СюжетыПолитика

Первая леди остается у власти

Таков окончательный вердикт бразильского электората

Этот материал вышел в номере № 122 от 29 октября 2014
Читать
В минувшее воскресенье в крупнейшей латиноамериканской стране завершилась эпопея по выявлению главы государства, которому надлежит рулить в период с 2015 по 2019 год, — состоялся второй тур электоральной гонки...
Фото: REUTERS
Фото: REUTERS

В минувшее воскресенье в крупнейшей латиноамериканской стране завершилась эпопея по выявлению главы государства, которому надлежит рулить в период с 2015 по 2019 год, — состоялся второй тур электоральной гонки.

Успеха с минимальным преимуществом добилась президент Дилма Руссефф, представляющая Партию трудящихся и находившаяся в занимаемом кресле предыдущие четыре года. Она завоевала 51,64% голосов, ее соперник, социал-демократ Аэсио Невес, получил 48,36%. Разница минимальная — 54,5 миллиона избирателей против 48,7.

Раскол страны на два лагеря очевиден. Это наглядно подтвердила таблица предпочтений граждан, обнародованная одним из информационных агентств. Богачи и старый средний класс высказались за кардинальные перемены. Бедняки и люди, недавно повысившие социальный статус, ратуют за сохранение курса с незначительными поправками.

По оценкам экспертов, это была самая ожесточенная кампания за весь предшествующий период. Конкуренты представили различные, даже можно сказать, диаметрально противоположные программы. Острые нелицеприятные дебаты, порой на грани фола, разворачивались прямо на улицах, в жилых кварталах и у телевизионных экранов. Последняя схватка состоялась в минувшую пятницу, накануне дня тишины. Д. Руссефф ратовала за продолжение с некоторыми коррективами внутреннего и внешнеполитического курса своего предшественника и единомышленника президента Лулы да Силва. Она, в частности, предъявила общественности конкретный факт перехода около 22 миллионов сограждан из нищеты в более высокую социальную категорию.

Соперник оказался в более выгодном положении. Он сосредоточился на критике недостатков и просчетов действующей администрации. Ей ставилось в вину излишнее вмешательство государства в хозяйственную деятельность, что негативно сказывается на замедлении роста и уменьшении иностранных инвестиций. Основной рецепт оппозиции — пустить экономику в свободное плавание, развязать руки промышленникам и предпринимателям. Резкой критике подвергалась чудовищная коррупция, разъедающая все звенья аппарата. Острой критике подверглись сближение с леворадикальными режимами на континенте, а также недооценка новых тенденций в международной политике, в частности, недавно образованного Тихоокеанского альянса, развернутого на динамично развивающиеся страны азиатского региона.

Д. Руссефф не из робкого десятка, она умеет виртуозно отбивать наскоки, в чем-то признавая свои просчеты. На финише электоральной кампании она умело распорядилась «тяжелой артиллерией» в лице опытного ветерана политических битв легендарного Лулы. Хотя грозная соперница в прошлом Марина Силва, не прошедшая во второй тур, обещала, что ее избиратели поддержат А. Невеса, электорат решил поступить самостоятельно. Все это склонило чашу весов в пользу президента. Даже значительная часть тех слоев, которые в минувшем году шли в авангарде протестных выступлений, в последний момент приняла судьбоносное решение. Голосовали по принципу «Лучше синица в руках, чем аист в небе», надеясь на продолжение поступательного движения вперед.

В этой стране, по праву называемой тропическим гигантом, в отличие от России политических лидеров могут любить, даже обожать, но не обожествлять их, какими бы популярными они ни были. Там не считают, что без них страна может упасть в глубокую пропасть. После двадцатилетия военных режимов общество приняло принципиальное решение — президент, просидевший в кресле два срока по четыре года, непременно сдает полномочия тому, кого предпочли граждане, обладающие правом голоса.

Подобного принципа придерживался интеллектуал, университетский профессор, автор целого ряда фундаментальных научных исследований Фернандо Энрике Кардозу. Аналогичная история произошла с его преемником, самородком, вышедшим из самых низов, Лулой да Силва. Его рейтинг по завершении конституционного мандата зашкаливал, и многие ревностные сторонники уговаривали основателя партии пойти на изменение Основного закона и баллотироваться вновь. Но он решительно отмел эти предложения. Нынешняя президент, тоже, разумеется, не намерена оставаться в занимаемой должности сверх положенного срока.

А пока победитель изнурительной гонки собирается внести серьезные коррективы в правительственный курс с учетом пожеланий избирателей, высказавшихся в пользу конкурента. Эта твердая женщина, сидевшая в тюрьме при диктатуре, прошедшая через множество серьезных испытаний, умеет извлекать надлежащие уроки из суровой действительности.

Добившись успеха, Дилма Руссефф заявила: «Нередко в истории бывают случаи, когда болезненный результат стимулирует намного более значительные и быстрые перемены, чем более уверенный итог».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow