СюжетыОбщество

Булочки с Крымом

Полгода полуостров живет по-российски. Этой жизни трудно подыскать точное определение

Этот материал вышел в номере № 119 от 22 октября 2014
Читать
Полгода полуостров живет по-российски. Этой жизни трудно подыскать точное определение
Изображение

Ранней весной этого года толпы жителей Крыма ежедневно ходили на митинги с требованием проведения референдума о присоединении Крыма к России. Ирония этой ситуации заключается в том, что в самой России референдумы практически невозможны. Наконец они получили то, что хотели: 16 марта референдум фактически состоялся. Это был один из тех трагикомичных моментов в истории, когда сатирический заголовок статьи в американском журнале Onion «Воодушевленные крымские избиратели делают свой последний демократический выбор» оказался пророческим.

Экономика должна быть…

Независимо от политических взглядов все крымчане пострадали от экономической и правовой неразберихи, которая явилась логическим следствием поспешности. Череда проблем, нестыковок и просто дикость происходящего превратили жизнь в идиллических курортных городках на берегу моря в кафкианский кошмар.

Крым по-прежнему в значительной степени зависит от поставок из Украины практически всех основных материалов, продовольствия, воды и электроэнергии. Исключением пока стали нефтепродукты, которые привозят из России напрямую танкерами в порт Феодосии.

Поступление днепровской воды в Северо-Крымский канал перекрыто еще весной, и в Северном Крыму в этом году на урожае зерна, фруктов и овощей, а тем более на рисоводстве и разведении пресноводной рыбы поставлен крест.

Украина обеспечивает 80% потребляемой Крымом электроэнергии. Но Киев, имеющий собственные энергетические проблемы, в частности, с российским газом, начинает, в свою очередь, урезать лимит поставок электроэнергии.

Большая часть свежих продуктов на рынки и в супермаркеты Крыма по-прежнему доставляется из Украины. Теми же фруктами и овощами полуостров не способен обеспечить себя самостоятельно, и даже отсутствие туристов не меняет положения — своей еды крымчанам все равно не хватает. Несколько молочных заводов работают в значительной степени на привозном сырье, мясные и колбасные производства еще больше зависят от Большой земли. Молдавский виноград, полтавские яблоки, херсонская «молочка» — неизменные атрибуты крымского стола. Масло, крупы, сахар и консервы в основном приходят из Украины. В настоящее время все больше продуктов, особенно с длительным сроком хранения, импортируется из России, где оптовые цены на многие товары выше розничных цен в Украине.

С июня, когда Крым за один день перешел с украинской гривны на российский рубль, цены на еду выросли в среднем на 50%. Сыр и рыба подорожали в два раза относительно начала лета, пиво и водка — в три. Это очень тревожный сигнал для любого политического лидера на постсоветском пространстве.

Для некоторых категорий жителей полуострова повышение цен было компенсировано увеличением пенсий, а врачам, учителям и военнослужащим ощутимо повысили зарплату, но покупательная способность большинства крымчан при этом существенно упала. На рынках и в магазинах Крыма цены продолжают расти.

Непреодолимый пролив

Ввоз любого товара на полуостров является почти геополитическим вызовом. Крым не связан напрямую с Россией, а несколько паромов на переправе через Керченский пролив положения не спасают. С целью повышения пропускной способности Керченской переправы в курортный сезон она перевозит только легковые автомобили или автобусы. А большие грузовики попадают в Крым паромом из Новороссийска через Феодосию. Там очередь может достигать двух недель.

Завозить что-либо из Украины не намного легче. 27 сентября Киев, вынужденный обозначить границу с Крымом, который он считает оккупированной территорией, но не желающий, чтобы эта граница стала международной, объявил полуостров зоной свободной торговли.

Начиная с октября для любых товаров, ввозимых на полуостров или вывозимых на «материк», украинская сторона требует таможенного оформления. Тем самым значительно усложняется любая коммерческая деятельность и удлиняются сроки поставок, а это, в свою очередь, приводит к сильному росту стоимости всех товаров. А ведь скоро и Россия введет собственные таможенные требования…

Украина и Россия все меньше сотрудничают. Наоборот, каждая сторона вносит свой вклад в череду бюрократических кошмаров. Владельцы автомобилей в Крыму, например, обязаны заменить украинские номерные знаки на российские, но автомобили при этом остаются на украинском учете, с которого российские гаишники их снять не могут. И если кто-то рискнет на такой машине отправиться на материковую Украину, то первый патруль украинской ГАИ, пробив автомобиль по компьютеру, отправит его на штрафстоянку — ведь номер кузова по украинской регистрации не совпадет с номерным знаком машины.

Кадастром недвижимости Украина с Россией тоже не делится. Российским покупателям недвижимости, которые хотят воспользоваться ситуацией и купить дом на Южном берегу Крыма подешевле, придется платить наличными, получать пакет документов, удостоверяющих права предыдущего владельца на дом, и надеяться, что они смогут в будущем оформить свои права на это выгодное приобретение. С марта в Крыму юридически оформлены буквально считаные сделки с недвижимостью, причем Украина правомочность подобных сделок не признает.

Большинство финансовых операций оплачивается наличными, потому что вместо 80 банков международного уровня, которые работали в украинском Крыму, сейчас здесь работают не более 10–15 малоизвестных кредитных учреждений, которые не опасаются попасть под санкции Евросоюза: например, РНКБ или Генбанк. Основные кредитные карты, такие как Visa, Master Card или American Express, не принимаются к оплате в магазинах и не обслуживаются терминалами крымских банков. Интернет-банкинг и интернет-магазины стали для жителей Крыма недостижимой роскошью.

Абсурд ситуации подчеркивает появление в Севастополе в мае парома «Капитан-лейтенант Казарский» с 20 банкоматами украинской «дочки» Сбербанка России на борту. Севастопольцам предложили подниматься на палубу и там, уже не на территории Крыма, совершать в банкоматах денежные операции. То есть, чтобы избежать санкций, банкиры изобрели своеобразный финансовый дьюти-фри, находящийся, как и магазины беспошлинной торговли, в экстерриториальной зоне.

Поспешность породила и еще одну правовую коллизию. Все граждане Украины, проживающие в Крыму, стали автоматически гражданами России, если они не задекларировали решение отказаться от российского гражданства в течение одного месяца. Три с половиной тысячи крымчан подали эти заявления, несмотря на трудности в переполненных отделениях, которых было открыто всего пять на весь Крым.

Тем не менее российские власти оказались не готовы к тотальной паспортизации населения Крыма и не успели изготовить бланки новоиспеченного региона, которому поспешно присвоили номер 82. В результате жители полуострова стали получать паспорта с кодами других регионов Российской Федерации, но с крымской пропиской. Такие гибридные документы вызвали подозрение у банковских менеджеров и посольских чиновников. Владельцам таких паспортов уже отказывают в банковских кредитах и визах.

Есть еще одна большая проблема — решение Москвы с июля этого года о квоте в 5,4 тысячи «иностранцев», которым будет разрешено иметь вид на жительство в Крыму. В связи с более мягким законодательством Украины многие люди, постоянно проживающие на полуострове и имеющие здесь недвижимость и работу, зарегистрированы в других областях Украины. Никаких проблем с украинскими властями по этому поводу у них не было. Сейчас они оказались вне закона, даже если родились в Крыму и регистрацию поменяли по сиюминутным причинам. Также вне закона оказались тысячи вернувшихся на родину крымских татар, которые не успели зарегистрироваться, и студентов, выехавших на учебу в вузы других областей Украины. Эти люди не смогут ни получить российский паспорт, ни попасть в столь мизерную квоту.


Ненасильственное сопротивление

Москва не нуждается в указах или законах, чтобы поступать так, как хочет, — это видно по тому, как новые российские власти обращаются с крымскими татарами, которые составляют примерно 13% населения полуострова.

С большой вероятностью можно утверждать, что крымские татары не участвовали ни в мартовском референдуме, ни в выборах в Госсовет Крыма и в органы местного самоуправления 14 сентября. Российским властям такое поведение по меньшей мере не нравится. Бойкот крымскими татарами референдума и выборов был самым дерзким вызовом российским властям во время, казалось, совершенно безоблачного процесса присоединения Крыма. Сплоченная крымско-татарская община имеет давние традиции ненасильственного сопротивления.

Бесспорный лидер крымских татар Мустафа Джемилев, народный депутат Украины, первый председатель меджлиса крымских татар, проведший много лет в советских тюрьмах и лагерях за свою политическую активность, так высказался о присоединении Крыма: «Это акт политического бандитизма, который происходит средь бела дня в самом центре Европы». Эти слова Джемилев произнес в Киеве, где сейчас живет, потому что крымские власти запретили ему на пять лет въезд в Крым (тот же запрет настиг и нынешнего главу меджлиса Рефата Чубарова, теперь он председательствует на заседаниях меджлиса с помощью скайпа). Российские власти запретили Джемилеву не только въезд, они пошли дальше и запретили его книги, включив их в список недозволенной литературы, состоящий из более чем 2000 наименований.

Власти не разрешают проведение общественных мероприятий крымских татар, как правило, под смехотворными предлогами. Годовщину депортации, которую крымские татары ежегодно отмечали 18 мая в центре Симферополя многотысячным траурным митингом и на котором обязательно выступали украинские политики национального уровня, запретили проводить буквально за пару дней до траурной даты, заявив, что «это опасно», хотя в этом году исполнилось 70 лет со дня трагического события. Проведение 23 августа Дня памяти жертв сталинизма было запрещено, потому что в Крыму стояла жаркая погода, хотя накануне, в День российского флага, пророссийским активистам эта жара не помешала развернуть на площади Ленина в Симферополе 18-метровый российский триколор.

Регулярные обыски, проводимые вооруженными полицейскими с помощью ОМОНа и сил «самообороны» в крымско-татарских школах, мечетях, общественных центрах, в домах и в фирмах, принадлежащих крымским татарам, под предлогом поиска оружия, взрывчатки и запрещенной литературы, сеют панику среди крымско-татарского населения. В середине сентября, перед выборами, которые крымские татары собирались бойкотировать, здание меджлиса в Симферополе было раскрашено оскорбительными граффити, вдобавок со здания неизвестные сорвали флаг Украины (единственный украинский флаг, вывешенный в Крыму). Через несколько дней это же здание окружили полиция и спецназ и выкинули на улицу сотрудников и журналистов. На следующий день 15 судебных приставов прибыли, чтобы арестовать имущество и банковские счета меджлиса и «Фонда Крым».

В бредовой ситуации оказался крымско-татарский телеканал АТР, который дотошно освещал все перипетии борьбы властей с меджлисом. Руководство телеканала получило предупреждение от центра МВД России по борьбе с экстремизмом, в котором сказано, что телеканал «упорно закладывает мысль о возможных репрессиях по национальному и религиозному признаку, способствует формированию антироссийского общественного мнения, преднамеренно разжигает среди крымских татар недоверие к власти и ее действиям, что косвенно несет угрозу экстремистской деятельности». При этом сотрудники МВД потребовали предоставить регистрационные документы телеканала АТР, договоры аренды помещений и подробную информацию о сотрудниках телеканала.

Крымско-татарские СМИ являются главным объектом давления на прессу, но основные нарушения свободы слова в Крыму не имеют национальной окраски. Многие крымские журналисты покинули полуостров. Центр журналистских расследований, один из самых компетентных и независимых информационных ресурсов, прекратил работу на территории полуострова, когда в помещении, которое он арендовал у частной Черноморской телерадиокомпании, ЧТРК (в народе ее называют «Черноморка»), были проведены обыски, изъята вся аппаратура, а само помещение опечатано под предлогом финансовых претензий. Руководителю центра и ведущим журналистам пришлось уехать в Киев. Полностью парализована в Крыму работа независимых интернет-ресурсов «События Крыма» и blackseanews.net, они продолжают работать на территории материковой Украины.

В течение полугода несколько крымских, украинских и зарубежных журналистов подверглись нападениям, некоторые были избиты и даже похищены. Особенно много подобных случаев произошло в марте, счет нападениям шел на десятки. В результате журналисты или приняли правила игры крымских властей, или уехали, спасаясь от преследований, так что можно считать информационное пространство Крыма идеально «зачищенным».


Мировое сообщество против

Более полугода Автономная Республика Крым, которая еще недавно официальной Москвой однозначно признавалась неотъемлемой частью Украины, теми же политиками провозглашается исконной российской территорией. Эта ситуация отрицательно воспринимается значительной частью остального мира, и наложенные на Россию санкции вряд ли будут сняты, даже если окончательно прекратятся военные действия в Восточной Украине.

Но разногласия по поводу статуса Крыма — это не просто спор между двумя постсоветскими государствами. На карту поставлено доверие двух ведущих западных демократий — США и Великобритании. Эти страны вместе с Россией гарантировали территориальную целостность Украины в Будапештском меморандуме 1994 года; взамен Украина отказалась от ядерного оружия. Если буква или дух документа будут преданы, другие государства, обладающие ядерным оружием, дважды и трижды подумают, прежде чем отказаться от него в обмен на любые международные гарантии.

Голосование по резолюции ООН о признании результатов референдума 16 марта в Крыму недействительными было ясным: 100 государств, среди которых большинство ведущих мировых держав, поддержали резолюцию, 11 проголосовали против и 58 воздержались…

Тереза Бонд — специально для «Новой» Крым

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow