КолонкаПолитика

О непрофильных активах

Этот материал вышел в номере № 129 от 17 ноября 2014
Читать
Изображение

Арьергардный бой за независимые СМИ с собственной редакционной политикой и точкой зрения на события, отличающейся от темников из АП, идет сегодня вокруг конкретной фигуры — главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова. В течение ближайшей недели на него будет развернута самая масштабная атака за последние годы. 21 ноября совет директоров радиостанции будет заочно голосовать о смещении его с должности, а также по вопросу о формате вещания радиостанции в целом. Ясно, что эти два вопроса связаны, только Венедиктов или кто-то из ближайших людей его команды смогут сохранить нынешний культурный и медийный потенциал «Эха Москвы», который превращает небольшую радиостанцию в уникального игрока на отечественном рынке СМИ. Смена формата — это смещение редактора и уничтожение радиостанции в нынешнем виде. «Эхо…», как бы к нему ни относиться, сегодня остается одним из символов надежды. Два десятилетия назад радио создавалось для Новой России — такой страны, в которой мирно сосуществуют люди с разными взглядами и идеями, а слово в эфире им предоставляют профессиональные команды журналистов. Где медиа не превратились в кружок советской хоровой самодеятельности, управляемой на коленке случайным чиновником.

Один из парадоксов заключается в том, что никто, похоже, так не заинтересован в сохранении независимой редакционной политики «Эха Москвы», как наш нынешний политический режим. Ведь именно радиостанцию Венедиктова слушают все начальники. Откуда им еще узнавать о ситуации в стране? Не из донесений же своих подчиненных, задача которых не столько информировать, сколько угождать. И уж точно не из репортажей Lifenews. Именно поэтому «Эхо Москвы» всех так раздражает — его слушают. Вопрос о будущем независимых СМИ в целом, по большому счету, есть вопрос о том, остался ли еще у российских властей инстинкт самосохранения.

Из такого сложного, большого общества, как современная Россия, в любом случае не получится сделать сталинский раек, где все разрешенные мысли и вся допустимая для обсуждения информация спускается сверху. У нашего политического режима нет для этого человеческого, интеллектуального потенциала. Если все, что обсуждается в стране, сведется к уровню понимания реальности, характерного для Арама Габрелянова, мы долго не протянем. Россия, где введено не только телевизионное, но и полное радийное, газетное, сетевое единомыслие — это Россия, сделавшая еще один шаг к дикости и в пропасть.

Если менеджменту «Газпрома» не нравится редакционная политика Венедиктова, есть простой способ избежать конфликта, сохранить нервы Михаила Лесина и спасти радиостанцию от называемой смены формата. Для «Газпрома» радиостанция является всего лишь непрофильным активом, создающим множество политических и репутационных рисков. Так продайте эту неприятную радиостанцию, прекратите перекачивать газы в эфиры. Венедиктов найдет инвестора для радиостанции, он много раз просил дать ему возможность выкупить ее. Тогда «Газпром», не зная горя, смог бы заниматься углеводородами и тратить усилия своего менеджмента на модернизацию технологий добычи топлива — на фоне ужасных новостей о начале добычи сланцевого газа в США. Ручные СМИ в России сейчас отчаянно сражаются с реальностью заголовками вроде «Жители американского городка проголосовали против разработки газового месторождения». Но «Газпрому» подобный эскапизм вряд ли поможет. Через несколько лет «Эхо Москвы» может остаться его единственным прибыльным активом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow