СюжетыКультура

В «Доме Гоголя» — «Новое крыло»

Этот материал вышел в номере № 129 от 17 ноября 2014
Читать
Дом № 7 на Никитском бульваре — часть усадьбы Александра Толстого, где Гоголь провел последние три года жизни, где сжег в камине связку тетрадей со вторым томом «Мертвых душ», где отрекся от творчества и скончался, будто сам того желал. Сегодня там — «Дом Гоголя».

Дом № 7 на Никитском бульваре — часть усадьбы Александра Толстого, где Гоголь провел последние три года жизни, где сжег в камине связку тетрадей со вторым томом «Мертвых душ», где отрекся от творчества и скончался, будто сам того желал. Сегодня там — «Дом Гоголя».

Привычно ассоциировать «Дом Гоголя» с мемориальным музеем и научной библиотекой. А бывший каретный сарай усадьбы недавно превращен в арт-пространство «Новое крыло». Это лаборатория, где кураторы и художники экспериментируют, «смешивая» искусство с литературой и создавая новые параллели. Главный герой нового выставочного пространства — соприкосновение разных жанров. «Мы создаем документацию сегодняшнего дня», — говорит куратор Анна Румянцева. «Новое крыло» — одно из направлений музея, которое «глазами» двухсотлетней давности пытается взглянуть на современность.

Первую выставку — тотальную инсталляцию «#Авторжжет» — можно назвать вводной, художники и по совместительству кураторы Анна Румянцева и Алексей Трегубов оживили творчество Гоголя, поселив его в «Новом крыле». «#Авторжжет» — это сюрреалистическая имитация квартиры писателя: от прихожей до кабинета. С помощью инсталляций художники воссоздали художественный мир Гоголя: «написали» на стенах цитаты Гоголя и наполнили помещение голосами, «встроили» Гоголя в современность.

Вторая выставка — «Идентичное натуральному» — связана с писателем сложнее и интереснее. «Здесь мы вслед за Н.В. Гоголем говорим о незаметных подменах в человеческой жизни», — комментирует сокуратор Юлия Юсма. Научный отдел «Дома Гоголя» подобрал около двадцати цитат писателя, основной темой которых является «Идентичное натуральному». Одна из них: «Чепуха совершенная делается на свете. Иногда вовсе нет никакого правдоподобия». Что можно считать настоящим: какую еду? какой образ жизни? какое искусство?

Каждая зала — это лаборатория, в которой человек и его окружающая среда рассматриваются под микроскопом художников. Между зонами (природа, город, виртуальная реальность) находятся двери — силиконовые завесы. Семь художников постарались визуализировать подмену реальности: Илья Федотов-Федоров в своей работе «Из-под ног» задумывается не только о том, какую пищу люди ежедневно едят (биотехнологии и питательные растворы в его инсталляции заменяют натуральные продукты и чернозем), но и как они живут в двойственном мире, где на каждом шагу их поджидает фальшь. В другом зале Дмитрий Кавко воссоздал атмосферу компьютерной игры, в которую человек играет постоянно. Название игры — жизнь. Его работа — это вопрос: где границы виртуального пространства? Ответ: в сознании посетителя.

Выставка продлится до 10 декабря.

Ксения КУЛЯСОВА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow