Сюжеты

Лучшие друзья госкомпаний и пенсионеров

Россия не готова к смене экономического курса и структурным реформам

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 121 от 27 октября 2014
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Екатерина Поспеловастарший научный сотрудник Института Гайдара

Теперь добиваться лояльности олигополий можно лишь за счет принятия непопулярных политических решений, среди которых «закон Ротенберга», заморозка пенсионных накоплений и предоставление части средств ФНБ под инфраструктурные проекты госкомпаний. Это — компенсация госкомпаниям за последствия санкционной войны

Санкционная война не пожалела ни госкомпании, ни пенсионеров. Первые лишились возможности рефинансироваться на западных рынках, вторые — снижают потребление и теряют сбережения. Фактически эти два столпа обеспечивают пребывание действующего президента у власти. Олигополии успели набрать достаточно политического веса начиная с нулевых, а пенсионеры и работники бюджетной сферы играют роль послушного электората. Но геополитический кризис может внести свои корректировки в эту конструкцию. В результате Владимир Путин вынужден балансировать между бюджетной устойчивостью и необходимостью компенсировать госкомпаниям и пенсионерам последствия своих политических решений.

Присоединение Крыма, спровоцировавшее последующую санкционную войну между Западом и Россией, является реперной точкой, определившей реальную расстановку сил во внутренней политике. Еще в конце прошлого года было очевидно, что у России нет ни политической, ни экономической возможности идти на прямую конфронтацию с Западом и вести диалог на равных. Потом оказалось, что присоединить Крым без экономических и политических последствий не получилось, и в результате олигополиям был ограничен доступ к западному долговому рынку и технологиям, что не могло не вызвать ряд вопросов со стороны госкомпаний к власти.

Теперь добиваться лояльности олигополий можно было лишь за счет принятия непопулярных политических решений, среди которых «закон Ротенберга», заморозка пенсионных накоплений, увеличение ряда налогов и предоставление части средств ФНБ под инфраструктурные проекты госкомпаний. Это — компенсация госкомпаниям за последствия санкционной войны. Фактически именно эскалация конфронтации с Западом легитимировала обращение госкомпаний за средствами ФНБ, которые изначально должны направляться на стабилизацию пенсионной системы.

Отсюда вопрос: пойдут ли средства ФНБ на стимулирование экономики, а не на дополнительный разгон инфляции? Еще до начала геополитического кризиса экономисты сигнализировали о перегреве экономики России. При существующей структуре экономики дополнительные вливания не приводят к увеличению темпов экономического роста. Причины банальны — в стране дефицит высокопроизводительных рабочих мест, низкий уровень безработицы и плохие институты. Поэтому монетарные стимулы неэффективны.

Есть риск, что в условиях ограничения долговых рынков для российских компаний в сочетании с большим корпоративным долгом перед западными кредиторами средства ФНБ будут стимулировать отток капитала, а это окажет дополнительную нагрузку на рубль. В любом случае расплачивается за все конечный потребитель, на котором уже сказываются последствия санкционной войны: обесценивающийся рубль и инфляция съедают сбережения и зарплаты.

Однако, несмотря на неоднозначность внешней политики и принятых экономических решений, рейтинг доверия президенту пока что остается высоким — 63% на начало октября, по данным ВЦИОМа. Даже двухзначная инфляция не способна поколебать позитивное восприятие действий главы государства со стороны граждан. Очевидно, что в любом случае правительство будет индексировать зарплаты бюджетникам и пенсии в соответствии с графиком, поскольку эта категория граждан обеспечивает не только лояльный электорат, но и стабильность политической системы в целом. В этом плане

политическая слабость среднего класса России как раз на руку действующему режиму.

Индексация зарплат бюджетников и пенсий создаст дополнительное давление как на региональные бюджеты, так и на Пенсионный фонд. В результате региональные бюджеты будут еще больше разбалансированы, а дефицит Пенсионного фонда увеличится в разы — до 829 млрд рублей в 2015 году. Фискальный ответ на этот вызов в виде постепенно повышающегося налога на недвижимость, отмены порога зарплат для отчислений в ФОМС, повышения акцизов и ряда других инструментов сможет залатать дыры в бюджете лишь частично.

Тогда за счет чего будет наполняться бюджет? К сожалению, на фоне падающих цен на нефть бюджет будет только выигрывать от девальвации рубля, которая приносит дополнительные доходы — при расчете налоговых ставок учитываются как нефтяные цены, так и курс рубля к доллару. По сути, цены на нефть в рублевом выражении могут не только не упасть, но даже вырасти. Также выигрывает от девальвации рубля ФНБ, который с 1 августа по 1 октября увеличился почти на 200 млрд в рублевом эквиваленте. Стоит напомнить, что введение налога с продаж, активно обсуждавшееся летом, должно было принести бюджету те же 200 млрд рублей.

Результатом девальвации рубля станет падение покупательской способности, а непопулярные решения нанесут существенный удар по деловой активности российских компаний. Масла в огонь добавляет дело Евтушенкова, повышающее политические риски для частного бизнеса.

В целом искусственное сдерживание роста уровня неравенства за счет индексации зарплат бюджетникам и пенсий, а также принятие непопулярных решений в пользу госкомпаний говорит о том, что власти не готовы к смене экономического курса и структурным реформам.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera