КолонкаПолитика

Свобода, Слава

По просьбе редакции обозреватель «Новой» переключилась с нашего ТВ на украинское «телебачення». Временно

Этот материал вышел в номере № 121 от 27 октября 2014
Читать
По просьбе редакции обозреватель «Новой» переключилась с нашего ТВ на украинское «телебачення». Временно

В моем доме и окрестностях идет капитальный ремонт. Более полугода ежедневно отключают воду, свет, интернет, тепло. Когда и как закончится ремонт, неизвестно. Эта стихия не подвластна ни уму, ни тем более подрядной организации. И вот, сидя в ледяной квартире в самом центре Москвы, на Малой Бронной, я каждый день слышу песнь о трагических проблемах украинского ЖКХ. Арсенал страшилок от ТВ неисчерпаем — от неработающих батарей в десятиградусный мороз до чистого макабра. Оказывается, сегодня в Украине популярна продажа внутренних органов. Особенно хорошо идут почки. Продал почку, расплатился за коммуналку, не продал — извините.

Смещение оптики — от своих проблем к чужим — родовой признак сегодняшнего ТВ. Решила посмотреть, как обстоят дела с оптикой на киевском «телебаченни». Там заканчивается предвыборная страда, самое подходящее время для популизма. Остановилась на ток-шоу «Шустер live», где девять партий и блоков представляли программы и команды.

Первое удивление — полное отсутствие истерики и агрессии, без которой не мыслят жизни наши каналы. Даже лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко, эдакий юный Жириновский, напорист, но сдержан. Удивление второе — вольный русский язык. Шустер задает вопросы по-русски. Часть партийных лидеров «розмовляет на мове». Националист Олег Тягнибок выговаривает украинские фразы с гордостью, четко и ясно. А Сергей Тигипко, лидер партии «Сильная Украина», говорит по-русски лучше нашего Железняка. Трудно не согласиться с Арсением Яценюком, который позже, представляя свой «Народный фронт», задаст вопрос, на который нет ответа: за что идет война? За империю? За русский язык? Так мы говорили и продолжаем говорить по-русски…

Удивление третье — отсутствие антироссийской риторики. Исключение — Юлия Тимошенко. Она даже местную коррупцию назвала главной помощницей Кремля. Зато лидер «Блока Петра Порошенко» Юрий Луценко сделал России хоть и амбивалентный, но все же комплимент. «Мы остановили под Мариуполем сильнейшую армию Европы», — молвил он, победоносно глядя на Шустера. Кстати, о Шустере. Он очень изменился со времен НТВ. Когда-то и здесь была «Свобода слова». И прямой эфир был. И глас народа, а не кукловодов, ощущался в голосовании. Тогдашний Шустер — господин нервический, подчас несдержанный, подчас пристрастный. Сегодняшний Шустер — идеальный модератор.

Российский зритель не приучен к аскетизму ведущего. Нынче вообще принято награждать авторскими проектами активнейших адептов власти, от Валерия Фадеева до Андрея Норкина. Из подобных ведущих можно составить корпорацию «Савельич». Правда, пушкинский герой — воплощение искренности, бескорыстности, трудолюбия. В современных «савельичах» ценится демонстративно-громогласное верноподданничество, отменяющее профессионализм. Посмотрите дебют Фадеева в роли хозяина ток-шоу «Структура момента» — и вы поймете, о чем речь. На его фоне даже деревянный Норкин, пресекающий на полуслове неугодных, выглядит венцом профессионализма. У Шустера наверняка есть недостатки, но он точно не из породы «савельичей». В его студии ощущается воздух свободы.

От Шустера перейдем к Путину. Оказывается, ВВП знает не все. В частности, он не вполне понимает значение термина «гамбургский счет». У нас, объясняет с лукавой улыбкой президент валдайским интеллектуалам, мужчина платит за женщину, а у них — гамбургский счет, то есть каждый платит за себя. А меж тем Шкловский, автор термина, вкладывал в него иной смысл. Речь не о том, кто за кого платит, а кто кого побеждает в истинном значении слова.

Сегодня в сфере моего личного телесмотрения побеждает по гамбургскому счету Украина. Только спокойно, патриоты, не спешите бежать за ярлыками. Речь идет лишь об одной передаче, в которой скрыты многие смыслы. Вот мелодраматичная Юлия Тимошенко, белый верх, черный низ. Все, кроме демонстрации достижений мировой косметологии, получается как-то неглубоко, недостоверно. Вот Нестор Шуфрич, лидер партии «Оппозиционный блок». Звезда российского экрана, где он привычно громит порошенковский режим, тиха, как украинская ночь. Вот актер Богдан Бенюк, гордость националистов, стоит счастливый рядом с Тягнибоком. А сало, между прочим, русское ест, то есть регулярно светится у нас (недоглядели?) в культовых фильмах, от «Аты-баты, шли солдаты» и «Кандагара» до «Ликвидации» и «Утесова». Вот Арсений Яценюк без команды, грустный и одинокий. О травме войны говорит тихо и обреченно. Жизнеутверждающие мотивы есть, но они не убеждают никого, включая оратора.

Переключаюсь на российский телевизор. Почки уже никто не продает. Комментаторы с напором Навального рассказывают о чудовищных выборах в Раду. Лучше бы они топтались у ледяных украинских батарей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow