с удовольствием вкладывали деньги в медиабизнес, — в Беларуси уже вовсю шла борьба с независимой прессой. И Петр Марцев долгие годы в этой борьбе выигрывал, не имея иных союзников, кроме журналистов, в его газетах работавших. Газеты Марцева запрещали печатать в белорусских типографиях — и тиражи возили из Смоленска. Не продлевали регистрацию — и Марцев хитроумно регистрировал то же самое издание под видом нового.

До определенного времени Марцева просто пугали и создавали препятствия, которые можно было преодолеть. А в 2003 году началась атака. Власть показала, что уничтожить независимую прессу можно даже без репрессий. Тогда, в 2003 году, решением министерства информации газеты «Белорусская деловая» и «БДГ. Для служебного пользования» были приостановлены на три месяца. Вроде как за нарушение Закона о печати. Тогда, кстати, на помощь белорусскому коллеге пришла «Новая газета»: «БДГ» все три месяца печаталась в России под логотипом «Новой» и в Беларуси распространялась как «Новая газета». Теперь это было бы невозможно, потому что «Новая газета» запрещена в Беларуси.

После трехмесячной приостановки газеты уже можно было издавать, но Петра Марцева ждал новый сюрприз: запрет на печать, распространение и подписку. Некоторое время небольшой тираж печатали в смоленской типографии, привозили в Минск и продавали прямо в редакции: читатель мог прийти и купить газету. Так Марцев боролся еще три года. Больше не смог. Потом он работал в рекламном бизнесе и аналитическом центре, пытался начинать новые проекты, но независимая журналистика в Беларуси к тому времени умерла окончательно. А в субботу умер и Петр — от рака крови. И это так же трагично и невыносимо, как смерть от пули.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow