СюжетыПолитика

«Революция зонтиков» бросает вызов Пекину

Китай ждет, что все само рассосется

Этот материал вышел в номере № 111 от 3 октября 2014
Читать
Китай ждет, что все само рассосется
Изображение

Фото: EPA

Китайские власти славятся искусством контролировать Интернет и пресекать опасные дискуссии в социальных сетях, изымая потенциально взрывоопасные сообщения по ключевым словам. Однако на этой неделе они сели в лужу: по мини-блогам в КНР несколько дней довольно свободно гуляли тексты о неожиданно массовых и дерзких выступлениях молодежи в Гонконге за демократию западного образца. Цензоры спохватились только в минувшую среду, включив в свой стоп-список опасных слов новомодный термин «революция зонтиков». Именно так по всему миру теперь называют удивительные события, происходящие в зажиточной бывшей британской колонии.

Зонтики там стали пока главным оружием и спасением демонстрантов – поначалу они просто прикрывались ими от палящих лучей солнца во время непрерывного дневного стояния на улицах Гонконга, где сейчас за 30 градусов. Потом эти нехитрые предметы получили и боевое крещение: манифестанты довольно ловко прикрывались ими от струй перечного газа из баллончиков, которыми их обрабатывали полицейские. Быстро выяснилось, правда, что от настоящего слезоточивого газа зонтики не спасают, но они все равно стали символом массового протеста. Теперь их изображениями сторонники манифестантов украшают свои странички в социальных сетях. Популярен, кстати, и другой символ протеста – желтая ленточка, которые участники движения прикалывают себе на майки.

Лидеру – 17 лет

После боев с полицией 27-28 сентября в Гонконге установилось затишье - нервное и напряженное, но все же без слезоточивого газа и полицейских дубинок. Почти тихо прошел там 1 октября и самый главный китайский государственный праздник – день основания КНР. Находившиеся на улицах участники массовых акций накануне ждали новой мощной полицейской атаки. Многие были уверены, что Пекин не потерпит, чтобы главный праздник страны был проведен в Особом административном районе Гонконг на фоне возмутительных требований ввести хотя бы в там систему прямых демократических выборов по системе «один человек – один голос» и со свободным выдвижением кандидатов. Пекин обещал это британцам, когда они передавали ему в 1997 году права на свою процветающую колонию. Но обещание пока сулят выполнить только наполовину – в 2017 году главу администрации Гонконга будут выбирать прямым голосованием, но двух-трех кандидатов при этом будет предлагать только Пекин. Без всяких вольностей. Участники нынешних выступлений считают это возмутительным жульничеством и обещают стоять до конца.

Ядро манифестантов – студенты и даже старшеклассники, которые не помнят британского господства. Одному из их лидеров по имени Джошуа Вон всего 17 лет, он ровесник нынешнего Гонконга как особого района КНР. Пекину это крайне неприятно: получается, что он не сумел воспитать гонконгскую молодежь в правильном ключе, она оказалась все равно восприимчивой к буржуазной заразе. Впрочем, сейчас в рядах участников движения немало и более взрослых людей – их численность особенно возросла после первой попытки властей быстренько разогнать манифестантов. Многие жители Гонконга были возмущены тем, что против безоружных участников мирного протеста, мальчиков и девочек, был применен слезоточивый газ и дубинки. И люди постарше тоже вышли на улицы.

Тактика протеста проста – занимать улицу. Поначалу это было движение Occupy Central, оккупируй центральный район с главными финансовыми учреждениями города. Теперь оккупация разрослась на четыре зоны в Гонконге – как на его островной части, так и на примыкающем материковом полуострове Коулун. Там, кстати, участники движения оккупируют известный во всем мире квартал шикарных магазинов и ресторанов.

Создана система бесперебойного снабжения водой и едой – все это бесплатно подвозят на грузовичках сочувствующие бизнесмены. Установлены палатки и тенты от солнца, созданы склады снаряжения на случай новых полицейских атак – лыжных очков и масок, защищающих от слезоточивого газа, пластиковых плащей от дождя и т.д.

Все отмечают крайне высокую дисциплину и подчеркнутое миролюбие участников движения: его руководители постоянно говорят, что нельзя давать властям ни малейшего повода для новой атаки. Зона оккупации поддерживается в чистоте – улицы подметают, мусор собирают и даже сортируют, как это положено в Гонконге. Улицы блокированы для транспорта, однако протестующие немедленно открывают коридоры при приближении карет скорой помощи или аварийных машин с мигалками.

А если направить армию?

Полиция после боев в минувшие выходные пока ведет себя сдержанно - только устно и с полным пониманием бесполезности этой задачи убеждает десятки тысяч демонстрантов разойтись. Глава администрации Гонконга Лян Чжэньин (фактически назначенный Пекином и, мягко говоря, непопулярный политик) заявляет, что регулярные войска КНР призываться не будут. На сайте выходящей в китайской столице газеты Global Times, которая входит в систему главного печатного органа ЦК Компартии «Женьмин жибао», появился было призыв направить в революционный город военную полицию для усмирения бунтовщиков. Но этот текст быстро сняли.

Кстати, нужно пояснить: несмотря на эксцессы 27-28 сентября, полиция в Гонконге все же создана и обучена по британским образцам. Она действует в целом в рамках закона и мало похожа на своих собратьев на основной территории КНР, где любого неугодного можно запросто без суда отлупить в околотке. В одном из районов «оккупации» в Гонконге сейчас висит плакат: «Не допустим превращения нашей полиции в Гон-Ань». Так называется вызывающая ужас на основной территории КНР служба государственной безопасности, которая обладает, мягко говоря, широкой свободой в слежке и преследовании тех, кто считается неблагонадежными. Но в Гонконге открыто ее использовать нельзя.

На этой территории есть и суд, который также в целом действует в рамках британских законодательных традиций. Он, кстати, приказал немедленно отпустить арестованного было молодежного лидера Джошуа Вона, поскольку его задержание было произведено с нарушением правил. Так что Гонконг, как говорится, - это не вполне Китай.

Короче, Пекин сейчас столкнулся с тем, что у него не так много рычагов воздействия на манифестантов. Есть, конечно, в Гонконге гарнизон Народно-освободительной армии Китая, но отдать приказ о выводе вооруженных солдат на улицы одного из самых современных городов мира не так-то легко. Руководство в Пекине осознает, разумеется, что столкнулись сейчас с самым дерзким вызовом со времени студенческих выступлений за демократию, жестоко подавленных на площади Тяньаньмэнь в китайской столице в 1989 году. Однако времена изменились, и повторить эту бойню трудно решиться руководству второй по мощи экономической державы планеты, претендующей на всю возможную респектабельность.

Проблемы товарища Си

Силовой, возможно с человеческими жертвами разгон десятков тысяч демонстрантов - это подрыв позиций Гонконга как одного из наиболее авторитетных и стабильных мировых финансовых центров. А в этом качестве он необычайно нужен Пекину, который о нуждах экономики никогда не забывает. Бойня неминуемо скажется на зарубежных инвестициях и может привести к оттоку капиталов – а в КНР и без того сейчас существенно падают темпы хозяйственного роста. К тому же закатывать в асфальт бунтовщиков придется перед глазами и объективами огромного количества иностранных журналистов, имеющих в Гонконге полную свободу действий. Наконец, опыт боев в минувшие выходные показал, что применение силы вызывает массовое возмущение свободолюбивых, воспитанных в британских традициях горожан, что увеличивает численность протестующих.

Руководители КНР не забывают, к тому же, что в ноябре в Пекине состоится саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества /АТЭС/, на который съедутся лидеры стран гигантского региона от России и Чили до США, Австралии и Японии. Расправа в Гонконге может испортить это крайне важное мероприятие, она способна даже вынудить некоторых премьеров и президентов бойкотировать встречу в китайской столице.

С другой стороны, терпеть разгул демонстрантов – очень трудно для суровых товарищей в Пекине. Это подрывает авторитет центральной власти и подает дурной пример основной части КНР, сколько ни говори об особом статусе Гонконга, где и так разрешена относительно свободная печать, проводятся митинги оппозиции, ходит собственная твердая валюта, а доходы на душу населения выше, чем, например, в целом по Евросоюзу.

Уступки участникам движения могут аукнуться в мятежном Синьцзяне и непокорном Тибете. Проявление слабости грозит нанести удар и по личным позициям председателя КНР Си Цзиньпина. Он ведет сейчас жесткую линию на укрепление своей власти, используя для этого довольно рискованную кампанию борьбы с коррупцией, которая затронула многих влиятельных фигур, включая бывшего главного куратора китайских спецслужб. У товарища Си много врагов и они могут с удовольствием использовать его просчеты в Гонконге для ослабления нынешнего председателя КНР.

Где красная черта?

Короче, ситуация нервная, и о событиях в бывшей британской колонии китайские средства массовой информации сообщают скупо – печатным СМИ, как стало известно японским журналистам, запретили публиковать собственные материалы и велели использовать только проверенные сообщения информационного агентства Синьхуа. В интернете после первой заминки цензоры сейчас пачками вырубают посты о Гонконге – особенно фотографии. Есть сообщения, что в различных районах основной части Китая отменяют туристические поездки в мятежный город, хотя в прежние годы их массово организовывали на время каникул по случаю Дня основания КНР. В прошлом году, кстати, Гонконг посетили 920 тысяч жителей материковой части Китая, но сейчас, по подсчетам экспертов, эта цифра может сократиться вдвое.

Примерно треть выручки розничной торговли Гонконга также обеспечивали клиенты с основной части КНР. Теперь же в некоторых магазинах города наполовину сократилось число покупателей с основной территории Китая, из-за действий демонстрантов на работает треть знаменитых ювелирных лавок. Главный индекс фондовой биржи Гонконга за сентябрь скатился вниз более чем на 7 процентов, что, естественно, не радует держателей акций.

В занятом демонстрантами центре города не ходит наземный общественный транспорт – в результате метро работает с перегрузками. Все это, не без оснований считают в Пекине, создает основу для нарастающего недовольства. Короче, китайское руководство пока уходит от силового варианта и медлит: оно надеется, что так называемые простые жители Гонконга устанут от волнений, неработающих банкоматов и падения доходов. И тогда удастся отсечь решительных демократов от умеренных соглашателей и о чем-то небольшом с ними договориться. Но красная черта очевидна – ни на какие свободные выборы со свободным выдвижением кандидатов в бывшей британской колонии власти КНР не пойдут никогда.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow