СюжетыСпорт

Кубок с Канадой

НХЛ объявила о своем желании через два года возобновить розыгрыш Кубка мира с участием восьми сильнейших сборных. Говорить о российском успехе в нем — верх наивности

Этот материал вышел в номере № 109 от 29 сентября 2014
Читать
НХЛ объявила о своем желании через два года возобновить розыгрыш Кубка мира с участием восьми сильнейших сборных. Говорить о российском успехе в нем — верх наивности
Изображение

Предложение исходило и от руководства НХЛ, и от профсоюза хоккеистов (а это уже серьезно), и сделано оно было в ходе конгресса Международной федерации хоккея (ИИХФ). Известие о возвращении Кубка мира в международный календарь было встречено хоккейной общественностью с энтузиазмом, но все здесь не так просто, как кажется, — со времени последнего розыгрыша прошло уже 10 лет, и многое в хоккейном мире за это время изменилось.

Североамериканская лига тем не менее остается главенствующей силой мирового хоккея — не припомню случая, чтобы она кому-то и в чем-либо серьезном уступала. Она ведет себя, как вела всегда, и поступает так, как выгодно прежде всего ей. Когда это совпадает с устремлениями остального хоккейного мира, то мир не возражает. Еще бы он возражал против того, что ровно посередине олимпийского цикла померяться силами смогут национальные сборные в сильнейших своих составах! А то, что проведение супертурнира целиком зависит от желания и возможностей НХЛ, уже никого не должно удивлять. Ну назначала она дату очередной «встречи гигантов», как ей заблагорассудится, заморозила свое же детище на десять лет из-за внутренних причин, а вот сейчас снова созрела — и что с того? ИИХФ заокеанской лиге не указ, дело европейцев, и России в том числе, — обрадоваться и согласиться в принципе. Но без обсуждения проблемных точек теперь уже не обойтись.

У меня есть некоторые основания для того, чтобы относиться к Кубку мира без придыхания. Он же как был с 1976-го Кубком Канады, так по сути им и остался — несмотря на то, что в середине 90-х годов прошлого столетия сменил название и расширил состав участников до восьми (в пяти розыгрышах Кубка Канады участвовало шесть команд).

Турнир придумали к месту и ко времени, стал он следствием Суперсерии-1972, выведшей противостояние двух ведущих хоккейных держав — Канады и СССР, — а с ним и весь мировой хоккей, на новый уровень. Интриги добавляло и то, что чемпионаты мира в Северной Америке считались соревнованием второсортным, в олимпийских турнирах профессионалы не могли принимать участия, а Кубок Канады такую возможность предоставлял. По сути, именно он, по мысли организаторов, должен был определять сильнейшую команду мира.

Правда, европейцев заранее ставили в неравные условия — игры проходили исключительно в канадских городах с добавлением одного американского, естественно, на площадках меньших размеров и по правилам НХЛ, но это так, мелочи. Сборная Советского Союза, которая со второго розыгрыша отнеслась к Кубку Канады вполне серьезно, на объективные трудности не ссылалась — нужды не было.

Второй и четвертый турниры болельщики со стажем, конечно, помнят. В сентябре 1981-го, после гибели не взятого в Канаду Валерия Харламова и поражения сборной Союза на предварительном этапе, в финале хозяева были биты — 8:1. Через шесть лет трехсерийный финал Канада—СССР стал последней эпической битвой старых времен, счет достоин того, чтобы его привести: 5:6, 6:5, 6:5. Ну и все, собственно, — в 1991-м от хоккейной державы под названием СССР, как и от самого государства, оставались уже руины.

В новые времена и под новым названием турнир провели всего дважды — в 1996-м и 2004-м. На первое место вышли олимпийские состязания, в которых, пусть каждый раз после долгих переговоров и разного рода претензий со стороны НХЛ, могли принимать участие все сильнейшие. Северная Америка, кстати, до последнего решала, отпускать или не отпускать играющих в НХЛ хоккеистов в Сочи. И сейчас вопрос с хоккейным турниром зимней Олимпиады-2018 в Южной Корее подвис — за океаном его еще не начинали обсуждать.

На мой взгляд, первое, что могут сделать ИИХФ и Международный олимпийский комитет, — увязать проведение Кубка мира с участием энхаэловцев в предстоящих олимпийских стартах. То есть мы идем навстречу пусть очень важному, но внеплановому турниру, а вы, соответственно, с полным уважением и готовностью относитесь к плановому и, как ни крути, главному в мировом хоккее старту. Без этого бежать, задрав штаны, за Кубком мира для европейских сборных не вижу смысла.

Северная Америка проводит турнир до начала регулярного чемпионата НХЛ, у сборных Канады и США, равно как у Швеции (шведов в НХЛ почти семь десятков, на три сборные хватит), нет проблем с формированием и календарем. Совсем другое дело с чемпионатом Континентальной хоккейной лиги, который в 2016-м может стартовать за три недели до начала Кубка мира. В принципе, можно не прерывать чемпионат, предоставив «пострадавшим» командам некие преференции, но дело еще и в том, что в хоккеистах, играющих в КХЛ, будет нуждаться не только сборная России, но и сборные Чехии, Финляндии, а также те две сборные, которые тем или иным способом будут выбраны в качестве участников Кубка мира. Прерывать чемпионат почти на три недели — себе дороже.

Значит, потребуется искать компромисс, но и НХЛ придется учитывать интересы и как-то договариваться не только с Федерацией хоккея России, но и с Континентальной хоккейной лигой, которая, как бы ее ни воспринимать, является серьезным игроком на европейской и мировой хоккейной арене. К 2016 году соотношение сил может измениться в ту или иную сторону, но в любом случае не все российские звезды окажутся за океаном. Я, во всяком случае, на это надеюсь.

К тому же в том же 2016-м Россия проводит домашний чемпионат мира. Северная Америка может его в очередной раз не заметить, отправив в Москву или Санкт-Петербург вторые или даже третьи по силе сборные, но у нас отношение к чемпионату мира совершенно другое. К формуле турнира много претензий, состав участников действительно во многом зависит от того, какие команды НХЛ в этот момент лишатся возможности продолжать борьбу за Кубок Стэнли, но звание чемпионов мира для российского болельщика по-прежнему много значит. Думаю, что победа на домашнем чемпионате мира, даже с учетом всех составляющих, перевесит возможный успех на Кубке мира.

Хотя про российский успех говорить было бы верхом наивности — в российской истории еще не было случая, чтобы в равных с конкурентами условиях (неограниченная возможность комплектоваться сильнейшими хоккеистами) наша сборная выиграла хотя бы один титул: наивысшим достижением стало серебро в олимпийском Нагано-1998, а в Кубке мира-1996 — выход в полуфинал. Стимул доказать, что последние неудачи, особенно в Ванкувере и Сочи, не отражают реального положения вещей, — есть. Еще и поэтому игнорировать Кубок мира, конечно, не стоит. Но выжать из участия в нем максимум пользы тоже необходимо. Это касается и формата, и телетрансляций, и распределения доходов, и страховок, и еще кучи вещей, которые раньше с молчаливого согласия ИИХФ просто отдавались на откуп организаторам.

Уже в октябре предстоящий турнир начнет обретать реальные переговорные очертания. Насколько весома здесь будет роль России, сказать трудно. Федерации хоккея России и без того надо укреплять свои позиции и поспевать за новыми вызовами как на международной, так и на внутренней арене. Пока же ведомство Владислава Третьяка на заседании Совета ФХР обзавелось попечительским советом во главе с замсекретаря Совета безопасности РФ Рашидом Нургалиевым и семью другими тяжеловесами в составе, избрало новый исполком и шесть комитетов, в том числе комитет по взаимодействию с Континентальной хоккейной лигой.

Отстоять свои интересы можно только единым фронтом. Посмотрим, как это у боссов нашего хоккея получится.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow