СюжетыЭкономика

Лучшие друзья госкомпаний и пенсионеров

Россия не готова к смене экономического курса и структурным реформам

Этот материал вышел в номере № 121 от 27 октября 2014
Читать
Теперь добиваться лояльности олигополий можно лишь за счет принятия непопулярных политических решений, среди которых «закон Ротенберга», заморозка пенсионных накоплений и предоставление части средств ФНБ под инфраструктурные проекты госкомпаний. Это — компенсация госкомпаниям за последствия санкционной войны

Санкционная война не пожалела ни госкомпании, ни пенсионеров. Первые лишились возможности рефинансироваться на западных рынках, вторые — снижают потребление и теряют сбережения. Фактически эти два столпа обеспечивают пребывание действующего президента у власти. Олигополии успели набрать достаточно политического веса начиная с нулевых, а пенсионеры и работники бюджетной сферы играют роль послушного электората. Но геополитический кризис может внести свои корректировки в эту конструкцию. В результате Владимир Путин вынужден балансировать между бюджетной устойчивостью и необходимостью компенсировать госкомпаниям и пенсионерам последствия своих политических решений.

Присоединение Крыма, спровоцировавшее последующую санкционную войну между Западом и Россией, является реперной точкой, определившей реальную расстановку сил во внутренней политике. Еще в конце прошлого года было очевидно, что у России нет ни политической, ни экономической возможности идти на прямую конфронтацию с Западом и вести диалог на равных. Потом оказалось, что присоединить Крым без экономических и политических последствий не получилось, и в результате олигополиям был ограничен доступ к западному долговому рынку и технологиям, что не могло не вызвать ряд вопросов со стороны госкомпаний к власти.

Теперь добиваться лояльности олигополий можно было лишь за счет принятия непопулярных политических решений, среди которых «закон Ротенберга», заморозка пенсионных накоплений, увеличение ряда налогов и предоставление части средств ФНБ под инфраструктурные проекты госкомпаний. Это — компенсация госкомпаниям за последствия санкционной войны. Фактически именно эскалация конфронтации с Западом легитимировала обращение госкомпаний за средствами ФНБ, которые изначально должны направляться на стабилизацию пенсионной системы.

Отсюда вопрос: пойдут ли средства ФНБ на стимулирование экономики, а не на дополнительный разгон инфляции? Еще до начала геополитического кризиса экономисты сигнализировали о перегреве экономики России. При существующей структуре экономики дополнительные вливания не приводят к увеличению темпов экономического роста. Причины банальны — в стране дефицит высокопроизводительных рабочих мест, низкий уровень безработицы и плохие институты. Поэтому монетарные стимулы неэффективны.

Есть риск, что в условиях ограничения долговых рынков для российских компаний в сочетании с большим корпоративным долгом перед западными кредиторами средства ФНБ будут стимулировать отток капитала, а это окажет дополнительную нагрузку на рубль. В любом случае расплачивается за все конечный потребитель, на котором уже сказываются последствия санкционной войны: обесценивающийся рубль и инфляция съедают сбережения и зарплаты.

Однако, несмотря на неоднозначность внешней политики и принятых экономических решений, рейтинг доверия президенту пока что остается высоким — 63% на начало октября, по данным ВЦИОМа. Даже двухзначная инфляция не способна поколебать позитивное восприятие действий главы государства со стороны граждан. Очевидно, что в любом случае правительство будет индексировать зарплаты бюджетникам и пенсии в соответствии с графиком, поскольку эта категория граждан обеспечивает не только лояльный электорат, но и стабильность политической системы в целом. В этом плане

политическая слабость среднего класса России как раз на руку действующему режиму.

Индексация зарплат бюджетников и пенсий создаст дополнительное давление как на региональные бюджеты, так и на Пенсионный фонд. В результате региональные бюджеты будут еще больше разбалансированы, а дефицит Пенсионного фонда увеличится в разы — до 829 млрд рублей в 2015 году. Фискальный ответ на этот вызов в виде постепенно повышающегося налога на недвижимость, отмены порога зарплат для отчислений в ФОМС, повышения акцизов и ряда других инструментов сможет залатать дыры в бюджете лишь частично.

Тогда за счет чего будет наполняться бюджет? К сожалению, на фоне падающих цен на нефть бюджет будет только выигрывать от девальвации рубля, которая приносит дополнительные доходы — при расчете налоговых ставок учитываются как нефтяные цены, так и курс рубля к доллару. По сути, цены на нефть в рублевом выражении могут не только не упасть, но даже вырасти. Также выигрывает от девальвации рубля ФНБ, который с 1 августа по 1 октября увеличился почти на 200 млрд в рублевом эквиваленте. Стоит напомнить, что введение налога с продаж, активно обсуждавшееся летом, должно было принести бюджету те же 200 млрд рублей.

Результатом девальвации рубля станет падение покупательской способности, а непопулярные решения нанесут существенный удар по деловой активности российских компаний. Масла в огонь добавляет дело Евтушенкова, повышающее политические риски для частного бизнеса.

В целом искусственное сдерживание роста уровня неравенства за счет индексации зарплат бюджетникам и пенсий, а также принятие непопулярных решений в пользу госкомпаний говорит о том, что власти не готовы к смене экономического курса и структурным реформам.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow