СюжетыОбщество

«Креста» на них нет

Мурманский националист Александр Валов сбежал из-под подписки о невыезде, не дожидаясь приговора

Этот материал вышел в номере № 112 от 6 октября 2014
Читать
Мурманский националист Александр Валов сбежал из-под подписки о невыезде, не дожидаясь приговора

Лидер мурманского националистического объединения «Белый крест» Александр Валов, которого обвиняют в организации экстремистского сообщества, хулиганстве и побоях, сбежал, не дожидаясь приговора. О чем сам сообщил на своей странице в интернете. Александр Валов, как и второй обвиняемый Евгений Филимонов, был под подпиской о невыезде.

Дело «Белого креста» — простое и сложное. Простое, потому что особо развернуться националисты так и не успели, их первым и, видимо, последним, «подвигом» стало нападение на гастарбайтера в мае прошлого года. Через считанные дни Валовым и Филимоновым занялась полиция. Сложное же потому, что Валов упорно настаивает: дело сфальсифицировано, а пошедший на сделку со следствием бывший соратник Игорь Билан, давший основные показания — на самом деле провокатор, внедренный в группу операми ЦПЭ. Не просто агент, а именно провокатор, мол, не было бы его, и узбека бы никто пальцем не тронул. Доказывая это, Валов предъявлял суду даже некую аудиозапись, якобы зафиксировавшую сговор корыстного агента с операми.

В свою пользу Валов трактует недавно вынесенный побитому им узбеку Бортижону Абдирахманову приговор — тот после нападения националистов в долгу не остался и, позвав родню, начистил обидчикам физиономии. За что и был оштрафован судом на 10 тысяч рублей. Вот, дескать, потерпевший-то сам теперь, считай, уголовник.

Однако сам по себе приговор гастарбайтеру Валова автоматом не оправдывает: вопрос в том, кто и зачем «первый начал».

По версии следствия, трое националистов — Валов, Филимонов и Билан — за Бортижоном Абдирахмановым следили, заметили его в людном месте, довели до дверей дома и лишь там набросились, били кастетами, кулаками, ногами. Согласно его показаниям, при этом орали «Убирайся из России!», «Россия — для русских!». Говорит, в первый момент показалось — будут убивать. Но когда позвал на помощь, нападавшие тут же разбежались. А уж потом Бортижон с подоспевшим братом сами нагнали обидчиков и тоже начистили им физиономии.

Валов уверяет: националистических выкриков не было, а конфликт с разнорабочим спровоцировал полицейский агент Игорь Билан.

Валов в Мурманске известен как организатор «русских маршей». Каковые, впрочем, в Заполярье никогда не были многолюдными. К слову, и в суд, куда лидер звал своих соратников, приходили от силы человека четыре, что вызывало его упреки в соцсетях. Кроме «Белого креста» он возглавлял региональную ультраправую организацию «Панславянское национальное добровольческое объединение (ПНДО)», был участником групп «Мурманский Доброволец», «Косовский Фронт — Мурманск», «Народный Собор — Мурманск».

По данным правозащитного центра «Сова», в 2009 году Валова уже судили, и дали год условно за то, что юноша изрисовал свастиками здание ПТУ в городе Полярные Зори. «ПНДО» было своего рода идеологическим центром мурманских правых. А «Белый крест» задумывался как боевое крыло. Его основой стал созданный Валовым несколько лет назад военно-патриотический клуб, члены которого под руководством бывшего контрактника регулярно выезжали на тренировки на территорию заброшенной воинской части. Там упражнялись в стрельбе и рукопашном бое. Подготовку сорвало непредвиденное обстоятельство — инструктора повязали за ограбление игрового клуба. Так что с боевой подготовкой пришлось повременить, уйти в виртуальные баталии. По версии следствия, Валов лично отбирал кандидатов на вступление в «Белый крест», лично вел политзанятия, установил жесткий запрет на спиртное и все, что мешает здоровому образу жизни.

Сам обвиняемый уверяет, его преследование связано не с национализмом, а… с либерализмом — оппозиционными взглядами Валова по отношению к нынешней власти. Потому, якобы, и сбежал.

Впрочем, с побегом тоже все сложно. Как сообщил «Новой» на условиях конфиденциальности достоверный источник в правоохранительных органах, Валов сел на автобус до Петрозаводска, затем доехал на поезде до Питера — и там пропал. В соцсетях беглец уверяет, что он находится на территории Украины, но это вызывает сомнения — двадцатипятилетний Валов поехал без семьи и вряд ли имел при себе официальное приглашение, так что мог схлопотать проблемы на украинской границе. Легально пересечь ее было бы затруднительно. Если, конечно, не в «Новороссию» подался.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow