СюжетыПолитика

Нынешнему президенту Бразилии Дилме Руссефф придется отстаивать свою должность во втором туре

В Бразилии — латиноамериканском гиганте с населением, перешагнувшем за 200 миллионов человек, в первой декаде октября по традиции состоялись всеобщие выборы. Заметим, что правом голоса в стране на сегодня обладают почти 143 миллиона граждан.

Этот материал вышел в номере № 114 от 10 октября 2014
Читать
В Бразилии — латиноамериканском гиганте с населением, перешагнувшем за 200 миллионов человек, в первой декаде октября по традиции состоялись всеобщие выборы. Заметим, что правом голоса в стране на сегодня обладают почти 143 миллиона граждан.
Изображение

Интрига сражения за главное кресло определилась драматическим обстоятельством — гибелью в авиационной катастрофе одного из 11 кандидатов. До этой трагедии бесспорным фаворитом считалась действующий президент с болгарскими корнями Дилма Руссефф, женщина-политик, впервые в истории избранная на ответственную должность в 2011 году. Она выдвиженка правящей Партии трудящихся. К тому времени партия находилась у власти восемь лет и добилась под руководством ее основателя и бессменного лидера Луиса Инасио да Силвы, ставшего знаменитым под именем Лула, впечатляющих результатов на внутреннем и внешнем фронтах. Достаточно указать, что за период его правления удалось вытащить из нищеты огромное количество бедняков. Страна примеряет на себя одежды великой державы, реально претендует на место постоянного члена Совета Безопасности ООН.

К окончанию мандата рейтинг доверия к этому самородку зашкаливал, и его подталкивали реформировать Конституцию во имя продления мандата. Но он отказался сделать это, преподав наглядный урок демократии. И предложил выдвинуть на освобождающееся кресло Дилму Руссефф. Она и была избрана главой государства и в целом с незначительными модификациями продолжала курс Лулы да Силва. Степень ее поддержки оставалась достаточно высокой до того момента, пока в июне прошлого года не грянули мощные социальные протесты, обусловленные недовольством значительными тратами на предстоящий чемпионат мира по футболу и небрежением к нуждам общества. Президент дала адекватный ответ на вызовы, подчеркнув, что следует прислушиваться к голосу улицы, и частично выполнила эти требования. Но ее популярность заметно снизилась.

Первоначально с ней конкурировали еще два соперника. Один — Аэсио Невес, молодой сенатор, баллотировавшийся от Партии бразильской социал-демократии. Другой — Эдуардо Кампуш, бывший губернатор штата Пернамбуко, выдвинутый Бразильской социалистической партией. Тогда замеры общественного мнения давали явное преимущество Д. Руссефф. Но гибель Эдуардо Кампуша 13 августа перепутала все карты. Руководители партии социалистов выдвинули кандидатом на высшую должность Марину Силву, рассматривавшуюся ранее на пост вице-президента. После вынужденной перемены расклад сил резко изменился. На третью позицию передвинулся А. Невес, а за первое место стали конкурировать две дамы, хорошо знавшие друг друга.

Марина Силва внешне чем-то напоминала своего знаменитого однофамильца. Она тоже вышла из низов, родилась в бедной семье, поздно овладела грамотой. Позднее училась в университете. Зарекомендовала себя защитницей экологии, девственных лесов Амазонии. Энергично включилась в кампанию. Сосредоточилась на просчетах администрации, которой вменялись в вину снижение темпов роста, коррупция, недостаточное внимание к социальным вопросам.

Социал-демократический кандидат обещал отпустить экономику в свободное плавание, избавить ее от пут государства. Он объявил о намерении внести существенные коррективы во внешнеполитический курс, дистанцироваться от леворадикальных режимов. Он, кстати, внук знаменитого Танкредо Невеса, ставшего президентом в 1985 году, но не успевшего вступить в должность в связи со смертью.

Предвыборные опросы общественного мнения давали противоречивые результаты. М. Силва и А. Невес менялись местами, неизменно пропуская вперед фаворитку. Она, в свою очередь, не робкого десятка, умеет держать удар, отбивать наскоки с обеих сторон. Сказалась закалка, полученная в тюрьме при диктатуре.

Как и предвидели аналитики, одного тура, который прошел 5 октября, оказалось недостаточно. Наилучшего показателя — 41,5% добилась Дилма Руссефф. За ней, неожиданно для многих, с 33,6% расположился Невес. Они и продолжат борьбу во втором туре. Третью позицию с 21,3%, заняла М. Силва. По разумению А. Невеса, простое сложение протестного электората сулит ему преимущество. Но такая статистка вряд ли правомерна. У грозного противника тоже есть резервы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow