Мнения

После Крыма — Арктика наша?

Фото: «Новая газета»

Политика

Александр Чурсинсобкор на Балканах

По сути, присоединение Крыма можно назвать генеральной репетицией к реализации поистине глобальных планов, когда речь идет не о скромном полуострове, на кону стратегическое перераспределение ресурсов. Ведь только по самым прикидочным оценкам американских геологов в регионе Арктики могут находиться 22-25% мировых запасов природного газа

Ледокол «50 лет победы» подминает под себя арктический лед. Фото: Сергей ДОЛЯ
Северное сияние

На смену духовных скреп придут якорные цепи ледоколов?
Фото: Дмитрий МУРАТОВ — «Новая»

В конце октября — начале ноября всю Европу взбудоражили активные действия российской военной авиации. Стратегические бомбардировщики в сопровождении самолетов-заправщиков совершили воздушный вояж от Норвегии до Португалии, а на Балтике и Черном море состоялись  групповые показательные выступления штурмовиков и истребителей. Одновременно с этим были проведены испытания межконтинентальных баллистических ракет «Булава» и «Тополь-М».

Западные военные аналитики в один голос заговорили о том, что все эти события неспроста совпали по времени, что, мол, Россия демонстрирует Европе и США свои военные возможности, а самое главное — готовность в любой момент перейти в общении с ними на язык силы из-за разногласий в подходе к разрешению украинского кризиса. Кое-кто поспешил объявить, что вот и вернулась холодная война в самых ее лучших традициях.

В любом случае начавшееся с крымской операции «вежливых людей» противостояние между Россией и Западом обрело выраженные формы военной демонстрации.

Только за последние несколько месяцев, как отмечается в докладе известной международной организации European Leadership Network, было зафиксировано примерно 40 наиболее опасных прецедентов маневрирования вооруженных сил, которые могли поставить мир на грань глобальной военной катастрофы.

В основном речь идет о преднамеренном нарушении ВВС России воздушного пространства стран Балтии и провокационном без уведомления появлении в зоне международных гражданских авиалиний,

как это случилось в марте этого года в небе над шведским Мальмё, когда российский самолет-разведчик чуть не столкнулся с лайнером авиакомпании SAS со 132 пассажирами на борту.   

К этому же ряду принадлежит событие, которое на первый взгляд, казалось бы, совсем другого рода.

Недавно министр природных ресурсов России доложил президенту Путину о готовности его ведомства подать весной 2015  года в ООН заявку на утверждение российской экономической границы в Арктике: Москва намерена представить международному сообществу окончательные доказательства того, что 1,2 миллиона квадратных километров акватории Северного ледовитого океана, являясь продолжением континентального шельфа, по праву принадлежат ей. Все как бы по закону — флажки на дно положили,  сфотографировали, исследование провели, справки собрали, нужные бумаги написали, печати поставили.

То, что прохождение российских документов в ООН может застопориться — все-таки  Россия не одна (на свою долю арктического пирога рассчитывают еще семь государств) Москву после «Крымнаш», западных санкций, собственных контрсанкций, похоже, мало волнует. Главное — застолбить поляну, создать факт, а потом заявить, что мировой порядок устарел, пора формировать новые подходы и правила. Необходимый опыт для этого уже наработан.

По сути, присоединение Крыма можно назвать генеральной репетицией к реализации поистине глобальных планов, когда речь идет не о скромном полуострове, на кону стратегическое перераспределение ресурсов.

Ведь только по самым прикидочным оценкам американских геологов в регионе Арктики могут находиться 22-25%  мировых запасов природного газа и не менее 13-15%  нефти, кроме того предполагаются богатые месторождения алмазов, золота и платины. Минприроды России уже поспешило объявить, что на будущем российском участке имеются запасы не менее 5 миллиардов тонн условного топлива. К этому следует добавить еще Северный морской путь, который почти в два раза позволяет сократить расстояние и время между Азией и Европой, что очень важно для транзитных морских грузовых перевозок.

Активно наступая на крымском и донбасском направлениях, Кремль ни на секунду не выпускал из поля зрения Север.

Еще в феврале было объявлено о создании Арктических войск России со статусом военного округа в составе Северного флота ВМФ РФ, мотострелковой бригады и бригады морской пехоты с последующим формированием как минимум двух специальных арктических бригад. В планах — восстановление старых советских военных баз за Полярным кругом и строительство не менее дюжины новых аэродромов и радиолокационных станций. Уже в марте на Новосибирские острова десантировался батальон ВДВ, а в апреле парашютный десант высадился прямо на дрейфующие льды возле Земли Франца-Иосифа.

Однако тогда эти рекламные маневры заметили лишь западные военные специалисты — политики и общественность обсуждала аннексию Крыма. Что ж, если на публику более воздействует ТУ-95 (с 50-х годов «Медведь» по натовской кодификации) где-то в небе над Шотландией и вырывающаяся из морских глубин межконтинентальная баллистическая ракета, можно пойти на встречу и устроить шоу-страшилку.  Тем более, что настал подходящий момент: Украина надолго парализована сепаратистским Донбассом, Запад нейтрализован энергетической зависимостью от России и пока только пытается осознать масштабы внезапных перемен, а внутренний рейтинг доверия власти зашкаливает.

И неважно, что освоение несметных сырьевых богатств Севера требует колоссальных инвестиций в сотни и сотни миллиардов долларов, которых нет и из-за санкций не предвидится. Неважно, что полностью отсутствуют инфраструктура, технологии и техника, что пока в современных условиях добыча арктических нефти и газа по себестоимости абсолютно нерентабельна. На самом деле головную боль кремлевским технологам доставляет другое: экономический рост замер на нуле и вот-вот пойдет в минус, инфляция галопирует, доходы населения стремительно сокращаются. Короче, самое время бросить очередной мобилизационный клич и чем, скажем, плох «Арктика наша!»? Телепропагандистам не составит большего труда убедить дрессированную аудиторию в том, что светлое будущее грядущих поколений находится под полярным сиянием в краю вечных льдов и белых медведей, и надо в очередной раз сплотиться перед лицом врагов, пожертвовать настоящим, чтобы защитить это будущее.

Так что, европейцы еще не раз увидят в своем небе самолеты с красными звездами на крыльях. Как в старые добрые времена.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera