Сюжеты

Режиссер итальянского театра La Baracca Testoni Ragazzi Роберто ФРАБЕТТИ: «Не веришь в театр для годовалых? Твои проблемы!»

Этот материал вышел в № 110 от 1 октября 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Александра СолдатоваНовая газета

 

estoniragazzi.itВ Центре Мейерхольда запустили Беби-лаб — лабораторию по созданию театра для зрителей от 6 месяцев и до 3 лет. Шесть дней проводил мастер-класс Роберто ФРАБЕТТИ, режиссер итальянского театра La Baracca Testoni Ragazzi. Результатом первого этапа лаборатории стали 16 экспликаций будущих спектаклей: многие покажут в ноябре на фестивале «Большая перемена», а в марте — в спецпрограммах «Золотой маски».

 

— Вы занимаетесь беби-театром с 1987 года…

— (Смеется.) Уфф… Во-первых, мне нравится называть это не «беби-театром», а «театром для самых маленьких». Во-вторых, все сомнения, является ли искусством театр для самых маленьких, — от того, что мы с недоверием относимся к самим детям. Мы не верим в их способности. А ребенок — удивительный зритель. Он может активно включаться в театральный процесс и долго удерживать внимание на том, что его действительно захватывает. Я часто сталкиваюсь со скепсисом, но рад, что живу в таком регионе, как Эмилия-Романья, где культура для детей находится на довольно высоком уровне. Когда я заметил, что отношения с публикой устанавливаются и спектакль действительно случается, тогда уже стал экспериментировать: с пластикой, интонациями, с абсурдными сюжетами…

— Обязательно для ребенка от 6 месяцев до 3 лет делать спектакли без использования слов?

— Конечно, нет. Даже когда я делаю спектакль для годовалых зрителей, иногда использую речь, потому что лично мне нравится слово. Но в традициях труппы театра Testoni Ragazzi добавлять к драме еще элементы танца и визуальные образы. Маленькие зрители открыты к восприятию различных форм не меньше, чем взрослые. Мой второй спектакль, который я поставил в 1988 году, идет и по сей день. Он длится 40 минут, и в нем говорят много. И он до сих пор срабатывает. Дети смотрят внимательно, хотя нет никакого интерактива. Слушают в тишине. Тишина — вообще прекрасное, редкое состояние для этого возраста. Но в театре дети — чемпионы по производству тишины. Взрослые такую тишину сделать не могут. Идеальную — когда слышно, как голова работает.

— Получается, такому театру необязательно меняться? Сегодня годовалые дети такие же, как и 25 лет назад?

— Звучит невероятно, но это почти так. Иногда в театр приходят семьи, где, например, папа видел постановку несколько раз в детстве и теперь привел сына. Но каждый раз рождается новый спектакль, потому что театр — он живой.

— Расскажите о вашем проекте, ассоциации Small size, которая занимается поддержкой театра для самых маленьких во всей Европе.

— В октябре мы начинаем уже четвертый проект по развитию детского театра, который осуществляется при поддержке ЕС и будет называться «Small size, performing arts for early years». Как и предыдущие, он продлится 4 года. Участвуют труппы из 15 стран: Италия, Испания, Франция, Дания, Голландия, Великобритания, Армения, Словакия, Польша… И одна из основных целей — поддержать сеть Small size, которую мы создали, чтобы соединить детские театры всего мира. Через 4 года, надеюсь, у нас сформируется развитая всемирная сеть детских театров. Естественно, мы ждем в ней и российские коллективы. В ассоциацию можно вступить, отправив нам заявку. В планах — большое количество фестивалей, партнерские отношения, культурный обмен, образовательные программы…

— Вы знакомились с российскими спектаклями для самых маленьких в театре «Домик Фанни Белл»…

— Я бы сказал, что режиссер спектакля «Я делаю мир», Александра Ловянникова, находится в очень выгодной стартовой позиции. В 28 лет она уже сделала хорошую работу, а участие в Беби-лаб поможет ей и другим ребятам быстро преодолеть страх перед тем, чтобы рисковать. Думаю, это начало большого успеха.

— Есть ли в детском театре профессиональные табу?

— Да. Навязчивость. Часто интерактив переходит все границы. Я сам практически его не использую. Мои актеры могут что-то спросить у публики — но это лишь отдельные моменты. Дети вообще любят свое личное пространство, и, когда ты входишь туда, нужно делать это с большим уважением.

— Вы приедете на «Золотую маску» в марте, чтобы увидеть готовые спектакли?

— Думаю, что увижу сначала видеозаписи спектаклей, а потом и сами работы на фестивале детского театра у нас, в Болонье (28 февраля — 8 марта). Для участников — это прекрасная возможность окунуться в мир театра для самых маленьких, установить международные контакты. Когда они увидят таких же, как они, людей, которые все захвачены одной идеей, тогда смогут спокойно сказать любому скептику: «Если ты не веришь в детский театр — это твои проблемы».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera