СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 111 от 3 октября 2014
Читать
Культурные события следующей недели

В субботу Москве во второй раз пройдет общегородская акция «Ночь музыки»: с 12.00 и до поздней ночи на 250 площадках столицы будет звучать музыка, живая и совершенно бесплатно. Концертов будет много и много — весьма недурных.

Например, в детской школе искусств (ДШИ) им. Стравинского выступят завсегдатаи «Усадьбы Jazz» и «Джаза в саду Эрмитаж» танцующий бэнд Jazz Dance Orchestra с интерпретациями мировых хитов.

Арт-холл «Выхино» и галерея «На Каширке» представят программу «Музыка и живопись: Ле Корбюзье. Архитектор + композитор», в которой, помимо прочего, заявлены экспериментальный фильм «Электронная поэма» 1956 года, концерт из произведений архитектора и композитора Эдгара Вареза и пионера электроники Яниса Ксенакиса.

Инну Желанную, с чем только не совмещающую русскую фольклорную традицию, от прогрессив-рока до транса, можно будет услышать в ДШИ № 11. В галерее «Беляево» прозвучат произведения Шопена, Бетховена, Баха и других классиков в исполнении пианистки Мария Двоскина. В галерее-мастерской «Граунд-Песчаная» можно будет полакомиться творчеством отечественных композиторов-авангардистов — на концерте-лекции «Денисов. Шнитке. Губайдулина». Московский камерный хор Минина грянет в культурном центре «Зеленоград». А махровая, словно из фильмов Кустурицы, балканщина, разбавленная залихватскими сочинениями вроде «Вася, наливай!» (но все равно на сербском языке), от Babamara Brass Band взорвет ДК «Рублево». В детской музыкальной школе им. Скрябина выступит знаменитый Квартет им. Чайковского. А солисты оркестра театра «Новая опера» примут гостей в зеркальном фойе родного театра. Перечислять все нет ни возможности, ни смысла. Выбирайте по вкусу — все подробности есть на http://moscowmusicnight.ru — и слушайте.

Островский тем люб русскому театру, что поймал в своих пьесах самую суть русского менталитета, будь то люди века девятнадцатого, будь то дорогие россияне нашей с вами современности. Его беспощадная актуальность — это общее место, конечно, ну да куда от нее деваться. Вот, допустим, вы молодой человек, не без принципов и при хоть и любящей, но глупенькой жене, которая очень хочет, чтобы было не хуже, чем у «других». А у нее родственники. А уважением вокруг пользуется лишь богатство, даже самое наиподлейшее. Почитается, понимаешь, за достоинство. И мерилом всему подряд — взяткоемкость. Сегодняшняя картина? Еще как.

Меж тем, «Доходное место» — сюжет вы, конечно, узнали, а ведь там еще и язык, хлесткий, что твоя публицистика! — было написано Островским в 1857 году. «Нам повезло, что Александр Николаевич жил в XIX веке, потому что родись он сейчас — он бы писал сценарии к хорошим сериалам», — считает постановщик Роман Самгин, поставивший пьесу в Театре им. Пушкина. Премьера состоится 4 и 5 октября. Спектакль станет первой после долгого перерыва крупной работой в театре Игоря Бочкина — он исполнит роль Вышневского.

Тверской бул., 23. Начало спектаклей в 19.00.

Ода бумаге

Галерея «КультПроект» запустила ряд выставочных проектов графического искусства, которые в некотором смысле являются одой бумаге. Экспозиция «Бумага. Форма и состояние»стала в серии стартовой, с работами Олега Кудряшова, Валерия Орлова и Виктора Лукина внутри.

В основе работ первого — активное рисование в технике сухой иглы с последующим переводом рисованных листов в объемные конструкции. В творчестве второго базис — листы с авторским бумажным литьем; в них нет изначального изображения, но зритель с тонким визуальным слухам оценит их форму. Наконец, третий создает рельефные работы, не содержащие следов обычных графических материалов: они построены на том, что графика перешла в объем, а линия превратилась в силуэт из наслаивающихся плоскостей. Понаблюдать за этими превращениями бумаги можно до 12 октября.

2-й Обыденский пер., 12а.

Если пластинка Софи Эллис-БексторMake A Scene 2011 года была, по ее собственным словам, «очень танцевальной», то вышедшая в начале этого года Wanderlust оказалась уже «не очень», а даже «очень не». Благодаря ли «охоте к переменен мест» или чему-то другому, не комсомолка, но умница и красавица Эллис-Бекстор выпустила альбом никуда не спешащих песен с неглупыми мелодиями, легкими, но не легковесными аранжировками, забавными барокко-поп-виньетками и немного неуклюжими брит-поп-вставками, ироничным автоцитированием и непрямыми выдержками из Talk Talk, The Devine Comedy и других достойных деятелей английской сцены, ссылаться на которых — не грех вовсе.

Умная поп-музыка без навязчивости каждому утюгу всегда была фирменной «фишкой» Софи Эллис-Бекстор. Ее-то она и привезет в субботу, 4 октября, в клуб Ray Just Arena. Новый неторопливый образ потребовал новых нарядов — знаменитые ноги от ушей в этом году нередко прячутся под скромным псевдовикторианским платьем, но танцы это вряд ли отменит: можно не сомневаться, что под занавес концерта или на бис прозвучит все, что нужно, — и Groovejet (If This Aint Love), и Me And My Imagination, и Murder On The Dancefloor.

Ленинградский пр-т, 31, стр. 4. Начало в 21.00.

Пишем по-русски

Многие русские писатели сочиняли за границей — кто на отдыхе, кто в эмиграции, кто по иным причинам. Гоголь, Горький, Бунин, Набоков… В 1904 году в Баденвайлере на юге Германии умер Чехов. Теперь там единственный вне России его музей. Спустя век с небольшим название городка дало имя конкурсу драматургии для авторов, живущих за пределами нашей страны, но пишущих на русском языке.

В театре «АпАРТе» начинается презентация пьес, представленных на «Баденвайлер 2014» и победивших в двух номинациях: «Пьесы» и «Пьесы для детского театра», а также получивших спецпризы.

Сегодня в 19.00 можно будет послушать пьесу «Что мы знаем о декабре» Валерия Чепурина (Украина). 4 октября в 16.00 покажут «Муки здравомыслящих» Сергея Руббе (Германия), а в 19.00 — «И мне больше не интересно, как ты там» Оксаны Савченко (Украина). 5 октября в то же время прочтут, соответственно, «Формулу Кардано» Александра Углова (США) и «Тюремный тариф премиум класса» Владимира Горбаня (Украина).

Вход на все читки свободный, а услышанное можно будет обсудить — с известными драматургами, театральными критиками и театроведами, в числе которых Ксения Драгунская, Римма Кречетова, Ирина Мягкова, Марина Тимашева и др.

Тверской б-р, 8, стр. 1.

Мастер изящных пространств

В Одностолпной палате патриаршего дворца в Кремле продолжает работать выставка «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля» шотландского архитектора, художника и дизайнера, пожалуй, самого яркого модерниста в британской архитектуре.

Он синтезировал разные искусства и создавал уникальную мебель и декоративные элементы, витражи и текстиль. Редкий случай, когда эпитет «уникальный» оправдывается на все сто: стиль Макинтоша безошибочно узнаваем — с «визитной карточкой» в виде знаменитого стула. Пионер работы с трафаретами для создания изысканных интерьерных мотивов, великолепный график, создавший эскизы афиш, обложек журналов, открыток, торговых марок шотландских коммерческих фирм, Макинтош оказал огромное влияние на европейские архитектуру и дизайн XX века. Посредством чего, как раз и можно увидеть на выставке: эскизы интерьеров, образцы мебели, светильники, витражи, авторские трафареты, а также — акварели и пейзажи, раскрывающие еще одну грань дарования художника.

К слову, отличное дополнение к выставке «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» в «Пушкинке». Британское такое…

Московский Кремль. До 9 ноября.

«Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе», — сказал когда-то герой знаменитых «Денискиных рассказов». С тех пор прошло больше полувека, и мир вокруг сильно изменился, простые истины — беззаветная дружба, искренность, честность и бескорыстие — номинально по-прежнему в цене, но по факту их, кажется, очень не хватает. Как и веселых приключений, без которых немыслимо счастливое детство – ни тогда, ни сейчас.

В попытке хотя бы отчасти заполнить пробелы, Молодежный театр (РАМТ) представляет 4-го (в 19.00) и 5-го (в 12.00) октябряпервую премьерунового сезона — «Денискины рассказы» – спектакль, как говорится, для всей семьи о приключениях Дениса Кораблева и его друзей. Пьесу по любимым многими рассказам Виктора Драгунского написала его дочь писатель и драматург Ксения Драгунская. Постановщиком выступил ученик Леонида Хейфеца Рустем Фесак, и его постановка — хороший повод взрослым вспомнить, а детям узнать о том, как здорово «играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать» или «в выходной день утром залезть к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке».

Театральная пл., 2.

Первое признание Лоуренс Шиллер получил в 20 лет, когда журнал Life впервые опубликовал сделанную им фотографию Head Over Heels In Work. С тех пор карьера фотографа развивалась более чем стремительно. Ему доверяют освящать предвыборную кампанию Ричарда Никсона в 1960 году, он сотрудничает с Playboy и — в 1962-м, в возрасте двадцати двух лет, — впервые снимает Мэрилин Монро. Актриса прониклась таким доверием к Шиллеру, что он стал ее личным фотографом.

По его собственному признанию в книге «Мэрилин и я», Монро практически научила его фотографировать, совершенствовала его как профессионала, они вместе выбирали удачные кадры. Шиллер работал с ней последние два года ее жизни, став одним из немногих людей, кто видел ее в последние дни перед смертью.

Понятно, что именно фотографии актрисы составляют основу экспозиции «Личный фотограф» в Центре фотографии им. братьев Люмьер, но не только. Признанный мастер портретного жанра, Шиллер снимал многих знаменитостей, пробовал себя в кинематографе и литературе — все это так или иначе представлено в 30 выставленных фотографиях, охватывающих большой, и, пожалуй, самый интересный период его творчества.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 23 ноября.

Кэмп — это направление в искусстве, основанное на любви к неестественному, искусственному и преувеличенному, оно воплощает победу стиля над содержанием, эстетики над этикой, иронии над трагедией. И эстетика «плохого» — второсортного, вульгарного, пошлого, постыдного и т.д. – нуждается в объяснении. Кэмп и как стиль, и как вкус, и как мировосприятие помогает найти точный язык описания «плохого» и почему мы его так любим.

О плохих фильмах, которые невозможно не любить, и пойдет речь сегодня вечером на лекции философа, культуролога, доцента факультета философии НИУ ВШЭ Александра Павлова «Кэш, трэш, эш: второсортное кино на службе у кэмпа» в Государственном центре современного искусства. Какое кино считается плохим и почему. На каких основаниях фильмы признаются «плохими», даже если это голливудские крупнобюджетные ленты. Когда и как возник дискурс «плохого кино». Все ли плохие фильмы можно описать с помощью категории кэмпа и т.д. Киноманам должно быть интересно.

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Начало в 19.30.

В последние годы британские театры в поисках актуального материала все чаще обращаются к своему недавнему прошлому. Общественная история циклична, и чем дальше, тем быстрее она повторяется. Одна из весенних премьер Национального театра – «Маленький семейный бизнес» — вернула на сцену комедию Алана Эйкборна 1987 года, закоротив критику тэтчеровской «декады материализма» на безоглядный консьюмеризм дня сегодняшнего.

Новая постановка театра Windham's «воскрешает» пьесу, еще не успевшую состариться — камерную драму Дэвида Хэа «Верхний свет», премьера которой состоялась в лондонском театре Cottesloe в 1995-м. Кира Холлис (ее играет звезда прошлогодних хитов «Великий Гэтсби» и «Внутри Льюина Дэвиса Кэри Маллиган) живет на окраине города в небольшой квартире в блочном доме. Каждый будний день она садится в автобус, открывает книгу и едет на работу в школу. Ее цель — сделать жизнь других людей немного лучше. Но счастлива ли она сама? На этот вопрос девушка попытается ответить однажды вечером, когда в ее дверь неожиданно постучит Эдвард, сын бывшего возлюбленного Киры, и сообщит ей печальную новость: его мама умерла некоторое время назад. Следом на пороге появится и сам Том, отец Эдварда (в исполнении Билла Найи). Он будет шутить по поводу холодного обогревателя, раздавать советы по приготовлению спагетти и отказываться резать сыр… Восхитительная драма Хэа — и спектакль Стивена Долдри — фокусируются в картине мира конкретного человека. Точнее, троих людей, которые когда-то были неразлучны, а теперь ищут общий язык. Спектакль будет 7 октября транслироваться в кинотеатре «Формула кино Горизонт», открывая новый Театральный киносезон 2014/2015.

Комсомольский пр-т, 21/10. Начало в 19.30.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow