Сюжеты

В мире пшеницы и риса мы идем путем ржи

Вывод 1-го международного симпозиума, посвященного еде: питание покидает культуру и уходит в досуг

Этот материал вышел в № 124 от 5 ноября 2014
ЧитатьЧитать номер
Общество

Вывод 1-го международного симпозиума, посвященного еде: питание покидает культуру и уходит в досуг

В Центре национального интеллектуального резерва МГУ состоялся первый в России международный научно-практический симпозиум, посвященный истории еды и традициям питания человечества, а также перспективам и тенденциям в этой сфере.

Конечно, с точки зрения обывателя, кулинарное искусство вряд ли возможно отнести к сфере академической науки. Однако на деле пища в процессе исторического развития общества и конкретно в области регионоведения, этнографии, антропологии, межкультурного и межличностного человеческого общения не только играет выдающуюся роль, но и относится к важному разделу материальной культуры человечества. «Эта сфера не менее важна, чем литература, религия, даже мораль. Ибо «без обеда нет беседы», — утверждает декан факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, доктор филологических наук,  профессор Галина Молчанова, выступившая с установочным докладом «Гастика в межкультурной коммуникации». Гастика, поясним, и есть название науки о знаковых и коммуникативных функциях пищи и напитков, о приеме пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений.

Так что получился истинный пир разума. На пленарных и секционных заседаниях и круглых столах выступило около сотни специалистов из разных стран (ожидалось около 300). Все знают, что итальянская кухня вне конкуренции, но, как отметила Анна Павлова (Москва, МГИМО), еда практически никогда не изображалась в итальянском искусстве сама по себе, все изображения пищи там глубоко символичны, начиная с фресок «Пир души» из гробницы этрусков. То же и на натюрмортах христианской эпохи — знак греха тут, как ни странно, груша, а яблоко — позитивный, символизирующий целостность знак. Вино же — способ приведения себя в состояние богов.

Марина Загидуллина (Челябинск) напомнила, что первоначально человечество развивалось на основах цивилизаций пшеницы, маиса, риса. Маис сейчас вытеснен конкурентами, остались пшеница и рис. Но в идущей и здесь своим путем России пища основывалась в первую очередь на выращивании ржи. Общая мировая тенденция такова — еда уходит из сферы культуры в область досуга, избавляясь от символической составляющей и сводясь исключительно к насыщению, «заправке». Еще Владимир Вернадский предсказывал возможность человеческой автотрофности, т.е. прямого, без посредничества растительного и животного мира синтеза пищи из солнечной энергии как этапа освобождения от телесной оболочки. Теперь Виктор Пелевин в романе «Любовь к трем цукербринам» описывает превращение человека в пищу для фантомов.

Соучредитель симпозиума, Академия гастрономической науки и культуры, разочаровав некоторых гостей дегустационно-исследовательским характером сопутствующего фуршета, обещает издать лучшие, на ее взгляд, доклады в специальном сборнике. Бесплатно.

Александр ЛЮСЫЙ

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera