СюжетыОбщество

Не все то сносится

Известные и красивые здания останутся и на карте, и на улицах Москвы

Этот материал вышел в номере № 121 от 27 октября 2014
Читать
Известные и красивые здания останутся и на карте, и на улицах Москвы
Изображение

Стереотипы живучи и, кроме того, имеют свойство передаваться «по наследству». Кто, например, не слышал о существовании в Москве «сносной» комиссии, главная задача которой якобы уничтожать исторический облик города в угоду алчным инвесторам?

Мало кто из людей, разделяющих подобные убеждения, знает наверняка, что при мэре Лужкове существовала комиссия по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах города Москвы, на счету которой действительно много «белых пятен» на карте города. Но вот стоит ли ставить знак равенства между ней и сегодняшней комиссией при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия? Функционал, кажется, одинаковый. Но оценивать нужно не полномочия, а конкретные решения.

Возьмем, чтобы не гадать, самое свежее из заседаний действующей комиссии, которую возглавляет заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. Сделать это не сложно, потому что работа комиссии открыта: можно «нагуглить» не только новости, но и стенограмму, и даже видеозапись заседания. И сделать для себя первое приятное открытие: в работе комиссии участвуют не только чиновники и «придворные» эксперты, но и общественники, систематически критикующие деятельность московского правительства. Например, глава Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева и координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов. Оценивать, впрочем, нужно не состав комиссии, а ее решения.

В большинстве случаев речь идет о типовых, никому не интересных объектах, этаком «архитектурном спаме»: складских помещениях, котельных, ангарах, трансформаторных подстанциях… Но и в этих случаях вопрос: сносить или не сносить? — решается не автоматически, а по итогам открытого обсуждения. Хотя общественность, разумеется, больше интересуют объекты, расположенные в историческом центре города и притом имеющие архитектурную или историческую значимость.

Вот, пожалуйста, краш-тест — судьба дома Прошиных на 1-й Тверской-Ямской. Напомним, что историческое здание, фасад которого требовалось сохранить, было полностью уничтожено инвестором (подробности — в № 95 «Новой» от 27 августа 2014 года). Комиссия подтвердила решение, заявленное мэром Москвы: у застройщика отозван градостроительный план земельного участка, там запрещено любое строительство. На месте пустыря будет разбит сквер.

А вот и менее резонансные, но важные для Москвы решения. На улице Новомосковская, 9, строение 1, расположен типовой детский сад для детей, больных туберкулезом, 50-х годов постройки. Состояние здания — плачевное, однако интересное архитектурное решение защитило его от сноса. Не потеряет Москва и Шахматный клуб в парке «Сокольники». Как отметил Марат Хуснуллин, «сейчас здание неухоженное и не в самом лучшем состоянии, однако оно находится в ведении парка, который принадлежит городу. Мы найдем возможность привести его в порядок».

Дискуссию вызвала судьба комплекса зданий на Павелецкой набережной (владение 8). Комиссия отклонила заявку, предусматривающую снос всех зданий, отметив, что владение очень сложное, снос построек с интересной, яркой архитектурой — невозможен. При этом снос рядовых объектов типа трансформаторных подстанций пройдет, что называется, в рабочем режиме. Ведь задача комиссии — не только сохранить нужное, но и открыть для города новые возможности. Главный архитектор проекта застройки на Павелецкой набережной Сергей Скуратов, присутствовавший на заседании комиссии, согласился с позицией экспертов, отметив, что изначально проект как раз предполагал сохранение исторических зданий и их органичное интегрирование в новый ансамбль зданий. Скуратов пошутил, что готов «поклясться на крови», что новое архитектурное решение будет красивым, а единство исторических и новых строений будет естественным и комфортным.

Также было принято решение о сносе строений 2, 3, 4, 5, 6, 8 по адресу: ул. Большая Дмитровка, дом 9. Все дома конца ХIХ века постройки находятся в состоянии, близком к аварийному. Как следует из решения комиссии, стиль которой — не поэзия, а точность и сдержанность, «в результате всесторонней проработки проекта было принято решение о сносе этих строений с сохранением планировочной структуры так называемого «петербургского типа». Фасадное же здание по Большой Дмитровке, являющееся памятником культурного наследия, будет отреставрировано».

Разумеется, гражданский контроль над деятельностью московских властей и девелоперов не должен ослабевать — земля в столице дорогая, соблазнов много. Тем более что современный формат работы комиссии, которую по привычке называют «сносной», и предполагает активное участие общества в решении городских проблем.

Павел ЛОБОВ ФотоПелагии БЕЛЯКОВОЙ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow