СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 114 от 10 октября 2014
Читать
Культурные события следующей недели

Тлетворное влияние Запада

С 15 по 19 октября в кинотеатре «Формула кино Горизонт» пройдет фестиваль европейского кино West Wind. В программе — самый сок европейского мейнстрима: романтические комедии из Голландии и Финляндии «Тосканская свадьба» и «21 способ разрушить брак», чешская спортивная драма «Игра по правилам», словенский триллер из школьной жизни, обладатель специального приза Венецианского кинофестиваля «Классовый враг» и многое другое.

Фильмом открытия (начало в 19.00) назначена франко-германо-швейцарская лента «Зильс-Мария» Оливье Ассайяса с несравненной Жюльет Бинош в роли актрисы Марии Эндерс, которой было всего восемнадцать, когда, исполнив в театре роль всей своей жизни, она стала всемирно известной. Славу ей снискала роль Сигурд, амбициозной девушки, которая соблазнила и довела до самоубийства свою начальницу Хелену.

Двадцать лет спустя Марии снова предлагают поучаствовать в постановке той же пьесы — правда, на этот раз в роли Хелены. После сеанса состоится встреча с сыгравшим в фильме одну из ролей Лайрсом Эйдингером. Кроме него, гостями фестиваля в этом году станут актрисы Луна Мийович, Беттина Стаки («Страна мечты», 2013) и Тора Хельга Бьёрг («Металхэд», 2013), режиссер Рок Бичек и актер Дан Давид Мревлье Натлацен («Классовый враг», 2013), а также продюсер Бригитте Кергер («Слепое пятно», 2012). Программа «Западного ветра» и подробности о фильмах ищите на сайте арт-объединения CoolConnections, давно и упрямо радующего москвичей подобными микрофорумами отличного кино.

Комсомольский просп., 21/10.

Мастер изящных пространств

В Одностолпной палате патриаршего дворца в Кремле продолжает работать выставка «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля» шотландского архитектора, художника и дизайнера, пожалуй, самого яркого модерниста в британской архитектуре.

Он синтезировал разные искусства и создавал уникальную мебель и декоративные элементы, витражи и текстиль. Редкий случай, когда эпитет «уникальный» оправдывается на все сто: стиль Макинтоша безошибочно узнаваем — с «визитной карточкой» в виде знаменитого стула. Пионер работы с трафаретами для создания изысканных интерьерных мотивов, великолепный график, создавший эскизы афиш, обложек журналов, открыток, торговых марок шотландских коммерческих фирм, Макинтош оказал огромное влияние на европейские архитектуру и дизайн XX века. Посредством чего, как раз и можно увидеть на выставке: эскизы интерьеров, образцы мебели, светильники, витражи, авторские трафареты, а также — акварели и пейзажи, раскрывающие еще одну грань дарования художника. К слову, отличное дополнение к выставкам ГМИИ им. Пушкина.

Московский Кремль. До 9 ноября.

Камерная по составу, но фундаментальная по содержанию выставка «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции» в ГМИИ им. Пушкина интересна не только тем, что представляет 12 экспонатов знаменитых художников и дизайнеров XIX века из коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта и 20 работ современных дизайнеров и позволяет посмотреть на ключевую, пожалуй, эстетику XX века — дизайн как таковой, — но и тем, что явственно обозначает вектор собственного развития «Пушкинки», до недавнего времени игнорировавшей по большому счету иные парадигмы изобразительного искусства, кроме классической.

В этом смысле начать вовлекать дизайн в сферу своего внимания с той точки в истории, когда он зародился, — что называется, попасть в десятку. Британский дизайн — по сути, первый дизайн вообще, к тому же отражающий такое качество всей культуры Туманного Альбиона как одновременное стремление к сохранению традиции и к беспрестанному обновлению, — подходит для этого наилучшим образом. Синтез архитектуры, живописи и декоративного искусства основоположника легендарного «Движения искусств и ремесел» Уильяма Морриса, функциональные визуальные формы его современника, первого независимого и коммерчески успешного промышленного дизайнера Кристофера Дрессера — и «актуальные» видеопроекции Кристофера Пирсона, минимализмы архитектора Захи Хадид, мультимедиа-инсталляции Дэвида Куайолы, стул «Воплощение» Джулиана Майора, очевидно вдохновленный креслом Чарльза Рени Макинтоша, и другие экспонаты позволит совершить краткий экскурс в прошлое и будущее британского дизайна: от классиков XIX века к главным тенденциям современности.

Ул. Волхонка, 12. До 30 ноября.

Районное танго

Аргентинский ансамбль Del Barrio впервые приезжает в Россию, но сразу с двумя программами — академической и традиционной. 15 октября в Большом зале Московской консерватории (ул. Большая Никитская, 13/6) музыканты исполнят классические сочинения Астора Пьяццоллы и Ариэля Рамиреса, причем Misa Criolla — «Креольская месса» — последнего, созданная на основе народных мелодий Аргентины, Боливии и Южных Пампасов с их яркими характерными интонациями и ритмами, прозвучит при участии Камерного хора консерватории.

К ней добавится кантата для хора «Рождество Господне». Ее знают здесь практически все, хоть и не догадываются об этом: фрагмент в исполнении Оркестра Поля Мориа использовался в заставке телепрограммы «В мире животных». Что же говорить о пьесах Libertango и OblivionПьяццоллы — это вообще классика.

А двумя днями позже, 17 октября, Del Barrio, что, кстати, означает «район», представит на сцене Театра Эстрады (Берсеневская наб., 20/2) танцевально-музыкальное шоу Pasion Argentina, сотканное из танго и милонги, ритмов и эмоций и — популярных мелодий Эндрю Ллойда Уэббера и Херардо Эрнана Матоса Родригеса, Хуана Карлоса Касереса, того же Пьяццоллы и других композиторов. У руля оба вечера — Иларио Баггини, мультиинструменталист-виртуоз с целым арсеналом традиционных струнных и деревянных инструментов — чаранго, ронроко, кена, кеначо, сикус, тарка, эрке, эркенчо, — которые звучат также вкусно, как называются. В составе ансамбля также фортепиано, классическая гитара, виолончель и бандоненон.

Начало концертов в 19.00.

Изящная и злободневная повесть Виктора Шендеровича «Соло на флейте. Конец света в диалогах и документах» состоит из полутора сотен коротких — на четыре-пять реплик — диалогов, медицинских справок, милицейских протоколов, газетных заголовков, телефонных разговоров, рекламных объявлений… и весь этот калейдоскоп складывается в картину жизни главного героя — «маленького человека», который хотел быть не таким, как все, и этого ему не простили.

Некто Сырцов считает себя инопланетянином, посланным на Землю, чтобы вынести решение о дальнейшей судьбе человеческой цивилизации. Окунувшись в суровую реальность, он — вполне ожидаемо — принимает решение не в пользу продолжения рода людского. И все вроде бы ясно: Сырцова подлечить — и на выписку. Но тут героем заинтересовывается одна очень компетентная организация…

В премьере«Другого театра» «Апокалипсис для флейты» Сырцова играет популярный шоумен Сергей Белоголовцев, заболевший ролью настолько, что в какой-то момент взял на себя функции режиссера и превратил повесть Шендеровича в эдакое «кабаре в стиле «милитари» под игривые песенки Макса Раабе (в этом ему сильно помог замечательный пластический режиссер Леонид Тимцуник – кто видел во МХАТе «N13», наверняка, помнит его в роли «мертвого тела»). В неожиданном — глубоком и трагичном — исполнении Белоголовцева маленький человек Сырцов становится чуть ли не героем нашего времени, вокруг которого разворачивается безумная и безумно смешная «окружающая действительность».

Смотрите 12 и 26 октября на малой сцене ДК им. Зуева.

Ул. Лесная, 18. Начало спектаклей в 19.00.

10, 11, 12 октября в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского состоится российская премьера оперы Бетховена «Леонора». Постановка, которую коллектив готовил под руководством выдающегося дирижера Геннадия Рождественского, представит публике первую редакцию единственной оперы композитора, известной в позднейших версиях под названием «Фиделио».

Не секрет, что творческий процесс Бетховена, в отличие, например, от Моцарта, был часто мучительным. Но даже на фоне истории создания других его сочинений судьба «Леоноры» (так называлась драма Жана-Николя Буйи, по которой писалось либретто) выглядит очень драматичной. В конце концов, он добился признания как оперный мастер — признания, которого в то время тайно или явно жаждал каждый композитор. Однако собственной рукой Бетховена партитура была «исполосована» купюрами и переделками буквально вдоль и поперек. С одной стороны, опера стала короче, динамичнее, образы — яснее. Но вместе с длиннотами ушли многие красоты, важные смысловые и эстетические моменты, а с ясностью пришла большая однозначность и плакатность — то, за что так любили «Фиделио» в советское время.

В Камерном музыкальном театре опера предстанет в своем первозданном виде — без компромиссов и уступок, которых потребовали от самобытного бетховенского гения условности жанра и сцены его эпохи.

Ул. Никольская, 17, стр. 1. Начало спектаклей в 19.00 (10 октября) и в 18.00 (11 и 12 октября).

14 октября в Мультимедиа Арт Музее открывается выставка «Факты и Вымыслы» — около 90 произведений известных фотографов из художественной коллекции банка UniCredit, который таким благообразным образом отмечает четверть века своего присутствия в России.

Представляемые снимки создавались начиная с 1980-х годов и отобраны таким образом, чтобы представить двойственность природы фотографии: точная аналитическая фиксация реальности — фактов — с одной стороны, и создание искусственной, но при этом правдоподобной параллельной реальности — вымыслов — с другой. Нехитрая концепция объединяет в три раздела — «Документирование реальности», «Трансформация реальности» и «Изобретение реальности» мастеров с весьма разными способами смотреть на мир. Есть на что посмотреть.

Ул. Остоженка, 16. До 9 ноября.

Бланш ДюБуа — заветный лакомый кусочек для актрис, вступивших в золотую пору зрелости. Интересно, что двум самым первым Бланш — Джессике Тэнди и Вивьен Ли — на момент бродвейской и лондонской премьер «Трамвая “Желание”» еще не исполнилось сорока, тогда как последующие знаменитые исполнительницы этой роли — Розмари Харрис, Энн-Маргрет, Джессика Лэнг, Наташа Ричардсон, Кейт Бланшетт — все, за исключением Рейчел Вайс, уже переступили сакраментальный возрастной порог (а любимица самого Теннесси Уильямса Талула Бэнкхэд сыграла Бланш аж в 54 года).

46-летняя Джиллиан Андерсон идеально вписывается в «демографическую группу» более поздних трактовок образа Бланш, в которых — в отличие от изначальной версии Элии Казана — симпатии режиссера и зрителей принадлежат Бланш, а никак не брутальному мужлану Стэнли Ковальски. Преображение легендарного агента Скалли из «Секретных материалов» в стареющую красотку с американского Юга превратило постановку Бенедикта Эндрюса в самый быстрораскупаемый спектакль за более чем сорокалетнюю историю лондонского театра «Янг Вик».

Преображение впечатляющее: интеллектуалка Андерсон великолепно справляется с ролью — с повадками вечной королевы бала, с гипертрофированным «южным» акцентом, с пластикой опустившейся femme fatale. На ее фоне раскачавшийся Бен Фостер трактует своего Стэнли несколько одномерно, но все же вполне компетентно. А юной Ванессе Кирби удается показать доброту и человечность Стеллы без потерь по части разбитного новоорлеанского сексапила. Все это упаковано в режиссерский и сценографический хай-тек, который можно будет увидеть 14 октября на экране «Формулы кино Горизонт», а затем и в других кинотеатрах сети «Формула кино».

Комсомольский просп., 21/10. Начало в 19.30.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow