СюжетыКультура

На нас идет вишневый сад

Обозреватель «Новой газеты» получила премию Станиславского

Этот материал вышел в номере № 111 от 3 октября 2014
Читать
Обозреватель «Новой газеты» получила премию Станиславского
Изображение

Международный фонд Станиславского назвал имена лауреатов премии Станиславского 2014 года и объявил программу фестиваля «Сезон Станиславского». В номинации «Театроведение и театральная критика» премия присуждена нашему обозревателю Марине ТОКАРЕВОЙ — за книгу «Сцена между небом и землей. Театральные дневники ХХI века» (М.: АСТ, 2014). А жюри премии — Людмила Максакова, Инна Соловьева, Алексей Бородин, Сергей Женовач, Алексей Бартошевич: все абсолютно бесспорные театральные имена, лучшая «коллегия выборщиков».

Премия Станиславского-2014: кто отмечен?

Книга Марины Токаревой вышла в «Редакции Елены Шубиной», где издается обычно качественная проза. Но это и есть проза, театральная проза — изящная, точная, тревожная в социальных диагнозах. Театр здесь — и предмет любви, и площадка для наблюдений, и оптическое устройство для укрупненного рассмотрения всей нашей жизни. А главные герои — Петр Фоменко, Лев Додин, Анатолий Васильев, Валерий Фокин, Дмитрий Крымов — становятся еще и персонажами. Тем более что в ткань книги включены фрагменты обширных и очень органичных в блеске разговора Марининых интервью. (Ей рассказывают даже страшные сны: так, Петр Семак, ведущий актер Льва Додина, признался, что летает во сне, — пока не услышит над собой голос любимого худрука, грозно критикующего высоту полета и стиль работы крыльями.)

У Токаревой есть абсолютно четкая позиция: коммерциализация сцены, воинствующий поход псевдоавангарда, распад «Таганки», судьба «Гоголь-центра», благоговейная мода на театр Константина Богомолова — все оценено недвусмысленно четко, с острым изяществом. И все складывается в единую хронику, эпос сцен Москвы и Петербурга «переломных времен».

В номинации «Событие сезона» премия Станиславского присуждена двум породненным спектаклям Московского театра юного зрителя: «С любимыми не расставайтесь» Генриетты Яновской и «Леди Макбет нашего уезда» Камы Гинкаса. «Породненным» не только потому, что два замечательных режиссера МТЮЗа, Яновская и Гинкас, — супруги с почти полувековым стажем, но и потому, что в них слышен диалог двух глубоких и очень разных людей, привыкших жить, думать и дышать вместе. Спектакль Яновской по Володину — это про рай, даром что рай сияет пустыми молочными бутылками и стеклами телефонных будок в Ленинграде 1960-х, возле райсуда по разводам. Спектакль Гинкаса по Лескову — это про ад. Бревенчатый, просмоленный, законопаченный ад, где нет жестких норм и четких непреступаемых правил, и сорваться в кипящую смолу любому легко. И в конечном счете — рай и ад здесь разместились в одной обители, родной до черточки…

В номинации «Лучшая женская роль» премию-2014 получит Елизавета Боярская, притом за две роли. Именно она играет в «Леди Макбет нашего уезда» Гинкаса Катерину Измайлову — сильно, страшно, чувственно. В ключевых сценах — секунд на десять, одним жестом-репликой перебрасывает свою героиню из Мценска XIX века в наши дни.

В номинации «Лучшая мужская роль» премия Станиславского присуждена Даниле Козловскому — Лопахину в спектакле Льва Додина «Вишневый сад». Второй лауреат — Олег Ханов, премьер Башкирского академического театра драмы.

В номинации «Сценография» награжден Дамир Исмагилов — главный художник по свету Большого театра (а до того — МХТ им. А.П. Чехова), автор световых партитур к 350 спектаклям. В номинации «Театральная педагогика» — профессор ГИТИСа, легендарный в театральной Москве преподаватель сценической речи Сусанна Серова.

В номинации «За вклад в развитие российского театрального дела» премия Станиславского присуждена Владимиру Урину. С июля 2013 года он — генеральный директор Большого театра. Работе в ГАБТ предшествует «героическое двадцатилетие» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко: в эпоху Урина туда пришли хореографы мирового класса, реконструировано здание… и не раз «второй музтеатр Москвы» казался зрителю первым.

Премию Станиславского «За вклад в развитие мирового театра» получат два британских режиссера: Кэти Митчелл и Сэм Мендес. Оскароносного режиссера «Красоты по-американски» знают все — но основы творчества Мендеса заложены именно в театре, в его постановках играли Джуди Денч и Николь Кидман. Кэти Митчелл, напротив, выходит из театра в своеобразное кино: ее умные и глубокие спектакли всегда пронизаны видео в духе Бергмана и Тарковского, они абсолютно верны традиционным ценностям — и опрокидывают представления о формах театра.

Специальная премия Станиславского присуждена театральному проекту Благотворительного фонда Константина Хабенского и МТС «Поколение Маугли». Главная задача фонда — помощь детям с заболеваниями головного мозга. В мюзикле «Поколение Маугли» участвуют одаренные дети из театральных студий. Константин Хабенский — художественный руководитель проекта. Алексей Кортнев — автор музыки и песен к спектаклю. Весь доход от продажи билетов предназначен для лечения детей с тяжелейшими диагнозами.

Фестиваль: из Ветхого Завета в мини-маркет

Имена новых лауреатов премии Станиславского объявляют перед началом театрального фестиваля «Сезон Станиславского». В 2014-м фестиваль начнется 3 октября — спектаклем японской театральной компании Chelfitsch «Super Premium Soft Double Vanilla Rich» (на сцене Театра Луны). Режиссер и автор пьесы — 40-летний Тошики Окада (как драматург он известен в Японии, награжден премией Кэндзабуро Оэ). Странные человечки его спектакля служат или тусуются в ночном мини-маркете у метро, где все по-детски ярко, где корпоративные тренинги наивны и беспощадны, как игра «Зарница» большого бизнеса, где любимый сорт мороженого может заместить городскому мизераблю времен Мураками так много, что и доктор Фрейд удивился бы. На сцене у Окада — процветающие вроде как японские правнуки чаплинских бродяжек, пехота «золотого миллиарда». Это счастье? Ой…

7 октября на сцене Театра Луны — проект Пиппо Дельбоно «Генрих V». Известный итальянский режиссер, экспериментатор и возмутитель спокойствия, вложил шекспировскую хронику в 75 минут действа, где главным кажется обалдевший и измученный народ — мясо любой войны, тело любой державы, коллективный разум в черной коже доспехов.

10–12 октября на сцене Театра имени Пушкина — «Платонов» Люка Персеваля. Худрук театра «Thalia» (Гамбург) принадлежит к ведущим режиссерам Германии: только в 2013 году спектакль «Каждый умирает в одиночку» Персеваля получил престижную дефиницию «Спектакль года» и премию «Фауст», немецкую «Золотую маску», в главной номинации. Кстати, «Золотую маску»-2013 Персеваль тоже получил. Его спектакль «Там за дверью», прошедший в Москве на прошлогоднем фестивале «Сезон Станиславского», был награжден в номинации «Лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2013 году».

Но «Платонов» Персеваля поставлен не в Германии, а во Фландрии — на родине режиссера, в Национальном театре Гента. В Европе NT Gent известен хорошо. У нас он впервые.

16–18 октября на сцене Театра имени Пушкина — «Книга Иова» Эймунтаса Някрошуса. Эскиз спектакля был показан год назад в подмосковной Любимовке (Фонд Станиславского восстанавливает имение Константина Сергеевича, там начинает работать театральный центр). Тогда зрителей трясло крупной дрожью в ночном усадебном саду: ветхозаветная скорбь, ветхозаветное мычание раздавленного горем праведника и богоборца, гибкий сатана с кладбищенской лопатой, притороченной к спине, как заплечный мешок, юный и румяный Господь, седой Иов, оплетенный гроздьями горящих электроламп (метафора его проказы — или нашей цивилизации)… все это (и многое, многое другое на сцене!) било прямо по сердцу.

«Книга Иова» — из лучших спектаклей Някрошюса. Класса его «Макбета» и «Отелло».

16–18 декабря «Сезон Станиславского» завершат гастроли МДТ — Театра Европы. Впервые в Москву приедет «Вишневый сад» Льва Додина с Ксенией Раппопорт, Елизаветой Боярской и Данилой Козловским. Москвичи ездят в Питер на этот спектакль с марта, со дня премьеры — и профессиональная молва дружно называет его важнейшим событием театрального года.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow