Сюжеты

О чем говорит Москва?

Фонд культуры Екатерины впервые открыл свои «академические» двери молодежи

Фото: «Новая газета»

Культура

Эра Горбачева оставила отпечаток на творчестве молодых художников. Их нельзя назвать потерянным поколением: они не разочарованные романтики, мечтающие о лучезарном будущем. Они, ищущее поколение, пытаются пройти через коридор непонимания

Фото автора
 

«Говорит Москва» — это визуализированный голос столичной молодежи, которая ностальгируют по безвозвратно ушедшему, страшится настоящего, но все-таки поднимается по лестнице к неизвестному будущему. В глазах застыли: испуг и ожидание. Весь хаос современности отражается в них. Выставка, которую курирует дебютант Марина Руденко, походит на электронное табло с надписью «сегодня», вобравшее в себя опыт и чувства десятилетий.

 

«Перестройка, демократия, гласность»

Пространство выставки можно поделить на две идейные составляющие: первый этаж — эпоха перестройки и свободы, второй — ускользающее настоящее с его индивидуализмом и бесконечной вереницей нерешенных проблем.

Люди склонны идеализировать прошлое, художники не исключение. Они интерпретируют минувшее, основываясь на субъективном опыте и восприятии действительности. В одном из залов первого этажа натыкаешься на фразу— лейтмотив, «это ритуал прощания с нефункциональным прошлым». Пионеры, сервант, спортивный костюм, матрешка — все это осталось на задворках жизни художников, но символы эпохи иной раз все равно врываются в их память. Атрибуты — это «вход» в воспоминания о детстве и юности, метафоричный портал в их восьмидесятые. Художница Наталья Александер простилась со своими «зачитанными до дыр» книгами, которые уже стали частью ее «Я», а Людмила Аношенкова в своей серии фотографий «Тени вещей» рассталась с эстетикой советского прошлого: «У меня в доме больше нет серванта».

Детство ушло от молодых художников, захватив с собой целую эпоху. Однако ностальгия вырывает из прошлого обрывки воспоминаний, которые формируют взгляд на современность. Не из серии «тогда было лучше», а из серии «сейчас по-другому».  

 

Ищущее поколение

Эра Горбачева оставила отпечаток на творчестве молодых художников. Их нельзя назвать потерянным поколением: они не разочарованные романтики, мечтающие о лучезарном будущем. Они, ищущее поколение,  пытаются пройти через коридор непонимания, который скрывает насущные проблемы. Они оголяют действительность, в попытке приоткрыть завесу, за которой современность скрывает правду. «Говорит Москва» — это жизнь глазами молодежи.

Художник Илья Федотов-Федотов создал работу-эксперимент «Мегаполис»: в аквариуме плавает одинокий меченосец, а вокруг него огромное облако коретры. Пока рыба не двигается, личинки статичны, но как только она начинает движение, они оживают. Символичность эксперимента зашкаливает. Кто победит: безликое общество с его рабской философией или яркая личность, чье идеи, возможно, идут в разрез с массой? Эксперимент удался: победа за индивидуальностью. Но все ли готовы бороться «не на жизнь, а на смерть»?

Кроме всепоглощающей атмосферы мегаполиса, ищущий человек сталкивается с дефицитом времени, отсюда спешка, незаконченность и суета. Ольга Бутеноп в работе «Свет. Лабиринты жизни» визуализировала эту проблему. Мегаполис, диктуя свои правила выживания, засасывает людей в трясину отчуждения. Человек растрачивает себя «на бегу». Люди теряют себя, в то время как суета города побеждает в игре «личность или общество». Жизнь мегаполиса оставляет в тени «я» человека. 

Что город предлагает людям  взамен? Пока индивидуальность пылится в четырех стенах панельной квартиры, мегаполис пичкает человека красочной рекламой и постерами, с которых смотрят улыбающиеся псевдо-таланты (работа Анны Ходорковской «Зоопарк»). Но порой человек сам себя «консервирует», боясь избавиться от бремени прошлого. Эти люди, по мнению художницы Екатерины Доненовой, поселились в «трехлитровых банках», в которых хранятся их устаревшие нравы и предрассудки (работа «Дом мечтаний»). Эпоха диктует правила, общество навязывает стереотипное мышление, государство меняет режимы, но человек вправе не быть конформистом, а искать свой путь до тех пор, пока сам «не сломается».

Ищущее поколение напоминает древнегреческого философа Диогена, который днем, с фонарем в руке, бродил по городу в поисках «человека». Только молодые художники ходят по лабиринту современности в поисках правды.

Ксения КУЛЯСОВА

Выставка открыта до 30 ноября

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera