Мнения

Медиа… медиа… что-то это мне напоминает

Почему люди должны быть дезориентированы?

Этот материал вышел в № 127 от 12 ноября 2014
ЧитатьЧитать номер
Политика

Анатолий Найманпоэт, прозаик

Почему люди должны быть дезориентированы?

В середине октября журналист Яковенко поместил в своем блоге статью «Посильнее Эболы и Игила», о состоянии российских СМИ. В ней он дает толковый анализ того, чем отличается нынешнее «не пойми что», заменившее собой нормальную журналистику и чаще всего называемое пропагандой, от действительно пропаганды. Шесть пунктов. С ними трудно не согласиться, но имя этому «не пойми что» он дает «медиафрения». Так сказать, сбрендившие средства коммуникации. Слово, на мой взгляд, поверхностно эмоциональное, вносит ненужную путаницу.

Что оценки, которые в этом слое (тоже теряюсь, как назвать: политического обозревательства?) даются фактам, съехали с привычно пропагандистской колеи, — бесспорно. Но прочитывается это вовсе не как безумие. Стало постоянным приемом: давать через несколько часов после первой публикации так называемой новости опровержение. Материнский капитал платить перестанут. Нет, уверяет министр, выплаты сохранятся, как было обещано. Сигареты будут стоить минимум 216 рублей. Вздор, всего-то цена вырастет на столько-то процентов (в рубли переводи сам). Вечером того же дня: да нет, выше 200 не поднимется. И так далее, почти по каждому поводу. Кто-то кого-то назвал дураком (само собой, ихнего, забугорного). Нет, глупцом. Нет, идиотом.

На первый взгляд игра понятная. Материнскому капиталу хана, на сигаретах разоришься, но радуйся, что не сию секунду и что хоть 16 рублей как бы и сэкономил. На второй взгляд тоже — имитация свободы слова, дескать, у одного мнение такое, у другого другое. Но главный взгляд третий: люди должны быть дезориентированы. Вертеть головой: ась, где, чего? Интернет наш выключаем — точнее, наоборот, крепим через него связь с человечеством. Транспорт подорожает. Не транспорт, а рубль, и не подорожает, а подешевеет. И что подешевеет, это хорошо. Но и плохо. И плохо посильнее, чем хорошо, но и хорошо — очень неплохое. А вот процент Сбербанк увеличил: это мы платим или нам платят? Китай лучше Европы, Навальный хуже Ходорковского, ЖКХ лучше РЖД. ДНР, БТР, ВТО, ВТБ, ВДВ, АЗЕМ, БРИНКС, дринкс, закускис. Как в жмурки, завязывают глаза, вертят и подталкивают: шагай шатаясь, а что в стену врезался, так ха-ха-ха.

К этому прибавляется недостаточная компетентность тех, кого выдают за авторитет. Огорчительного тумана подпустил Сечин: за 10 дней до решительного падения цен на нефть с важностью уверял, что ниже 90 долларов не опустится. А он главный нефтяник, и в чем заключается его нефтяничество, теперь непонятно. Это как Фаина Раневская начала свою творческую встречу со зрителями фразой «Я родилась в семье небогатого нефтепромышленника». Зал засмеялся сперва потому, что только и ждал, когда засмеяться. Но смех стал набирать силу от секунды к секунде по мере вникания в произнесенные слова. Нефтепромышленник не бывает небогатым, это нонсенс, жареный лед, хохот длился и длился, не давая ей сказать следующую фразу. На заявление Сечина никто не хихикнул: не тот, как сейчас говорят, у господина имидж. Ни внешность, ни манеры не дают повода заподозрить его в шутейности или легкомыслии. Не тот, я имею в виду, что у Раневской.

Есть, напротив, завзятые шутники, в частности, среди его коллег, скажем, Рогозин. Полный, сигнализирующей недетской улыбкой, что в очередной раз шутит. Шутка, как правило, сводится к обхамливанию. Если набрать в Сети «Рогозин высмеял», списку нет конца: Навального, Маккейна, Украину, румын, НАТО, их всех. Неясности не проясняет, а еще больше мутит: сперва надо угадать, в шутку он или всерьез, потом почему в шутку, потом в чем она. Следующие — журналисты. Новый жанр «не пойми чего» отталкивает стоящих, их место занимают всё более убогие, выражающиеся невразумительно, малограмотно. Добираясь до смысла, рассудок читателя еще раз ломается. Наконец, в самое последнее время взят курс на намеренную неразбериху: выступление по радио кого-то неугодного превращается при расшифровке в текст-мешанину, в свалку слов.

В печати и на ТВ регулярно обсуждаются провалы западной, главным образом американской, разведки, политики, дипломатии. США проворонили Крым — такого типа. По-видимому, сообщать подобное, если сперва не шарахнуть напором струй «не пойми чего», бьющих во все стороны, было бы невозможно. Тому, кто читает, надлежит представлять себе картину: что Штаты нацелились сделать каменную штуку, называемую Крым, своей территорией, но прозевали нашу нехитрую комбинацию. Это правдоподобно примерно так же, как утверждать, что, скажем, Сибирь виртуальна, выдумана, и Екатеринбург граничит непосредственно с Владивостоком… Через несколько дней — РФ подает заявку на миллион километров арктического шельфа. Так, без «квадратных», и миллион, не мелочась. Ждем следующей, на миллиард северного сияния, по линии «Газпрома». Отсюда уже полшага до рая и ада, а то и, если НАТО не подложит свинью, чистилища.

Каждое такое сообщение — еще один круг на жмурочной центрифуге. Мозги сплющены, внутренности подкатывают к горлу, субъект уже ни на что не годен: может, дать передышку? Нельзя: процесс должен быть непрерывно-поступательным, иначе обрабатываемый может оказаться неготовым к дальнейшим невообразимым сюжетам. Более того, если дать передохнуть, ему в голову может прийти: на фоне нефти-то и рубля, и сокращения производства, и падения спроса, может, теперь это — наш продукт? То есть успехи нашей разведки, политики, дипломатии. Заодно с успехами этой нашей новенькой журналистики. Может, ими теперь торговать? Если найти покупателя.

Никто не спорит: с дезориентированными легче иметь дело. Зато толку от них, кроме обеспечения нужного рейтинга нужным лицам и их действиям, — никакого. Так что, подумав, и не скажешь, какое дело с ними можно иметь. Что предпочтительнее, выбирает начальство — повиновение или толк. Пока же признаем: не заграничные русофобы из презрения ставят граждан РФ вне мирового сообщества, а мы, эти самые граждане, уходим за пределы сознания, свойственного миру. С помощью упомянутых выше операций. Которым подобрать название мне не по уму. Только не тавтологическое — медиафрения. Ко-медиа?..

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera