СюжетыОбщество

Обучение на досуге

От «Концепции развития дополнительного образования» до реальности — один шаг. Но пока его делают единицы

Этот материал вышел в номере № 122 от 29 октября 2014
Читать
От «Концепции развития дополнительного образования» до реальности — один шаг. Но пока его делают единицы
Изображение

Почти год с подачи Национального координационного совета по поддержке молодых талантов, который возглавляет зампред Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, целых три министерства — образования и науки, культуры, спорта — работали над «Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ». К разработке этого действительно важного документа привлекли лучшие интеллектуальные силы страны, общественность, представителей бизнеса. И документ получился вдохновляющим.

В нем четко определено, что дополнительное образование детей — это «уникальная и конкурентоспособная отечественная социальная практика наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества», а его развитие поможет решить множество социальных проблем. То есть ответы на вопросы «что есть допобразование» и «зачем оно» сформулированы.

На заседаниях разных уровней о «Концепции» тоже было сказано немало очень верных и обнадеживающих слов. Например, на августовском заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев озвучил задачу, которую надо решать с помощью одобренной правительством «Концепции»: к 2020 году дополнительным образованием должны быть охвачены не 50, как сейчас, а все 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов не просто согласился с шефом, но и расставил акценты: «Внеучебная деятельность должна все больше и больше перемещаться в фокус нашего внимания, что требует повышения уровня госгарантий в области дополнительного образования».

Через месяц после того, как «Концепция» была утверждена и опубликована на сайте Правительства РФ, в столичном Экспоцентре состоялся трехдневный форум — Московский международный салон образования (ММСО). Такого масштаба мероприятие прошло в России впервые, зато с размахом, и было призвано создать в обществе благоприятное впечатление об уровне развития отечественного образования во всех его формах.

В рамках ММСО организовали круглый стол «Новые возможности дополнительного образования детей» с понятной целью продвижения государственного документа в общественное сознание. Из 10 человек, сидевших в президиуме совещания, четверо представляли сферы управления, шестеро были реальными энтузиастами дополнительного образования. Первая группа еще только хвалила «Концепцию», а вторая неожиданно показала, что ответ на вопрос «как развивать дополнительное образование детей» уже формируется практическими, хотя и «внеконцептуальными» усилиями профессионалов.

Во время подготовки «Концепции» замминистра образования и науки Вениамин Каганов неоднократно указывал на необходимость финансового обеспечения ее исполнения. Однако в выступлении на круглом столе логика чиновника уложилась в простой категорический силлогизм: дополнительное образование — значит, необязательное. Необязательное — значит, должно выживать самостоятельно, за счет повышенной привлекательности для детей плюс реальной индивидуализации педагогических усилий, которая, увы, в государственной школе не процветает. Догадайтесь, кем этот счет должен быть оплачен? Правильно, не государством же! Значит, бизнесом? Целых 46 крупных компаний, по словам замминистра, сегодня вкладываются в образование, чего еще два-три года назад не было. Похвально. А сколько крупных компаний вложилось в сочинскую Олимпиаду?

Заключение в силлогизме чиновника выглядело безупречно: да, в законе об образовании написано, что министерство обязано «обеспечить доступ к образовательным услугам». Но в законе не написано, что министерство обязано обеспечить доступ к бесплатным образовательным услугам! Да, базовые бесплатные услуги государство должно обеспечивать, а вот дополнительные — это дело родительских кошельков. (Ну и как быть с «госгарантиями», о которых говорил министр?) Если речь о дополнительном образовании в школе, то каждый директор должен быть заинтересован в организации внебюджетных услуг и заработке на этом. А окупаемость частных учреждений дополнительного образования — вообще не забота государства, уверенно заявил замминистра, отбиваясь от посыпавшихся вопросов из зала. Деньги родителей, ресурс в виде грантов и высокое качество предоставляемых образовательных услуг — вот три способа развивать дополнительное образование. Но главное — это деньги родителей, подчеркнул высокий чиновник и, извинившись, удалился вручать те самые гранты.

Все ораторы-практики как раз и представляли частные организации или частно-государственные партнерства с минимальным участием государства. В выступлении Владимира Сурвилло, генерального директора города мастеров «Мастерславль», речь шла об «очень удачном месте отдыха от школьных программ» — развлекательном центре, недавно открытом в Москве. Плюсом «Мастерславля», по его словам, является «возможность отвлечения детей от криминала, от увлечения виртуальными эрзац-связями и тупыми просмотрами телепрограмм».

Разумеется, «отвлечение от увлечений» развлекательными средствами решаться может, но лишь в отношении тех детей, которые и так не лишены родительского внимания и имеют возможность за немалые средства поиграть в случайно сложившемся сообществе. Но вот как решить «воспитательные задачи» за 30 минут оплаченного времени и сколько раз можно «с удовольствием» слепить одну и ту же глиняную вазу? Бросалось в глаза, что основные идеи «Мастерславля» как города профессий заметно копируют практику «КидБурга» в Санкт-Петербурге и его филиала в Ростове-на-Дону.

Директор по развитию Московского музея науки «ИнноПарк» Светлана Моторина не рекламировала собственное учреждение. Ее акценты были расставлены с учетом интересов всего государства.

С чего начинается творческая личность? С удивления и самостоятельных открытий. Где делаются открытия? Не в школах, вернее, большей частью — не в школах, а в досуговых учреждениях под разными названиями —«ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге, «Экспериментаниум» в Москве, «ИнноПарк» в Сокольниках и… И все! По данным Ассоциации научных центров и музеев, если в Европе более 500, в США — более 400, то в России — не более десятка интерактивных научно-познавательных центров и музеев.

Как сегодня делаются детьми открытия? Так же, как и 100 лет назад, — через игровое постижение законов природы, сопряженное с удивлением, усилием ума и удовольствием от процесса и результата. В «Концепции» этот способ неформального образования уважительно назван «edutainment» — «обучаюсь играя». Даже термин выбран иностранный, потому что в других странах он уже давно обозначает реальную практику.

Как выглядит Москва (о провинции лучше промолчать) в смысле комфортности и доступности дополнительных образовательных услуг, обещанных «Концепцией»? Согласно Innovation Cities Global Index 2012—2013 годов, первое место в мире среди городов, имеющих успешные детские научно-информационные учреждения, занимает американский Бостон с населением 636 тысяч человек, его Boston Children’s Museum расположен на 9000 квадратных метрах. На пятом месте — Париж с населением 2 млн 274 тысячи человек, его Cite de Sciense et de I,industrie раскинулся на 30 тысячах квадратных метров. В Москве с ее 12 миллионами жителей отмечены два музея — «Экспериментаниум» (2000 квадратных метров) и «ИнноПарк» с его 450 квадратными метрами, – обеспечивших столице России аж 74-е место в «Индексе».

Реальная модель финансирования музеев науки в мире, по данным Association of children’s museums, такова: 48,9% средств дают субсидии и спонсорство, 51,1% — операционные доходы. А у нас? Спонсоры и те, от кого зависят субсидии, составляют 0,05% от желающих поддержать, например, тот же «ИнноПарк». А 99,95% — это родители. Только они правильно понимают призыв Лисы Алисы: «Не прячьте ваши денежки, иначе быть беде!»

Максимилиану Пивоварову, директору того самого петербургского города профессий КидБурга, слово дали под занавес круглого стола и ограничили его пятью минутами. Но он не растерялся и показал яркий, убедительный фильм. Существующий три года коллектив города «КидБурга» опирается на опыт «ЛабиринтУма» и дополняется открывшимся недавно «Сказкиным домом» (все это направления единого питерского проекта, рассчитанные на детей разного возраста). Это целый, как нынче модно говорить, образовательно-развлекательно-воспитательный кластер, уже выполняющий задачи, пафосно прописанные в «Концепции».

Есть, есть в «КидБурге» некая изюминка, которую не могли не почувствовать люди, наблюдающие за новациями в образовании: проект отмечен наградой Международной ассоциации корпоративного образования (МАКО), завоевав третье место в номинации «Социальный партнер» за лучшую практику поддержки и сотрудничества с учебными заведениями. Совсем скоро, в начале будущего года, «Кидбург» появится и в Москве — на Лубянке, на пятом уровне Центрального детского магазина.

Наталья КОЖЕУРОВА Фото Андрея КУЛИШЕНКО

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow