Сюжеты

Ученики Пушкинской школы

Несколько дней вместе с одним уникальным театром

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 108 от 26 сентября 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Олег Хлебниковредактор отдела современной истории

 

Несколько дней вместе с одним уникальным театром

Сцена из спектакля «Дон Гуан и другие». Марина Канаева — Дона Анна, Никандр Кирьянов — Дон Гуан
В.Васильев

Эпиграфом к этой моей поездке стали слова проводницы поезда Москва — Псков. Я обратил внимание, как она внимательна и заботлива к каждому пассажиру, и сказал ей об этом. Она ответила: «А я к своей работе отношусь уважительно». Намного убедительнее, чем если б сказала, что любит свою работу.

В Пушкинских Горах, куда я приехал — на гастроли питерского театра «Пушкинская школа», — это «уважительно» я вспомнил не раз. Именно так молодые актеры театра (а они там все молодые) относятся к своей работе.  Друг к другу — не как к конкурентам при распределении ролей, а как к товарищам и партнерам в общем деле. К зрителям, среди которых в Пушгорах оказалось много юных, и надо было их не только заинтриговать, но и максимально внятно донести до пробуждающихся сознаний глубокий и предельно лаконичный (потому совсем не простой) пушкинский текст. И наконец — к Пушкину. Ни одно слово из его «Маленьких трагедий» и «Сцен из рыцарских времен» не было пробормотано или вовсе прожевано, ни одна ремарка — проигнорирована.

И это, конечно, заслуга народного артиста России Владимира Рецептера, вот уже двадцать третий год возглавляющего Пушкинский театральный центр. Его отношение к пушкинскому слову это не только отношение режиссера и актера, но и — поэта, для которого каждая запятая важна.

Тем более никакого пошлого «осовременивания», которого с классикой не проделывал только ленивый из нынешних лидеров театральных продаж, в пушкинских постановках Рецептера нет и быть не может. А уж чего проще напялить на Дон Гуана джинсы, а застолье в «Пире во время чумы» стилизовать под заседание правительства в разгар чеченской или украинской войны. Но на эти глупости Владимир Эммануилович не ведется, не для того он учительствует в «Пушкинской школе». У него амбиции серьезней: он хочет вернуть русскому театру пропущенное, по его убеждению, звено — пушкинскую драматургию. Почему пропущенное? А как иначе, если «Сцены из рыцарских времен» идут по всей России только в одном, его, Рецептера, театре? А где еще кроме можно увидеть (а не услышать, как оперу Мусоргского) «неосовремененного» под нынешние смутные времена «Бориса Годунова»? А театральную версию «Дубровского»? (Между прочим, Олег Ефремов, по свидетельству Станислава Рассадина, однажды очень емко сказал об отношении нашего театра к драматургии Пушкина: «Проворонили!»)

Сам Рецептер говорит: «Это пропущенное звено и заставило хромать наш театр, отсюда сегодняшнее обожание немецких, литовских, польских театров, которые я высоко ценю, но занимаюсь совсем другим. Я прожил в русском театре полвека и знаю, мне кажется, что нужно делать, поэтому и взялся готовить настоящее и будущее пушкинского направления русского театра».

Взялся он, надо сказать, очень основательно. Усилиями Рецептера еще в 1992 году был создан Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге с обширной издательской программой «Пушкинская премьера» и «Театральным собранием сочинений Пушкина». В 2001 году в Санкт-Петербургской театральной академии был набран первый в истории российского театрального образования курс с «углубленным изучением творчества Пушкина». И с 2006 года выпускники этого курса играют в театре «Пушкинская школа». 1 сентября нынешнего года приступил к занятиям новый курс. Ребятам с этого курса предстоят вводы в спектакли театра. Так что его актеры всегда будут молодыми — ровесниками Пушкина времен написания им своих драматургических произведений или тех лет, когда он задумался о реформе русского театра. А случилось это как минимум в возрасте 21 года — именно тогда Александр Сергеевич написал «Мои замечания о русском театре».

Что же он заметил? Пьесы плохие, актеры — тоже, кроме одной, Семеновой (помните — «Желал бы быть твоим, Семенова, покровом…»?), и «по рукоплесканиям нашей публики нельзя судить об успехах русской сцены» (не звучит ли это последнее замечание АС слишком современно?). Друг Пушкина Павел Нащекин говорил: «Ни наших университетов, ни наших театров Пушкин не любил».

Но критикуя что-либо, АС не мог не предложить своей альтернативы, как-никак «умнейший муж России». Так в чем же она, в чем отличие пушкинского направления русского театра?

«Мне кажется, — отвечает Рецептер, — в том, что режиссер не озабочен самовыражением, а стремится явить пушкинский смысл и масштаб актера. Именно актера Пушкин считал в театре главным. Важно, чтобы актер верно понял роль и отменно ее сыграл».

Верного понимания актерами своих ролей Владимир Эммануилович добивается не только на репетициях, но и определяя круг их чтения. Тут он может предложить не только пушкинистику Тынянова и Ходасевича, не только «Моего Пушкина» Цветаевой или ахматовские «пушкинские» работы, но и  собственные книги, где, например, есть подробный и глубокий анализ «Каменного гостя», «Моцарта и Сальери», «Пира во время чумы», не говоря уж о «Русалке», которой посвящены четыре его статьи (и вышла совместная с Михаилом Шемякиным книга).

А сейчас Рецептер задумал создать нечто вроде шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне — только это будет пушкинский театр! «Впервые идею создания такого театра, — говорит он, — я предложил в 60-е годы прошлого века, теперь пришла пора…»

И тут, кроме дерзости замысла (кстати, вроде бы поддержанного на самом верху), вот на что хочется обратить внимание: на имя Шекспира. Ох, совсем не случайно хитрый Рецептер в гастрольной программе своего театра поставил «Гамлета» сразу после «Маленьких трагедий» (спектакль называется «Дон Гуан и другие»). Он сопоставляет двух гениев и настаивает на том, что учителем и предшественником Пушкина-драматурга был именно Шекспир. Что пушкинское направление русского театра имеет эти европейские корни. И здесь стоит обратить внимание на слово «европейские». Русская культура — европейская, во всяком случае, во всех своих высших проявлениях. А ее высочайшее проявление – Александр Сергеевич. Помните поэта Рюхина из «Мастера и Маргариты», пеняющего памятнику Пушкину: «Повезло! Повезло!»? 

Хотя Пушкину-драматургу повезло, как уже было сказано, не сильно. Но, кажется, сейчас ситуация начинает исправляться — благодаря усилиям одного практикующего пушкиниста и его молодых учеников.

Не могу не назвать их имена, увы, неизвестные большинству зрителей-читателей (в сериалах они не снимаются). Это захватывающе сыгравшие Дон Гуана и Дону Анну Никандр Кирьянов и Марина Канаева, обаятельная Юлия Скороход (особенно в «Дон Гуане» в роли Лауры), показавший простодушного гения Моцарта без парика Денис Французов и явивший мучающегося Сальери Денис Волков (потом перевоплотившийся в Гамлета), наконец, Григорий Печкысев, сыгравший сначала довлеющего над всем и всеми, а потом сломленного Председателя в «Пире во время чумы».

Хотя некоторые акценты им еще предстоит уточнять, все они, безусловно, талантливы и всерьез стремятся понять Пушкина. «А понять Пушкина, — постоянно повторяет Рецептер, — необыкновенно трудно, на это кладется жизнь». Значит, у этих ребят есть на всю жизнь увлекательное дело. И, конечно, они будут заниматься им уважительно.

P.S. И еще. В статье в нашей газете питерский историк Кирилл Александров написал, что соседние страны станут значительно лучше относиться к России, если она будет предъявлять им Пушкина, а не Сталина. Целиком согласен.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera