СюжетыСпорт

Шоу на фасаде РФ

Каждый осчастливленный ЧМ-2018 город «под чемпионат» собирается за три года сделать то, чего не могли сделать за предыдущие четверть века

Этот материал вышел в номере № 123 от 31 октября 2014
Читать
Каждый осчастливленный ЧМ-2018 город «под чемпионат» собирается за три года сделать то, чего не могли сделать за предыдущие четверть века
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости 

К Большому в ночь на ожидание очередного светового шоу я не пошел. Жизнь нам вообще заменяют организацией всевозможных «Шоу на фасаде», презентация логотипа чемпионата мира-2018 вполне вписывалась в тренд, а ТВ организовало целое шоу «Вечерний мундиаль», так что лучше было не дергаться. Но пришлось, когда с экрана на меня лупоглазыми иллюминаторами прямиком из космоса (да-да, именно с МКС) взглянуло нечто, встреченное в студии и на Театральной площади криками «ура!», правда, не очень дружными. Похоже, увиденное не одного меня озадачило.

Я еще не знал, что изделие португальского агентства Brandia Central, которое до завершения доводилось семь месяцев и было одобрено великолепной и в основном российской десяткой (от вратаря Игоря Акинфеева до пианиста Дениса Мацуева), вдохновлено космосом, символизирует всеобщую любовь к футболу и отдает дань многовековым художественным традициям России. Это уже потом рассказали, а я по простоте душевной увидел гламурную вариацию на тему одного из самых болевых полотен в художественной истории человечества. К форме в виде Кубка мира претензий нет, это элемент обязательный, а вот если ассоциация с «Криком» Эдварда Мунка была заложена сознательно, то смысл получается глубокий.

Впрочем, ассоциаций хватало разных — и с погремушкой, и с мухомором, и с противогазом, и с осьминогом, и с инопланетянином, и с электробритвой, и еще бог знает с чем. Но в основном, конечно, народу нравилось — не потому, что в эмблеме неизвестно каким образом воплотились традиции русской иконописи, а просто потому, что «зря бы не выбрали». Ярко, броско, непонятно, моменту соответствует, фасаду тоже.

Презентация завершала исторический день, когда заседание наблюдательного совета Оргкомитета «Россия-2018» впервые проводилось под руководством президента РФ Владимира Путина. Ответ держали крупные чиновники, министры и губернаторы, речам внимали президент Международной федерации футбола Йозеф Блаттер и генеральный секретарь могущественной организации Жером Вальке. Заседание предваряло посещение Большой спортивной арены «Лужники», на которой в разгаре реконструкция, а главной задачей собравшихся, похоже, было убедить главу государства, высоких гостей и себя, что все у нас с чемпионатом будет хорошо. Сейчас тоже хорошо, несмотря на некоторые объективные трудности, но будет еще лучше.

Блаттера и не надо было убеждать. Он сам готов кого хочешь убедить в том, что выбор России в качестве хозяйки чемпионата мира-2018 был исключительно правильным и дальновидным. А на всякого рода бойкоты и инсинуации, вроде недовольства отдельной страны, которая против (по Блаттеру, это не Украина, а «родина футбола»), ФИФА внимания не обращает и уверена, что Россия все сделает в срок и в наилучшем виде. Естественно, старину Блаттера не разубеждали, оставив разговоры по существу для рабочих встреч, для прессы не предназначенных.

Что-то, правда, по касательной прозвучало — про риски в ресурсном, информационном и управленческом обеспечении, про отсутствие понятного механизма частного партнерства и привлекательных условий для притока внебюджетных источников в инфраструктуре транспорта, про некоторое отставание по срокам строительства и трудности с выполнением принятых финансовых обязательств, но продолжения тема не получила — гарант дал твердые гарантии, что все инфраструктурные обязательства будут выполнены, несмотря на турбулентные процессы в мировой экономике.

Про ожидаемый хороший результат сборной, которого болельщики заждались, Владимир Путин тоже напомнил.

По ходу выяснилось, что футболу, о роли которого в мировой истории с таким жаром рассказывал президент ФИФА, президент России тоже не чужд. Когда кто-то из заинтересованных губернаторов по незнанию требований заметил, что неплохо бы в качестве тренировочных полей использовать уже имеющиеся искусственные, Владимир Путин в ответ привел пример из собственной практики, когда он, не получавший травм в дзюдо, в недобрый час решил сыграть в футбол на искусственном газоне, упал и сломал ключицу. Вопрос был снят.

Расположением руководства ФИФА надо было пользоваться. Российские темпы по итогам недавней инспекционной поездки признаны хорошими, а хозяевам удалось отстоять прежний формат «11 городов — 12 стадионов», не допустив сокращения городов-участников до девяти. Мало того, договорились о том, что количество мест на стадионах в Калининграде, где еще с местом не определились, и Екатеринбурге будет составлять не 45 тысяч, а на 10 тысяч меньше, что футбольных полей на тренировочных базах может быть три, а не четыре — все ради оптимизации, экономии и рачительности, о которой не преминул особо упомянуть российский президент.

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости 

А министр спорта Виталий Мутко, лучше всех понимающий, что на самом деле происходит со строительством, под хорошее настроение Блаттера подкинул гостю мысль, что сократить количество мест неплохо бы еще для трех стадионов. И вряд ли эта просьба «в виде исключения» — последняя.

Оптимистический и традиционно бодряческий жанр происходящего был предопределен самим выставочным характером заседания. То, что на этапе «перехода от стадии планирования к операционной фазе подготовки турнира» не все так радужно, как представляется, участники встречи наверняка осознавали. Но расстраивать товарища Блаттера, естественно, никому не хотелось.

298 объектов капитального строительства, 137 чисто спортивных, включая 12 стадионов и 113 тренировочных площадок, — это далеко не всё. Энергетика, транспорт, иная необходимая инфраструктура (проблем с гостиницами нет только в трех-четырех городах), и на все про все 664 миллиарда катастрофически падающих рублей и проблем глобального характера, о которых четыре года назад и не подозревали. Причем почти каждый осчастливленный город «под чемпионат» собирается за три с небольшим года сделать то, чего не могли сделать за предыдущие четверть века. Сметы, конечно, урезали, но дальше, по компетентному мнению генерального директора оргкомитета «Россия-2018» Алексея Сорокина, урезать уже нельзя. А как насчет традиционного и практически неизбежного увеличения расходов — в условиях дефицитного бюджета, инфляции, санкций и прочих прелестей, сопутствующих нынешнему состоянию российской экономики и социума? Где деньги брать?

Эти вопросы могли обсуждать в Государственной думе на недавно прошедшем круглом столе, посвященном чемпионату мира-2018. Но обсуждали там проблемы российского футбола, результаты и перспективы национальной сборной и конкретно ее главного тренера Фабио Капелло, которого хотели видеть на заседании, но, естественно, не увидели — полемика дона Фабио с Владимиром Жириновским вряд ли носила бы конструктивный характер.

Обсуждать, конечно, есть что — фон для широкого развертывания фронта работ по ЧМ-18 вполне «подходящий» на самых разных уровнях. Не прекращающиеся бесчинства фанатов, больно бьющие по престижу будущей хозяйки чемпионата мира. Полупустые стадионы и соответствующее им качество игры даже в исполнении лучших команд. Причуды новой формулы и календаря, делающие летний футбол зимним видом спорта. Миллионные траты на легионеров и полное отсутствие заботы о собственной смене. Растерянность Российского футбольного союза, чувствующего себя как в осажденной и практически разоренной крепости. Грызня в высоких футбольных кругах, даже отдаленно не напоминающая дискуссию.

Да что там говорить, если даже по надоевшему вопросу о невыплате зарплаты (раз уж подписались) главному тренеру сборной глава РФС Толстых кивает на Мутко, а Мутко — соответственно — на Толстых, а дело уже идет к полугодовой задержке и судебному разбирательству…

Конечно, грандиозность задач не предполагает внимания к таким «мелочам», как полнейший раздрай в российском футбольном хозяйстве. Что мы и наблюдали в день, когда давали футбольно-фасадное шоу с презентацией логотипа. Картинка была красивой: в глазах-иллюминаторах сияли звезды, к звездам тянулись руки, красное было на золотистом, синее на черном, и вообще каждый видит то, что видит. Кто волшебный фонарь, кто конфетную обертку без содержимого.

В недалеком будущем много чего еще предстоит презентовать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow