РасследованияПолитика

Архиваторы

Пять лет назад погиб Сергей Магнитский. Уголовные дела по факту хищения 5,4 млрд рублей и смерти самого юриста списаны в архив

Этот материал вышел в номере № 129 от 17 ноября 2014
Читать
Пять лет назад погиб Сергей Магнитский. Уголовные дела по факту хищения 5,4 млрд рублей и смерти самого юриста списаны в архив

Пять лет назад в московском СИЗО погиб юрист Сергей Магнитский. Мучительная его смерть стала знаковой — мир ужаснулся и наконец-таки все понял и про российскую коррупцию, и про принципы устройства российского государства, базирующегося на тотальном произволе. И санкции начались не с Крыма, они начались с «дела Магнитского», что друзья Сергея, вынужденные покинуть Россию, превратили в смысл своей жизни, — и смогли-таки пробить холодную самодостаточность европейского общественного мнения, которому в принципе было все равно, что происходит в нашей забытой законом стране.

Как и отчего умер Магнитский? Спустя пять лет ответа на этот вопрос нет. Сначала официальные лица твердили что-то про сердце, про панкреатит, настаивали на том с пеной у рта — но выяснилось, благодаря опять-таки друзьям Сергея и общественным организациям, проводившим свои расследования, все это — ложь. Скрипя, государство все же возбудило уголовное дело. Итог: врач СИЗО «Бутырка» Лариса Литвинова избежала наказания (срок давности), замначальника следственного изолятора Дмитрий Кратов был оправдан Тверским судом Москвы — тем самым, судьи которого мучили Магнитского, раз за разом продлевая арест тяжело больному человеку и издеваясь над ним в ходе судебных заседаний.

Доказательства того, что гибель Магнитского — не результат чьей-то халатности, а, скорее всего, целенаправленное доведение до смерти, практически не исследовались — да и сам ход следствия свидетельствовал о том, что дело просто сливали. Сначала расследование вел старший следователь по особо важным делам (генерал), потом — просто следователь по особо важным делам (полковник), а окончательно закрыл это дело (№ 201/366795-10) в марте прошлого года и вовсе обычный следователь — майор юстиции Стрижов.

Что же касается многочисленных уголовных дел о хищении из бюджета России 5,4 млрд рублей — именно эту аферу и вскрыл Магнитский, за что поплатился сначала свободой, а затем жизнью, — то этих дел тоже больше не существует. Как нет и украденных денег — никто ничего не нашел. Хотя журналистское расследование, которое проводит «Новая газета», в отличие от официального следствия, дало свои результаты — часть денег обнаружена, статьи о том опубликованы, но ни у кого из официальных лиц России эти сведения интереса не вызвали — дела возбуждены только в Европе и в США. Потому что поиск денег формально тоже окончен, так как все тем же Тверским судом осуждены особым порядком два номинальных директора из числа маргинальных уголовников — некто Маркелов и Хлебников, признавшие свою вину в хищении. Но о том, где деньги, их никто не спросил: ни на следствии, ни в суде. Зато ВСЕ существующие доказательства надежно похоронены в тех томах, что теперь пылятся в архиве суда.

А там много чего любопытного. Вот, например, видеодопрос уголовника Хлебникова, который, по мнению следствия, и провернул гигантскую аферу с сотнями банков, офшорных счетов, обвел вокруг пальца налоговую инспекцию, убедив чиновников за сутки вернуть фирмам, действующим по подложным документам, миллиарды рублей. Следователь спрашивает: ходили ли вы лично в банк и когда? Ответ: да, ходил, но когда и зачем, уже не помню. После столь содержательного диалога — долгая пауза: только слышно, как следователь минут десять стучит по клавиатуре. Результат — невнятная фраза подозреваемого превращается в страницу развернутых показаний, с фамилиями, датами и подробностями.

Нет, сказать, что похищенные деньги не искали вовсе, было бы все же не очень корректно. Представители следственного департамента МВД на пресс-конференции даже показывали (издалека) гигантского размера бумажную простыню, испещренную стрелками и названиями банков, номерами счетов и обозначением транзакций. Вот только каждый путь той или иной суммы денег упирался в тупик, обозначенный, например, так: «Сделать вывод, из каких именно источников производились данные платежи, не представляется возможным ввиду обезличенности денежных средств, аккумулированных на расчетном счете». Что с точки зрения любого финансиста является либо неприкрытым невежеством, либо открытым издевательством, потому что подобное утверждение — ересь.

Ни один из банков, что обслуживал эту схему хищения (даже те, у кого, как у «Крайнего Севера», отозвали лицензию), так и не стал интересен следственным органам. Ни один юрист, обслуживающий фальсификацию судебных решений, подтасовку учредительных документов, необходимых для этой аферы, не понес наказания — они всего лишь свидетели, как и сотрудники налоговых инспекций, даже те, которых сейчас преследуют в рамках уголовных дел по другим эпизодам незаконно возмещенных налогов, — но только не в рамках «дела Магнитского».

Из всех уголовных дел, что хоть как-то касаются этой резонансной истории, изменившей во многом отношение мира к России, в живых осталось только одно — по посмертному обвинению самого Сергея Магнитского (ведет следователь СД МВД Руслан Филиппов). Там фигурируют и два «соучастника»: Гасанов, умерший ДО аферы с кражей денег из бюджета, и Коробейников, что некоторое время порулил банком «УБС», через который прошли основные ворованные деньги. Только руководить им он начал уже ПОСЛЕ того, как все деньги разбежались по офшорным счетам, и ровно до того момента, как странным образом выпал из окна недостроенного дома. Обстоятельства его гибели толком не расследовались — несчастный случай, говорят…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow