СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 125 от 7 ноября 2014
Читать
Культурные события следующей недели

Человеку-саксофону Матсу Густафссону очевидно никто вовремя не сказал, что он не стадионная рок-звезда, — и слава богу. Ибо в любом из своих проектов — а буквально в апреле он приезжал с Swedish Azz — он существует вне жанровых и временных рамок, но на такой мощности, что усилители «летят». Образно говоря.

С фри-джазовым триоThe Thing, которое в пятницу вечером отыграет в культурном центре «Дом», та же история: в нем Густафсон вместе с контра/басистом Ингебригтом Хокер Флатеном и ударником Пол Нильссен-Лавом говорит практически на любом музыкальном языке — собственно джазовом (от Эллингтона и Колтрейна до Коулмэна и Черри), ро́ковом (в их арсенале — гараж-рок, краут-рок, нойз-рок да и старый-но-недобрый хард-рок), экспериментально-электронном и импровизационном, создавая новые музыкальные смыслы и жонглируя ими с гуттаперчевой легкостью.

А в последние несколько лет The Thing еще больше внимания стали уделять протестной панк-энергетике, что, в общем, неудивительно — посмотрите вокруг, — и звучать стали еще жестче. Совсем по-роковому. Концерт в Москве станет последним в европейском туре группы, после которого — об этом уже объявлено — она берет паузу на полтора года. Так что не пропустите.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 20.00.

Феерический абсурдист, создавший вместе с Хармсом движение ОБЭРИУ, Александр Введенский — не только поэт. Он написал множество пьес, которые, как водится, официально не публиковались вплоть до 1980-х, а потому до сих пор почти не ставились.

Так, «Ёлка у Ивановых» в Москве в полном объеме до спектакля «Гоголь-центра» 8 и 9 ноября не игралась еще ни разу. А между тем, мир абсолютного безумия, где нарушается привычная логика и возможным становится все: врач из сумасшедшего дома считает себя ковриком, собака говорит стихами, а тело общается со своей отрубленной головой, — этот мир настолько укоренен в окружающем нас бытовом пространстве, что когда герои пьесы, мальчики и девочки в возрасте от 1 года до 82 лет, начинают свободно ходить среди зрителей, возникает чувство не условности или сюрреализма, а полноценного такого экзистенциального ужаса.

В спектакле артисты «Седьмой студии» Кирилла Серебрянникова впервые встречаются на одной сцене с актерами труппы театра Гоголя, в основном из старшего поколения, и опыт сосуществования разных актерских школ, которые стараются найти между собой общий язык, достоин внимания сам по себе.

Ул. Казакова, 8. Начало спектаклей в 20.30.

По бразильской системе

Босса-нова — жанр, по недоразумению соседствующий на полках музыкальных лавок со всякими sax romantic collection, easy listening и прочими безликими оркестрами Поля Мориа. Что несправедливо. Возникнув в конце 1950-х, эта музыка, в которой отражаются самые прекрасные бредни о бескорыстной дружбе, самозабвенной любви, успехе без предоплаты и городе-мечте, где все поголовно в белых штанах, — эта музыка стала мощнейшей инъекцией Бразилии в англо-саксонскую основу современной поп-культуры.

Garota de Ipanema, Insensatez и Corcovado ушли «в народ» по всему миру. Антонио Карлос Жобим, Жоао Донато, Жоао Жилберто, Карлос Лира и Роберто Менескал, стоявшие у истоков создания жанра, — стали легендами. В их рядах был и Маркос Валле, чья Samba de Verao у всех на слуху уже лет сорок.

Именно он станет главной звездой гала-концерта фестиваля бразильской музыки Viva Bossa Nova, который пройдет 9 ноября в Большом зале Московской консерватории. Участниками шоу также станут оркестр All Stars и Московский симфонический оркестр под управлением голландского дирижера Артура Арнольда. В программе — все знаковые хиты босса-новы и пара приятных неожиданностей.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

Памяти Артиста

Ганя Иволгин, Павел I, принц Гарри, Иван Грозный, Григорий Мелехов, Свирид Петрович Голохвостый, Ларс Дес Фонтейнес, Бог и Мефистофель — Олег Борисов сыграл в театре и в кино более 100 ролей. Амплитуда его дара охватывала все возможные для актера жанры и амплуа. Но главным местом его исследовательского интереса стала театральная сцена, на которой он прошел путь от необычайно яркого, изобретательного, обладающего всеми качествами синтетического актера лирико-комедийного жанра через персонажей трагикомедий и трагифарсов к постижению и созданию глубочайших трагедийных образов.

Этому пути посвящена выставка к 85-летию артиста в Театральном музее им. Бахрушина. От начала творчества в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки через образы, созданные Борисовым в кино и на телевидении, к периоду высших театральных достижений артиста на сценах БДТ, МХАТа, ЦТСА, «Антрепризы Олега Борисова». Экспонируются фотографии, видеозаписи и другие материалы ролей актера, а также сценические костюмы.

Ул. Бахрушина, 31. До 30 ноября.

Из тьмы веков

Фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata, стартующий 9 ноября под сводами Евангелическо-Лютеранского кафедрального собора свв. Петра и Павла, будет относительно небольшим, но международным и весьма представительным: музыка X–XIII веков зазвучит в исполнении ансамблей и музыкантов из России, Германии, Франции и Швейцарии на инструментах, редко представленных на нашей сцене — виелах, цитолях и гиттернах, и языках, которые здесь основательно забыли да еще и не знали — средневековой латыни, средневерхненемецком и староокситанском.

Ожидается мировая премьера нескольких реконструированных по рукописям почти тысячелетней давности произведений. В частности, 9 ноября в 19.30 коллектив Ensemble Labyrinthus представит «Песни о смерти. Плачи, размышления о смерти и танцы XII-XIII веков», 16-го в 19.30 лучшие исполнители миннезанга Ensemble Leones сыграют программу «Золотой петушок рыцаря Нейдхарта. Музыка немецкого миннезанга XII–XIII веков». Кроме того, 23-го ансамбль Ensenhas в культурном центре «Покровские ворота» (ул. Покровка 27, стр. 1) даст концерт «Новые песни Аквитании. Истоки трубадурской традиции. Музыка X–XII веков».

Старосадский пер., 7. До 23 ноября.

Георгий Костаки — знаменитый коллекционер искусства с почти безупречным художественным вкусом и, как следствие, собравший выдающеюся коллекцию, в которой шедевры русской иконописи соседствовали с живописными и графическими пиками русского же авангарда.

В 1979-м Костаки эмигрировал в Грецию и большую часть одной из самых значимых коллекций XX века был вынужден подарить Третьяковской галерее. То, что удалось вывезти, впоследствии купило греческое правительство.

С 12 ноября в Третьяковке на Крымском валу впервые можно будет увидеть обе части коллекции — их объединит выставка «Выезд из СССР разрешить…» к столетию коллекционера. Работы Кандинского и Лентулова, Малевича и Шагала, Филонова и Поповой, произведения художников-нонконформистов Зверева и Рабина, Крапивницкого и Инфанте-Арана + иконопись XV–XVIII веков, а также редкие образцы народной и авторской игрушки — спектр интересов Костаки был широк. Попробуйте охватить.

Крымский вал, 10. До 8 февраля 2015.

Фильм «Здорово и вечно»о ранних годах «Гражданской обороны» и Егоре Летове выходит в прокат 20 ноября. 8 ноября, в день рождения культовой группы, предпремьерные показы режиссерского дебюта басистки «ГрОба» Натальи Чумаковой и музыканта и сценариста Анны Цирлиной, пройдут в шести городах России, включая столицу — в кинотеатре «35 мм».

Случайные любительские съемки участников группы, интервью с людьми, принимавшими активное участие в судьбе «Обороны» на начальном этапе, редкие архивные кадры складываются во внятный и живой рассказ о том, что происходило с Летовым и его кругом с начала 1980-х по начало 1990-х. Вместо документального байопика в привычном смысле слова — новый образный ряд и попытка уловить дух людей, который его формировали.

Ул. Покровка, 47/24. Начало в 17.00.

84 фотографии 53-х фотографов из богатейшего собрания испанского коллекционера и историка фотографии Лолы Гарридо — это отличная выставка «В потоке времени…» в Отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина.

Подлинники и винтажные отпечатки с конца XIX до начала XXI века подобраны в экспозицию по тематическому принципу, и принципом этим стал портрет. Как известно, фотография существенно облегчала, по сравнению с живописью, воспроизведение реальности «черта в черту», но подлинной реальностью, «правдой», не стала. Любой снимок — это все равно мнение автора, его видение, иными словами — интерпретация.

Запаситесь временем: 84 оригинальных свидетельства изменчивой реальности, запечатленных такими мэтрами, как Джулия Маргарет Кэмерон и Диана Арбус, Альфред Стиглиц и Ман Рэй, Уильям Кляйн и Анри Картье-Брессон, а также значительными представителями современного фотоискусства Юргеном Клауке и Филипп-Лоркой ди Корсией — одного часа на них точно мало. А ведь еще есть Родченко, Магритт и даже один Мэпплторп — всего три черных зала и цитата из Лотмана про портрет.

Ул. Волхонка, 10. До 18 января 2015.

Tenorissimo!

Говорят, карьера Марсело Альвареса началась с того, что он, управляющий мебельной фабрикой, добывал в барах Буэнос-Айреса бесплатные напитки своим друзьям, имитируя голоса популярных певцов. Сегодня аргентинец — сам популярный певец, чьему бархатному тенору не так-то легко подражать. Да и не зачем.

13 ноября Альварес, сценическое обаяние и артистизм которого давно покорили «Ла Скала», «Ковент-Гарден» и «Метрополитен-опера», «дебютирует» на сцене Большого зала Московской консерватории собственной персоною. Маэстро известен тщательной работой над любой ролью, умением полностью сконцентрироваться даже на незначительных деталях, а в программе единственного московского концерта — арии из опер Пуччини, Верди и Леонкавалло. Значит, будет от чего задержать дыхание.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

Михаил Казиник — искусствовед, музыкант, поэт, драматург, просветитель, и проч. и проч., в общем, один из самых неординарных и эрудированных людей нашего времени с несомненным даром рассказывать о культуре и искусстве. Живет он в Швеции, но нынче проводит в Москве традиционную уже серию ноябрьских концертов, в которых завораживающим образом — правда, правда! — соединяет в единое целое Слово, Музыку, Поэзию, Философию и немного Театра.

8 ноября в 19.00 в Театрально-концертном центре Павла Слободкина в его исполнении — и при участии Московского камерного оркестра Центра — прозвучат Гайдн, Бетховен и Шуберт; 9 числа в 12.00 — сказки о любви Чайковского, а в 19.00 — литературное путешествие по «Незолотому кольцу России» — Окуров, Глупов, Старгород 1, Старгород 2, N, NN, Егупец, Касриловка.

Потом, через неделю, предстоят: концерт-антидепрессант из великих мелодий, музыкально-поэтический кавардак по мотивам Чуковского и Маршака и другие выступления на тему. «У меня задача — духовно настроить человека на ту волну, на те вибрации, которые исходят от творений поэзии, музыки, литературы, живописи», — говорит Казиник. Сходите, настройтесь.

Арбат, 48.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow