СюжетыПолитика

«Оттавский стрелок» не запугал Канаду, а парламент не стали превращать в неприступную крепость

Этот материал вышел в номере № 122 от 29 октября 2014
Читать
Изображение

В онтарийском городе Гамильтон похоронили двадцатичетырехлетнего капрала Натана Чирилло (Nathan Cirillo). Он погиб в Канаде. В мирное время. Не на боевом посту. Его убили, когда он стоял в почетном карауле возле Национального военного мемориала у могилы Неизвестного солдата.

Человек, стрелявший в него, через несколько минут был тоже убит в перестрелке с полицией в коридоре федерального парламента в Оттаве…

Двумя днями раньше в квебекском городке Сен-Жан-сюр-Ришелье на парковке возле торгового центра машина сбила двух канадских солдат. Одного из них насмерть. Водитель, как потом определило следствие, сделал это намеренно. Он тоже погиб от пули полицейского…

Натан Чирилло был резервистом, он только начинал службу. О военной карьере мечтал с детства, в тринадцать лет стал кадетом.

Погибшему в Квебеке Патрису Винсенту (Patrice Vincent) было 53 года. Он прослужил в армии 28 лет и собирался в отставку. Сбивший его двадцатипятилетний Мартин Кутюр-Руло (Martin Couture-Rouleau) хорошо знаком полиции. Подозревался в экстремизме, взращенном на радикальных идеях ислама, входил в список девяти десятков молодых людей, у которых канадские власти отобрали паспорта, чтоб они не могли выехать в горячие точки…

Не уследили. Накануне на всякий случай подняли уровень безопасности в стране с «низкого» до «среднего». А на следующий день в Оттаве произошли эти драматические события.

В среду в канадской столице было тепло и солнечно. Дожди, наконец, закончились. Барбара Винтерс (BarbaraWinters), адвокат по профессии, шла на работу. Ее офис расположен рядом с парламентом. Проходя мимо военного мемориала, задержалась на минуту — картинка показалась красивой. Достала фотоаппарат, сделала несколько снимков и отправилась дальше.

Вдруг услышала позади громкие хлопки — три или четыре. Она безошибочно узнала звук выстрелов, недаром ведь провела семнадцать лет на военно-морской службе. Обернулась и увидела людей, врассыпную кинувшихся от памятника. Барбара побежала на звуки выстрелов.

В памяти пронеслась новость о сбитых машиной солдатах в Квебеке… Она тут же поняла, что мишенью был почетный караул. Когда Барбара прибежала к памятнику, возле упавшего Натана уже были люди, пытавшиеся ему помочь. Как оказалось, все они имели медицинскую или военную подготовку. Медсестра зажимала дыру от пули на его боку, сослуживец капрала старался справиться с другой раной.

— Парень, только держись! Ты хороший и смелый, тебя любит твоя семья и сослуживцы. Твои родители любят тебя. Мы, незнакомцы, пытаемся тебе помочь…

Барбара, ничего не зная о солдате, продолжала снова и снова повторять эти слова.

Капрал был в сознании, и она надеется, что он слышал ее. А потом он перестал дышать…

«Стрелок» просился в тюрьму

Человек, убивший Натана Чирилло, Майкл Зихаф-Бибо (MichaelZehaf-Bibeau), как и убийца солдата из Квебека, был известен полиции. Сам он выходец из приличной семьи. Отец имел пару ресторанов, мать была на государственной службе в комитете по делам иммиграции. Но родители давно развелись, и жизнь их сына пошла наперекосяк.

В середине декабря 2011 года его обвинили в ограблении и торговле марихуаной. Судья решал, отпустить его до судебных слушаний или оставить в тюрьме.

Обвиняемый сам попросился в камеру. Даже рассказал полиции о том, что участвовал в вооруженном ограблении в Монреале десять лет назад. Следователи проверили, но не нашли подтверждений этому факту…

Майкл Зихаф-Бибо жил тогда в провинции Британская Колумбия. Был бездомным. Спал в приюте «Армии спасения». Иногда ночевал в одной из местных мечетей, которую посещал как человек, принявший ислам. Украл ключи и по ночам пробирался туда. Пока служители не заметили это и не поменяли замок.

— Я наркоман и в то же время религиозный человек. Хочу пожертвовать свободой ради избавления от наркотиков. Когда очищусь от них и выйду на свободу, я буду больше ценить некоторые вещи в жизни, — сохранили судебные документы показания арестованного во время слушаний насчет освобождения его под залог до суда.

Судья согласился держать его в тюрьме до Рождества.

— Прекрасно, — ответил Зихаф-Бибо. Это был крик о помощи, говорят сейчас некоторые комментаторы.

Террорист или просто сумасшедший?

Еще две недели назад «оттавский стрелок» жил в Ванкувере. В Оттаву он приехал за паспортами — канадским и ливийским. У него было двойное гражданство. Отец его родом из Ливии, и паспорт этой страны Зихаф-Бибо получил в 2000 году. Срок его действия, так же как и канадского, истек. Он хотел получить новые документы. Канадцы не спешили, их смущали прежние отношения просителя паспорта с законом. Ливийцы тоже заподозрили что-то. Фотография им показалась не соответствующей реальному лицу, и они отказали ему в выдаче.

Последнюю ночь перед прошлой средой он провел в Квебеке в доме своей тети, где прошло его детство. Поужинали. Тетя, не видевшая племянника десять лет, ничего дурного не заподозрила. Винтовки у него точно не видела.

Лишь рассвело, он уехал в Оттаву. А около десяти утра прогремели выстрелы возле военного мемориала…

Парламент не стали превращать в неприступную крепость

Канадский парламент. Фото: Alex Shprintsen, для «Новой»
Канадский парламент. Фото: Alex Shprintsen, для «Новой»

От военного мемориала «оттавский стрелок», вышвырнув из захваченной машины водителя, в минуту добрался до парламента. Здание не обнесено каменной стеной. Лужайка перед ним всегда была доступна всем. Можно просто поваляться на траве, там устраивают концерты, проводят уроки йоги, дети играют в футбол. Угол, что слева от здания, еще много лет назад приютил бездомных кошек…

«Стрелок» с винтовкой беспрепятственно добежал до центрального входа. Там его встретил охранник, голыми руками попытавшийся отобрать оружие. Прогремел первый выстрел. Пуля попала охраннику в ногу.

В это время в здании парламента проходило заседание партийных фракций. В одной из комнат находился премьер-министр Стивен Харпер со своими однопартийцами. Услышав выстрелы, они заперли дверь и подперли ее столами и стульями. Некоторые вооружились флагштоками, которые, в случае чего, собирались использовать как копья. Никто из них не знал, кто стреляет, сколько их и чем все закончится.

Все завершилось за пару минут. В парламентском коридоре прозвучало с полсотни выстрелов. «Стрелок» был убит. Никто больше не пострадал. Депутатов на всякий случай держали под замком до вечера. Искали сообщников. К вечеру пришли к заключению: «стрелок» действовал в одиночку.

Что это было с его стороны: еще один крик о помощи или suicide bycop — это когда самоубийца угрожает полицейскому пистолетом в надежде, что тот его убьет? Что происходило в его голове в тот момент — задача для психиатров.

— Я скорблю и оплакиваю погибшего капрала, а не моего сына, — заявила мать «стрелка» после всего случившегося. Она считает сына психически больным и винит во всем наркотики.

Про человека, сбившего насмерть солдата в Квебеке, тоже говорят, что с его психикой было не все так просто. Безработный, потерявший право общаться со своим ребенком. Банкрот, наконец…

На следующий после стрельбы день, в четверг, лужайка возле парламента была пуста. К зданию людей пропускали лишь через одни ворота, хотя их там несколько, и только тех, кто имел специальный пропуск. Ранее безоружные охранники у входа теперь были вооружены.

В некоторых российских СМИ в эти дни появились статьи с заголовками: «Канадским военным запретили появляться в форме на улице»… Большое, мягко говоря, преувеличение. Такой совет в день стрельбы не продержался и пары часов. Военная форма — не костюм ряженого, сказали канадцы. Это мундир, достойный уважения.

А в субботу Парламентский холм снова открыли для общественности. В понедельник возобновились экскурсии туристов в здание парламента. В минувшие выходные Канада, входящая в коалицию стран, борющихся с боевиками ИГ, отправила на Ближний Восток самолет-разведчик. В дополнение к истребителям, улетевшим туда ранее.

Что дальше? Вот, что советует канадцам местный журнал Macleans: «Будьте бдительными и готовыми ко всему. Не будьте наивными, но оставайтесь открытыми. Снимите барьеры. Верните почетный караул к военному мемориалу. А 22 октября, когда все это случилось, устройте в парламенте ежегодный день открытых дверей. Пусть люди приходят туда, видят следы от пуль на стенах холла. Пусть прикасаются к ним, думают. И чувствуют себя сильными и свободными».

«

Через несколько дней был создан фонд помощи семьям погибших. Назвали его Standon Guard — «Стоим на страже». Организаторы рассчитывали собрать несколько десятков тысяч долларов. К концу недели сумма достигла полумиллиона. Деньги жертвовали банки, магазины, простые канадцы. Кто сколько может.

В пятницу тело погибшего капрала Натана Чирилло перевезли из Оттавы в его родной Гамильтон. По настоянию канадцев, процессия прошла по части магистрали, известной под названием «Дорога героев».

Этим маршрутом везли домой погибших в Афганистане. И вдоль этой дороги, и в парламенте, и возле военного мемориала в эти дни люди спонтанно начинали петь гимн страны — «O Canada»…

Дома у капрала Чирилло осталась мать, две сестры и пятилетний сын. Он сам воспитывал его — был одиноким отцом. А еще его ждут две преданные собаки. Они ведут себя сейчас тихо. Из-под калитки, слегка высунув морды, грустными глазами смотрят на людей, приносящих к дому цветы и плюшевых мишек.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow