Сюжеты

Железнодорожная отрасль: два года на рывок

Фото: «Новая газета»

Экономика

 

Старые вагоны стоит убрать с сети, продумать и найти для них или новое предназначение или утилизировать

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на заседании Госсовета 18 сентября поставил амбициозную цель — существенно повысить конкурентоспособность реального сектора российской экономики в ближайшие 2 года. Осуществление данной задачи невозможно без развития и модернизации существующих инфраструктурных мощностей, которые все чаще стали выступать в качестве некоего ограничителя развития отечественной промышленности. Региональное разделение труда и подетальная кооперация — потенциал ее роста — ограничиваются инфраструктурой, замедлением движения грузопотоков, несовершенством транспортных сетей. Между тем процессы, приведшие к таким инфраструктурным условиям российскую экономику, были запущены еще более 10 лет назад.

Главные проблемы — дефицит вложений в строительство новых путей (что не удивительно на фоне нынешнего кризиса) и обновление подвижного состава. О наличии подобных «узких мест» на железнодорожных магистралях постоянно говорят специалисты, выступают эксперты и руководители отрасли.

Президент России отметил важность развития инфраструктуры. Конечно, имелись в виду проекты развития БАМа и Транссиба, реализация которых существенно повысит пропускную способность Восточного полигона, откроет для промышленности колоссальные перспективы на Востоке. Эффект от этих проектов мы увидим только через несколько лет, в тоже время уже сейчас есть возможности по улучшению ситуации. Так, например, большой потенциал заложен в замене изношенного подвижного состава, эксплуатация которого приводит к колоссальным издержкам и, следовательно, к снижению эффективности работы, росту транспортной составляющей в конечной цене товара.

Сегодня на железнодорожной сети России насчитывается примерно 1,2 млн. грузовых вагонов. При этом у четверти из них — превышен предел нормативного срока службы. Однако, в связи с проведенной ранее процедуры продления срока службы, списываться они будут на протяжении 10 лет. Еще более 200 тыс. вагонов выйдут за предельный срок службы в течение 2014-2016 годов. По оценке ОАО РЖД, примерно 250 тыс. вагонов на сети сегодня не пользуются спросом, поскольку отсутствуют объемы грузов. Такое количество избыточного парка — результат реформы, когда вагоны были отданы под хозяйствование частному сектору и как раз срочно требовался парк для освоения грузовой базы.

Лишние вагоны, естественно, занимают место на и так дефицитных железнодорожных путях. ОАО РЖД в годовом отчете подчеркивало, что этот избыток ограничивает пропускную способность и «маневренность» инфраструктуры, снижает скорость доставки грузов. Если в цифрах, то каждые 50 тыс. вагонов требуют дополнительного содержания 130-140 локомотивов, 600-620 локомотивных бригад и потребляют 540-570 млн. кВт/ч электроэнергии. Расходы за все это ложатся на плечи грузоотправителей.

Одновременно, собственники старых вагонов терпят убытки из-за высоких эксплуатационных расходов. К примеру, в августе 2014 года рыночная ставка на полувагон, самый распространенный тип грузового вагона, составляла около 500 рублей в сутки. В это же время собственник на эксплуатацию полувагона старше 22 лет тратит около 700-750 рублей в сутки. В результате, все большее количество старых вагонов вынужденно выводится из перевозочного процесса и направляется в отстой, что, как уже было отмечено, тормозит перевозочный процесс.

Напрашивается вполне уместный вывод — старые вагоны стоит убрать с сети, продумать и найти для них или новое предназначение или утилизировать. При этом не стоит забывать, что отечественное транспортное машиностроение готово предложить отрасли новый и более эффективный подвижной состав.

Появились такие разработки благодаря колоссальному спросу на грузовые вагоны в последние годы. Однако возникшее перенасыщение рынка грузовыми вагонами и инструмент продления срока службы привели к существенному сокращению производства вагонов в 2013-2014 годах по сравнению с предыдущими годами. Простой мощностей и необходимость сокращения персонала — реальность, с которой столкнулись машиностроители. Усугубляло ситуацию то, что многие предприятия являются градообразующими: Рузаевка, Новоалтайск — эти города напрямую зависят от заказа, поступающего на местные вагоностроительные завод.

Позитивным разрешением данной ситуации стало вышедшее 31 июля постановление правительства № 737, делающее невозможным продление срока службы вагонов без модернизации.

Собственники подвижного состава восприняли данное решение в штыки, считая его принуждением к дополнительным издержкам. В прессе появились даже высказывания, противоречащие экономической логике, мол, если вагоны будут направлены на утилизацию, то нечем будет заниматься ремонтным депо. И это тоже представители бизнеса, которые выступают с других позиций, консервативно-неконструктивных. Конечно, и их можно понять, деньги на приобретение старых вагонов были затрачены и, вероятно, не все окупилось. Но это бизнес, это риск, его надо просчитывать, этому учат в вузах. С другой стороны, бизнес часто обвинят государство в косности, замедленном реагировании на все новое. А на деле часть бизнеса, по существу, выступает против модернизации, что противоречит планам развития страны. В текущих экономических и геополитических условиях все должно быть подчинено национальным интересам, которые заключаются в акценте на развитие производственного сектора экономики. «Думай о будущем» — важнейший постулат и залог успешного развития, как отдельного бизнеса, так и целого государства. При этом, в долгосрочной перспективе владельцы вагонов окажутся только «в плюсе», так как новые вагоны обладают большей грузоподъемностью и требуют меньше эксплуатационных расходов. Такова логика научно-технического прогресса, ее никто не отменял.

Решение об отказе от эксплуатации старых вагонов напрямую отражает намерение государства взяться за модернизацию технической базы и повышение конкурентоспособности отечественных производителей. Возможный скачок цен на грузоперевозки из-за более высокой стоимости новых вагонов, которые придется приобретать операторам, компенсируется для экономики в виде как повышения эффективности перевозочной деятельности, так налоговых поступлений от производителей подвижного состава и металлургов, получающих дополнительный заказ. К примеру, в случае выхода вагоностроительных предприятий на полную мощность только федеральный бюджет будет получать более 20млрд. рублей ежегодно, будет создано дополнительных 14 тысяч рабочих мест. Возможности сокращения издержек и соответственно тарифной нагрузки РЖД уже указывались.

Как было сказано, конкурентоспособность страны и ее промышленности основывается на эффективной работе транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожной. В свою очередь работа железных дорог напрямую зависит от степени технического оснащения и уровня загрузки основных магистральных ходов. Отказ от эксплуатации старых вагонов откроет дорогу на рынок новым современным моделям, а так же снизит чрезмерную нагрузку на железнодорожную сеть. Россия не раз уже заявляла о необходимости встать на рельсы инновационного развития. В данном контексте — это как раз тот случай.

Юрий ЩЕРБАНИН д.э.н., профессор, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera