СюжетыСпорт

Олимпиада свелась к формуле

С опозданием лет на двадцать «Формула-1» все-таки до нас добралась — сегодня «Сочи Автодром» принимает королевские гонки в рамках дебютного «Гран-при России»

Этот материал вышел в номере № 114 от 10 октября 2014
Читать
С опозданием лет на двадцать «Формула-1» все-таки до нас добралась — сегодня «Сочи Автодром» принимает королевские гонки в рамках дебютного «Гран-при России»
Изображение

Если бы не зимние Олимпийские игры, трассу для «Формулы» не построили бы вообще, тем более что вписали ее непосредственно в контуры прибрежного кластера в Имеретинской низменности. По мне, так лучше бы за эти годы довели до ума хотя бы одну автостраду, ну хоть от Москвы до Питера, но у нас иррациональное всегда впереди рационального и рачительного. Но за фанатов «Формулы-1» можно порадоваться — они ждали-ждали и наконец дождались.

Вначале было слово главного человека королевских гонок Берни Экклстоуна — старина Берни, будучи значительно моложе, бомбардировал советское еще руководство заманчивыми предложениями и ради бренда «Гран-при Кремля» готов был хоть Красную площадь закатать в асфальт. Из множества версий, согласно которым выгодное предложение не получило развития, предлагаю свою: помимо дороговизны проекта советские вожди просто-напросто заподозрили что-то неладное в напоре, с которым Экклстоун пробивал свою идею. Да и пропаганда сработала — «Формула-1» представлялась слишком «буржуйским» видом спорта, кровавым и беспощадным.

Вторая волна накатила уже в перестроечные времена, весьма благоприятные для продвижения королевских гонок, но абсолютно нереальные с финансовой точки зрения. Во второй половине 80-х и начале 90-х слова «паддок», «пит-стоп», «болид» звучали как музыка, названия конюшен несли в себе отзвуки какой-то иной, прекрасной и сумасшедшей жизни, имена героев супертрасс произносились едва ли не с придыханием. Естественно, появилась масса проектов и желающих их осуществить — на рубеже веков попыток построить современный трек и явить-таки России заморское чудо было несколько десятков в одном только столичном регионе. Останавливались проекты на разных стадиях по главной причине — господдержки ни одна идея не получала.

Когда государство наконец сдалось под внешним и внутренним натиском (а подписи под договором о проведении первого российского этапа «Формулы-1» были поставлены ровно три года назад), массовое сознание давно уже перестало считать королевские гонки каким-то невероятным и невероятно желанным чудом. Прежние герои давно сошли со сцены, легендарные имена остались для справочников, борьба личностей во многом, если не в решающей степени, превратилась в соревнование моторов. Примерно со второй половины нулевых вся новейшая история F-1 — жесточайшая борьба за то, чтобы популярность гонок не падала совсем уж катастрофически. Отсюда — новые трассы на всех континентах, внедрение самых передовых технологий, в том числе и для показа каждого «Гран-при», завоевание новых рынков, привлечение новых имен.

Сочинский автодром идеально вписался в тенденцию «формулического» продвижения, проект архитектора Германа Тильке оказался привычно удачным, расположение трассы в пределах Олимпийского парка — действительно уникальное, такого больше нет нигде. Трасса, огибающая почти все олимпийские объекты прибрежного кластера, получилась одной из самых протяженных (5853 метра), очень быстрой, с длинной стартовой прямой (1270 метров) и сложной конфигурацией, есть даже повороты с отрицательным уклоном. По инфраструктуре и оснащенности разного рода оборудованием, включающим едва ли не лучшую в структуре автодромов для F-1 систему видеонаблюдения, «Сочи Автодром» можно считать выставкой достижений забугорного хозяйства, перенесенной на нашу почву. Денег по олимпийской традиции не жалели, так что представить миру есть что. А воочию «Гран-при России» увидят 50 с лишним тысяч зрителей, не пожалевших времени и денег на первый в истории «королевский» уик-энд в славном городе Сочи.

Конечно, чтобы оправдать, не говоря уже о том, чтобы наполнить и окупить все то, что наворотили в Сочи, никакой «Формулы» не хватит. Но осуществление этого проекта с учетом грандиозных планов по многофункциональному использованию трека и всего автодрома — не самая безумная идея. Конечно, время для раскрутки не самое удачное, но тут что есть, то есть.

Ожидание праздника оказалось не очень радостным и по вполне конкретной причине — трагедии, случившейся в предыдущий гоночный уик-энд с французским пилотом «Маруси» Жюлем Бьянки. «Гран-при Японии» проводился в условиях надвигающегося тайфуна, на 42-м круге в аварию угодил Адриан Сутиль, а болид Жюля Бьянки, не заметивший желтых предупреждающих флагов, врезался в выехавший на трассу эвакуатор. Гонщик получил тяжелейшие травмы, был прооперирован в ближайшей клинике и находится в коме.

Естественно, вопросам безопасности в Сочи еще и в связи с трагедией на «Сузуке» будет уделено повышенное внимание. Что касается планов провести здесь в будущем гонку на выносливость, а «Гран-при России» перенести на более удачный май и проводить его в ночное время (это в самом деле было бы эффектно), то перспективы во многом будут зависеть от того, как пройдет нынешний стартовый уик-энд.

Одну из трибун уже назвали именем Даниила Квята, молодого российского пилота-дебютанта «Формулы-1», который нынче выступает за «Торо Россо», а в будущем сезоне будет представлять знаменитый «Ред Булл», заменив в этой команде самого Себастьяна Феттеля. Это примерно то же самое, как если бы нападающий «Динамо» Александр Кокорин занял в мадридском «Реале» место Криштиану Роналду, так что случай действительно исключительный.

Шансы на сочинский подиум у идущего на 15-м месте талантливого гонщика, однако, близки к нулю, так что с трибуной все-таки явно поторопились.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow