Мнения

Не благая весть

Почему РПЦ не хочет признать в донецких ополченцах своих идейных последователей

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 122 от 29 октября 2014
ЧитатьЧитать номер
Политика

Александр СолдатовНовая газета

 

Религиозная риторика играет огромную роль в развитии войны на востоке Украины. Ополченцы Донбасса, а особенно приезжающие к ним на помощь «романтики-реконструкторы» из России, прилагают немало усилий, чтобы придать этой войне сакральный смысл. В самом пикантном положении на фоне этого конфликта оказалась Церковь Московского патриархата в Украине, да и весь патриархат в целом. Традиционно лояльный Москве, он не может открыто поддержать Донбасс с его «православными армиями», дабы не потерять приходы в остальной Украине. Но столь «отстраненная» позиция крупнейшей церкви как Украины, так и России не прибавляет ей сторонников.

Reuters

Религиозная риторика играет огромную роль в развитии «странной» или, как ее принято еще называть, «гибридной» войны на востоке Украины. Ополченцы Донбасса, а особенно приезжающие к ним на помощь «романтики-реконструкторы» из России, прилагают немало усилий, чтобы придать этой войне сакральный смысл. На их сайтах, как мантра, звучит рефрен: Новороссия — последний оплот Святой Руси, Русского мира, отсюда начнутся либо возрождение Русского Православного Царства (в случае победы), либо ужасы Апокалипсиса (в случае поражения). Это «геополитическое богословие» отражено даже в официальных документах ДНР/ЛНР. В самом пикантном положении на фоне этого конфликта оказалась Церковь Московского патриархата в Украине, да и весь патриархат в целом. Традиционно лояльный Москве, он не может открыто поддержать Донбасс с его «православными армиями», дабы не потерять приходы в остальной Украине. Но столь «отстраненная» позиция крупнейшей церкви как Украины, так и России не прибавляет ей сторонников. Российское руководство обижается, украинские приходы уходят в Киевский патриархат, а лидеры сепаратистов Донбасса подозревают патриарха и епископат в «предательстве» и тайной унии с католиками…

 

«Господствующая вера» народных республик

«Первенствующей и господствующей верой является Православная вера (Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания), исповедуемая Русской Православной Церковью (Московский патриархат). Исторический опыт и роль Православия и Русской Православной Церкви (Московский патриархат) признаются и уважаются, в том числе как системообразующие столпы Русского мира». Так звучит 9-я статья конституции Донецкой народной республики (ДНР), продублированная и в ее клоне — конституции Луганской народной республики (ЛНР). Впервые такую формулировку приняло 14 мая в Донецке собрание активистов, провозгласивших себя Верховным советом ДНР. Если выражение «первенствующая и господствующая вера» взято из свода законов Российской империи, то конституционный «Русский мир» — это уже фирменное выражение патриарха Кирилла, над которым правообладатель, впрочем, утратил контроль.

У кого-то конституции ДНР/ЛНР вызывают улыбку, но она исчезает при первом же взгляде на «правоприменительную практику». В условиях войны за Святую Русь против сил ада (Запада) прекраснодушные декларации стали оправданием невиданного на постсоветском пространстве насилия против неправославных, да и православных тоже, если они не принадлежат к Московскому патриархату. На территории, контролируемой донбасскими сепаратистами, похищаются и исчезают пасторы, разгоняются молитвенные собрания, закрываются «еретические» храмы. Вот несколько примеров.

Примерно две недели провел под «арестом» пастор адвентистской церкви в Горловке Сергей Литовченко, который был похищен вооруженными людьми в начале октября прямо на молитвенном собрании в собственной церкви. Задерживая пастора, представители ДНР говорили верующим: «Это православная земля, и на ней нет места разным сектам». Церковь, где собирали продукты, одежду для пострадавших, была закрыта. В конце концов, при участии Московского патриархата пастор был освобожден и спешно покинул Донбасс.

Во второй половине октября уже на территории, контролируемой ЛНР, — в Краснодоне — был похищен помощник пастора церкви «Благая весть» Сергей Сайков вместе со своим несовершеннолетним сыном Даниилом. По сведениям директора отдела по вопросам религиозной свободы «Russian Ministries» Влада Кусакина, Сергея и Даниила «пытают с особой жесткостью и предъявляют обвинение в шпионаже для Нацгвардии».

Вооруженные представители ЛНР захватили в сентябре баптистский молитвенный дом в городе Антрацит. Так излагает случившееся интернет-издание «Религия в Украине»: «В момент захвата в молитвенном доме находилось около 20 человек с ограниченными физическими возможностями… К молитвенному дому подъехали два автомобиля с вооруженными людьми. Они в грубой форме «попросили» в течение 20 минут освободить помещение, заметив, что оно уже не принадлежит церкви баптистов и переходит в собственность Православной церкви. Свои действия боевики объяснили «благословением батюшки».

По свидетельствам очевидцев, слово «баптист» стало расхожим ругательством в устах сепаратистов — так они называют всех неправославных, «еретиков». Наиболее продвинутые, правда, знают еще два религиозных ругательства — «униат» и «раскольник».

Еще летом в Луганске представители ЛНР закрыли как «еретический» римско-католический приход Святой Девы Марии, а представители ДНР — храм Покрова Пресвятой Богородицы Украинской греко-католической церкви в Донецке. Наконец, совсем недавно в Луганске боевики «освободили от раскольников» кафедральный собор Киевского патриархата. Поскольку местный епископ Московского патриархата отказался принять у них такой дар, ЛНР приспособила собор под склад. Епископ же Киевского патриархата с трудом покинул Луганск, причем боевики повредили тормозную систему его машины, и иерарх едва не погиб в автокатастрофе.

Популярный русскоязычный блогер и изгнанный из Донецка греко-католический священник Тихон Кульбака так описывает события, предшествовавшие его изгнанию: «До сих пор не знаю, где меня держали боевики: там была настоящая тишина и запах леса. У меня были завязаны глаза, что давало надежду, что останусь живым… Меня толкнули к стене и приказали молиться. Я начал молиться вслух. Над моей головой раздалась автоматная очередь… Они забрали мои таблетки, говоря: «Ты наш враг! Ты будешь долго и медленно умирать, пока не обратишься».

ДНР/ЛНР не удалось пока обрести собственного духовника, чей образ олицетворял бы сакральный характер войны. На концертах в Донецке и на передовой выступает под гитару некий схимник, который страшным голосом обличает Путина, но схимник этот производит впечатление сумасшедшего. В таких условиях олицетворением «православной составляющий» войны стал Игорь Друзь — советник Игоря Стрелкова в его бытность министром обороны ДНР и идеолог «Русской православной армии» на Донбассе. В результате усилий Друзя и его соратников над танками и окопами ДНР/ЛНР, наряду с российскими и монархическими флагами, развеваются также хоругви с Нерукотворным образом Спасителя, а стандартный приказ «Огонь!» дополняется формулой «Во имя Господа нашего Иисуса Христа».

В интервью официальному сайту ДНР в начале октября Друзь сетовал на непонимание с верхушкой Украинской православной церкви Московского патриархата: «Большинство православных священников по всей Украине за нас. Другое дело — епископат. К сожалению, среди украинских архиереев нашлось много предателей». На упрек в том, что, воюя с украинцами, донбассовцы убивают своих же православных братьев, у Друзя есть четкий ответ: «С украинской стороны православных нет вообще, потому что ни один воцерковленный православный человек не пойдет воевать против Новороссии, единство Святой Руси угодно Богу». И — напротив — «большинство ополченцев — православные и церковные люди, которые регулярно исповедаются и причащаются. Впервые за 100 лет возникла православная армия из русских людей. Православные люди и в политических делах всегда знают, где правда», — убежден Друзь.

Но особого внимания, пожалуй, заслуживает главный православный спонсор ДНР/ЛНР, близкий к патриарху Кириллу московский предприниматель Константин Малофеев, глава Фонда св. Василия Великого. Именно Фонд Малофеева устраивал громкие «гастроли» православных святынь — в частности, Даров волхвов, — которые побывали в Крыму под охраной Стрелкова буквально за месяц до начала событий, приведших к отделению полуострова от Украины.

 

Отец за сына не отвечает

Несмотря на пламенную верность вооруженных сил ДНР/ЛНР Московскому патриархату, родная церковь — УПЦ МП — в последнее время постоянно отмежевывается от своей сепаратистской паствы и даже прямо осуждает некоторые ее действия по защите Святой Руси и восстановлению Русского мира. Конечно, это подрывает моральный дух бойцов под красным знаменем со Спасителем.

Управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) открещивался от сепаратистов 7 октября на встрече с канадским послом Эндрю Беннеттом в Киеве. «Церковный амвон не может превращаться в политическую трибуну. Сегодня каждый из нас, священников, должен сделать все, чтобы ни в коем случае наша конфессиональная принадлежность не разделяла людей». Он напомнил, что УПЦ МП не приняла отобранный у баптистов молитвенный дом в Антраците, потому что церковь «не только не одобряет, но и не примет подобных «подарков». Аналогичная ситуация создалась после захвата кафедрального собора и помещения епархиального управления Киевского патриархата в Луганске».

В июле-августе в УПЦ МП произошла смена власти: скончался митрополит Владимир (Сабодан), и церковь возглавил имеющий репутацию промосковского митрополит Онуфрий (Березовский). Однако реализовывать свои промосковские планы (в частности, ограничить автономию УПЦ МП в пользу большего контроля Московского патриарха) в нынешней политической обстановке ему невозможно. И митрополит Онуфрий всячески демонстрирует свою лояльность украинским властям: на днях он даже посетил зону АТО, что в Украине воспринимается как символический жест. Вскоре после этой поездки, на заседании синода 23 октября, патриарх Кирилл наградил митрополита Онуфрия высоким церковным орденом. Не намерен митрополит Онуфрий менять статус-кво крымских епархий — они остаются неотъемлемой частью Украинской церкви Московского патриархата, что, если смотреть из Кремля, выглядит как формальное непризнание Московским патриархатом присоединения Крыма к России.

Однако среди клира и мирян УПЦ МП, особенно в центре и на западе Украины, сейчас как никогда высок градус украинского патриотизма, и митрополит Онуфрий не поспевает за этими настроениями. На украинских приходах Московского патриархата стихийно прекращается поминовение патриарха Кирилла, появляются коллективные воззвания клириков и мирян о провозглашении автокефалии (полной самостоятельности от Москвы) Украинской церкви. Наиболее нетерпеливые приходы уходят в уже провозгласивший автокефалию Киевский патриархат. Подобные процессы протекали в Украине в начале 1990-х и привели к масштабному церковному расколу.

В августе патриарх Кирилл написал обширную жалобу Вселенскому (Константинопольскому) патриарху Варфоломею — первому по чести и по влиянию иерарху официального православия. Московский предстоятель хотел упредить возможное обращение УПЦ МП за автокефалией в Константинополь, но не встретил понимания. На встрече с митрополитом Онуфрием 8 октября патриарх Кирилл предложл ему раздробить епархии, где наиболее сильны автокефалистские настроения и прекращено поминовение патриарха, на несколько частей. Эта реформа должна в первую очередь коснуться Луцкой, Владимиро-Волынской, Ровенской, Тернопольской, Житомирской, Винницкой, Хмельницкой и соседних епархий. Относительно же восточных епархий, расположенных на территориях, контролируемых ДНР/ЛНР, существует план их объединения в «митрополию Новороссии», за счет чего патриарх планирует отчасти загладить перед Кремлем свою «вину за Крым», оставленный Украинской церкви.

 

Бегство с тонущего корабля?

Все более массовый характер приобретает бегство приходов УПЦ МП на западе Украины в Киевский патриархат. Вот характерный пример: община храма Святого архистратига Михаила в селе Бутин Збаражского района Тернопольской области. На общеприходском собрании в начале октября за переход из Московского патриархата в Киевский высказалось более 300 прихожан, а против — 15. В местной епархии УПЦ МП эти события комментируют жестко: «Захват храма националистами с участием «Правого сектора».

Пока еще остающийся в Московском патриархате приход села Вишнев в предместье Луцка опубликовал на днях характерное воззвание к митрополиту Онуфрию. Напомнив, что многие священнослужители УПЦ МП на востоке Украины «проявляли действенную поддержку ополченцам или даже становились в их ряды, молились за их победу или даже возглавляли вооруженные группировки», —  прихожане делают вывод, что их церковь вносит вклад в разрушение украинской государственности. Не желая иметь ничего общего с московским патриархом, вишневский приход пишет: «Патриарх не только создал надежный тыл для кремлевского агрессора, но и опустился до откровенной клеветы на украинцев, поскольку лично и неоднократно озвучивал на весь мир ту ложь, которую ранее распространяли официальные и неофициальные спикеры патриархии, — о «религиозной подоплеке» войны, которую против православных ведут «униаты и раскольники»… Не великий господин и не отец нам патриарх московский. Мы не поминаем его за богослужением, как не поминают его на многих других приходах. «Исторические пути УПЦ и РПЦ должны окончательно разойтись, — полагают авторы письма, — чтобы каждая из церквей выполняла свое призвание в мире успешно, не спотыкаясь на камнях идентичности… По церковным правилам церковные границы должны следовать за государственными».

Понятно, что позиция лидера другой крупнейшей православной церкви Украины — Киевского патриархата — Филарета (Денисенко) в нынешних условиях предельно жесткая. В последнее время он постоянно повторяет, что от позиции европейских государств и Америки зависит, перерастет ли война на востоке Украины в третью мировую. 8 октября он направил главам государств, парламентам и народам Европы послание «Остановите разжигание ІІІ мировой войны!». «Зная урок «мюнхенского умиротворения агрессора», сейчас демократические страны и все люди доброй воли еще имеют возможность остановить скатывание мира в пропасть катастрофы. Нужно остановить зло, пока не стало слишком поздно», — отметил глава Киевского патриархата.

Общим местом религиоведческих дискуссий последних лет стало признание того, что в нашей стране формируется новый образ официального православия — агрессивный и нетерпимый. Он проявил себя в кампании за «максимальное наказание» Pussy Riot, в деятельности акциониста Дмитрия Энтео и его соратников-казаков, в навязчивых программах строительства новых храмов вопреки интересам жителей, в «Русских маршах» и призывах депутата Милонова. Окрашенная кровью, пролитой на поле брани, идеология «Святой Руси — Новороссии» является апофеозом этого образа. И вполне можно понять, почему патриарх Кирилл не хочет признать в донецких ополченцах своих идейных последователей. Гораздо труднее понять, почему он не прилагает мер к тому, чтобы два самых близких православных народа  не наращивали градус ненависти друг к другу, раскалывая то, что осталось от единой цивилизации и «Православного мира».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera