СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 120 от 24 октября 2014
Читать
Культурные события следующей недели

Прекрасные мотивы двойного убийства

Руджеро Леонковалло написал «Паяцев» на собственное — редкий случай! — либретто, и опера стала популярной, что называется, в мгновение ока, сразу после премьеры в мае 1892 года. Да и сегодня даже те, кто далеки от оперного искусства, едва ли не слышали надрывное «Смейся, паяц, над разбитой любовью…» — арию Vesti La Guibba из первого акта.

Про музыку тут можно не говорить — она гениальна. А в основу сюжета композитор положил подлинную историю, случившуюся в калабрийской деревне Монтальто, где находилось имение его отца. Актер из странствующей труппы после представления убил свою жену и ее возлюбленного, служившего в доме Леонковалло. Отец композитора, судейский, приговорил убийцу к двадцати годам тюрьмы.

Мир бродячих комедиантов, нелепых на сцене и любящих и страстных в реальной жизни, будут оживлять в Центре оперного пения Галины Вишневской 25 октября, то есть в день ее рождения, а затем 28-го числа. Режиссером-постановщиком премьеры выступил Иван Поповский, с которым Вишневская работала над «Царской невестой», «Риголетто», «Кармен» и «Борисом Годуновым». На роль дирижера-постановщика пригласили молодого талантливого итальянского дирижера Джанлуку Марчиано, по словам которого, «Паяцы» — опера, которая, возможно, лучше всего представляет итальянский веризм с его потрясающим свойством писать трагедии красивейшими мелодиями.

Ул. Остоженка, 25, стр. 1. Начало спектаклей в 19.00.

В пятницу вечером в Государственном центре современного искусства известный историк и теоретик левых взглядов Жильбер Ашкар попытается в ходе лекции «Война нарративов – история как поле битвы: Израиль и арабский мир» раскрыть потенциал анализа изложений взаимосвязанных исторических событий на примере прошлых и нынешних дискуссий о природе арабо-израильского конфликта.

Рефлексия продолжающейся «войны нарративов» остается одной из ключевых тем для значимых художников ближневосточного региона, таких как Яэль Бартана, Ваэль Шавки и др. Соответственно, лекция будет сопровождаться видеорядом из их работ. Вход свободный.

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Начало в 19.30.

На прошлой неделе в Провиантских складахМузея Москвы открылась симпатичная выставка «Москва и Лондон. Отражения. 1914-2014», приуроченная к 20-летию музея «Старый Английский двор» (что на Варварке, нынче закрыт на реставрацию) и языком фотографии и кинохроники рассказывающая о жизни двух мировых столиц на протяжении последних ста лет.

Точкой отсчета выбран год начала Первой Мировой войны, которая кардинально изменила отношения между людьми и предопределила судьбу всего ХХ века с его средствами массового уничтожения, информационными войнами и глобальными взаимосвязями.

В центре внимания экспозиции — радости и трагедии горожан на фоне «большой» истории. Перед нами разворачивается подлинная жизнь москвичей и лондонцев, невидимая на расстоянии, но открытая человеку с фотоаппаратом, способному уничтожить эту дистанцию и подарить нам возможность личного общения.

Зубовский б-р, 2. До 24 ноября.

«Дон Кихот — это я!» Ни больше, ни меньше. Так утверждают в Театре Ермоловой, запуская новую постановку «Дон Кихота» по пьесе Михаила Булгакова с тэглайном «Современные фантазии кое о чем, весьма интересном и увлекательном».

Провокация, конечно, но со смыслом, ибо включает в себя множество вариантов интерпретации. Например, если каждый из участников спектакля скажет: «Дон Кихот — это я», возникнет одна тема. Если это осмелятся произнести всего несколько человек — другая. Назваться, скорее всего, смогут единицы, полагает режиссер Сергей Аронин, и тогда провокативность и лукавство основного посыла премьеры 25 и 26 октябряисчезают сами собой.

Доны Кихоты всегда в меньшинстве. И в своем отношении к жизни, к людям, к любви, и в своем неотступном следовании за мечтой, и в трактовке, в понимании той реальности, вписанными в которую они оказались.

Ул. Тверская, 5/6. Начало спектаклей в 19.00.

В английском вкусе

Фестиваль нового британского кино, который стартует 28 октября на площадках кинотеатра «Формула кино Горизонт» (Комсомольский пр-т, 21/10) и Центра документального кино(Зубовский б-р, 2), в этом году поделен на пять равно важных частей: «О свободе и поиске своего места в мире», «Об ответственности перед обществом», «О музыке и самовыражении», «О литературе и театре» и «О живописи и фотографии».

В каждом из разделов — по несколько занимательных, а то и выдающихся премьер. В особенности это касается трех последних, посвященных искусству, в рамках которых покажут два потрясающих байопика, рассказывающих о наиболее драматичных моментах жизни двух титанов английской культуры XIX века — классика на все времена Диккенса («Невидимая женщина» Рэйфа Файнса) и гениального живописца Уильяма Тернера («Уильям Тернер» Майка Ли). В свою очередь, два первых раздела пронизаны свободолюбивым антикапиталистическим духом: комедия «Гордость» посвящена забастовке шахтеров 1984 года, а документальный фильм «Опасная игра» вскрывает подноготную очередного начинания пресловутого миллиардера Дональда Трампа.

Отдельных слов заслуживают автобиографическая сатира на нравы британской желтой прессы, снятая бывшим таблоидным журналистом Ричем Пеппиаттом («Репортер-мошенник») и эпический документальный репортаж о мировом турне спектакля Сэма Мендеса «Ричард III», с Кевином Спейси в заглавной роли («Сейчас: добро пожаловать за кулисы»).

Венчает же «Бритфест» мини-ретроспектива мэтра британского авторского кино Майка Ли и программа короткометражной анимации British Animation Awards.

До9ноября.

ГМИИ им. А.С. Пушкина открыл новый сезон «Пятниц в Пушкинском» — программы вечеров, тематически связанных с постоянной экспозицией и выставками музея, который по такому случаю по пятницам работает до 21.00 (пускают, правда, только до 20.00). В пятницу, в частности, в главном здании (Волхонка, 12) сначала Александра Санькова, директор Московского музея дизайна, проведет экскурсию по выставке «Британский дизайн: от Уильяма Морриса до цифровой революции» (начало в 18.00), а затем Людмила Акимова, ведущий научный сотрудник Отдела искусства и археологии Античного мира ГМИИ, проведет желающих по экспозиции «Искусство Древнего Кипра» (19.15).

А в 20.00 состоится поэтический вечер: Максим Амелин будет читать стихи античных поэтов под импровизации Сергея Летова и Александра Александрова. В соседнем здании Галереи искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14) в это время будут лекции «Очарование студийного портрета: Фредерик Эванс» (в 18.30) и «Очарование студийного портрета: Наполеон Сарони» (20.00) — к соответствующей совершенно замечательной выставке «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России».

Наконец, в Отделе личных коллекций (Волхонка, 10) в 18.00 старший научный сотрудник Отдела Анна Чудецкая посвятит 20-летию Отдела лекцию «Сокровища личных коллекций: Леонид Пастернак», после которой, в 19.00, актриса театра «Практика Алиса Гребенщикова почитает стихи Бориса Пастернака.

«Пятницы в Пушкинском» — до 30 декабря.

Сегодня люди не без труда могут себе представить, что раньше театр, а особенно английский театр, был исключительно странствующим. И долгое время весь сценический опыт сводился к труппам, колесившим по городам и весям, дававшим спектакли в церквях и ратушах, на постоялых дворах и городских площадях, на ярмарках и в чистом поле. Одним из переломных моментов стала постройка в 1599 году на средства труппы Lord Chamberlain’s Men театра «Глобус», того самого, на южном берегу Темзы, «шекспировского». Однако известно, что гастроли были в крови у Шекспира и его актеров, и они продолжали странствовать и после того, как обрели собственное здание.

Именно эта идея стала зачином для большого тура современного «Глобуса» в этом году, когда отмечается 450-летие Барда. В рамках этих гастролей 29, 30 и 31 октября, а также 1 и 2 ноября «Глобус» на сцене Театра им. Моссовета представит «Сон в летнюю ночь» в постановке худрука театра Доминика Дромгула. В спектакле, исполненном любви к материалу, используются костюмы и сценические приемы театра эпохи Возрождения.

Ул. Большая Садовая, 16. Начало спектаклей в 19.00.

Элвис, как известно, не умер, а улетел домой. Что совсем не помешает насладиться шестью десятками черно-белых снимков авторства Альфреда Вертхаймера, на которых ему посчастливилось запечатлеть Пресли до того, как тот стал королем рок-н-ролла.

В 1956 году Вертхаймер получил заказ от нью-йоркской звукозаписывающей компании RCA Victor Records на рекламную съемку молодого певца из Мемфиса, чье имя еще мало кому что говорило. Фотограф провел рядом с Элвисом следующие два года, сделав более 2500 снимков. Получилась настоящая история восхождения звезды, полная искренних эмоций молодого беспечного Пресли: в студии CBS и за чтением писем поклонников, во время сценических выступлений и за их кулисами, а также во время исторической записи синглов Don’t Be Cruel,Hound Dog, которые ровно через месяц поднялись в топ всех музыкальных чартов, в домашней обстановке, в окружении семьи и близких друзей.

Впоследствии ни одному другому фотографу не удавалось подойти к музыканту так близко. 29 октября выставка Альфреда Вертхаймера «Элвис. Рождение легенды» открывается в Центре фотографии им. братьев Люмьер.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 14 декабря.

Камерный оркестр Московской консерватории открывает свой сезон новой серией концертов. 28 октября в Рахманиновском зале консерватории будет звучать музыка эпохи классицизма и XX столетия, объединенная именем Моцарта.

Идея музыкальных параллелей — центральная для дирижера Феликса Коробова, всегда стремящегося «срифмовать» музыку разных времен и национальных школ: по сюжетам, хронологическим рамкам, оркестровым составам. В концерте «Моцарт и XX век» выбран «французский ракурс». Как герой «Полночи в Париже» Вуди Аллена, мы сможем вместе с композитором побродить по парижским улочкам 1770-х годов — тогда Амадей сочинил свою Симфонию № 31 и нежный, «сотканный из снов» Двойной концерт для флейты и арфы с оркестром. А затем — возвращение в реалии современной цивилизации: полтора столетия спустя Морис Равель написал «Интродукцию и Аллегро» для арфы, флейты и кларнета с оркестром, и тут уже не изящная галантность XVIII века, но легкая камерная меланхолия декадентского начала века двадцатого.

А Жак Ибер воспел уже богемный Париж, передав в одноименной сюите удивительную, вальяжную атмосферу Больших бульваров, усеянных ресторанчиками, метро, пригороды и, конечно же, веселую ярмарочную кутерьму.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

Не думай о моментах свысока

Премьерная постановка «Моменты» в Центре им. Мейерхольда 25 и 26 октября— результат сотрудничества хореографа Ольги Цветковой, композитора Владимира Горлинского, драматурга Михаила Дурненкова — и четырех исполнителей, среди которых — и это важно! — нет ни одного танцовщика. Да и танец в этом спектакле не похож на ритмичные движения под музыку, которые принято называть танцем. И в музыке Горлинского вы не услышите музыки в привычном ее понимании. Не будет в спектакле и текста Дурненкова.

«Моменты», в общем-то, — это редкая на нашей сцене междисциплинарная постановка, в которой не собственно музыка — но законы музыки, не драматургия — но законы драмы, не танец — но законы движения используются в сочинении спектакля. Именно сочинении, поскольку его структура будет развиваться и наполняться по-своему, всякий раз заново, силами всех создателей. Отчасти импровизация, отчасти абстрактное искусство, отчасти рутинное, автоматическое существование коллектива — и попытка индивидуума вырваться из схемы. Не всегда понятно, но интересно.

Ул. Новослободская, 23. Начало спектаклей в 19.00.

Лучше хором

Более сорока лет назад британцы The Swingle Singers, «Свингующие певцы», произвели сенсацию, исполнив «Хорошо темперированный клавир» Баха без единого музыкального инструмента, только с помощью техники голосовых джазовых имитаций.

Открытая ими манера петь сложнейшие инструментальные опусы a capellaсовершила переворот в вокальном исполнительстве. Фуги и мадригалы, оркестровые увертюры и музыку The Beatles они превращали в хоровые свинговые композиции. Их аранжировки «классика a la джаз» породили волну подражаний и вдохновили современных композиторов: Лучано Берио специально для них написал Симфонию для восьми голосов с оркестром, оперу Outis и много еще чего. За время существования в коллективе сменилось четыре поколения певцов, но фирменный уровень исполнения, высочайшая вокальная виртуозность остались неизменными и будут продемонстрированы в новой программе Originals 30 октября в зале театра фольклора «Русская песня».

Олимпийский пр-т, 14. Начало в 19.00.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow