СюжетыОбщество

«Горячев отдал приказ убить»

В Мособлсуде прошел допрос свидетеля по делу «Боевой организации русских националистов» Евгении Хасис, осужденной за убийство Станислава Маркелова и Анастасиии Бабуровой

В Московском областном суде продолжились слушания по делу БОРН — одной из самых жестоких националистических группировок, на счету которой больше десятка жертв. В четверг, 20 ноября, в суде выступила второй, ключевой, свидетель обвинения — Евгения Хасис, уже осужденная за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. В этом процессе она свидетель, несмотря на то, что один из организаторов группировки Никита Тихонов вчера на допросе подтвердил, что оружие для БОРНа покупалось в том числе и на деньги Хасис. Также Тихонов рассказал, что привлекал ее для слежки за Станиславом Маркеловым и предполагаемым членом банды «Черные ястребы» Расулом Халиловым.

На заседание Хасис пришла в гражданской одежде — серых джинсах и свитере, с распущенными волосами, она в отдельном аквариуме от остальных подсудимых, в руках — ежедневник с тезисами выступления. Отвечая на вопросы, она заглядывала в исписанные страницы.

За два месяца, проведенных в московском СИЗО, куда Хасис этапировали из Мордовии для участия в процессе, у нее было достаточно времени подготовиться. Ее выступление напоминало тщательно подготовленную речь или реферат. Не заикаясь, уверенно, с продуманными заготовками, заключенная Хасис рассказывала об организации БОРН.

По словам Хасис, история эта ей хорошо известна — и от сожителя Тихонова, и от Горячева, с которым «имею неудовольствие быть знакомым, к сожалению, моя судьба тесно переплетена с подсудимыми». Илье Горячеву, по словам Тихонова, организация радикальных националистов типа БОРН была нужна для шантажа властей — управление администрации президента по внутренней политике, которое курировало политическую деятельность «Русского Образа», отказалось поддерживать политические амбиции Горячева и его идею создать партию. Всплеск радикального насилия помог бы Горячеву обратить на себя внимание властей. «Молодежной политикой руководил тогда Владислав Сурков, а куратором Горячева был Леонид Симунин, бывший руководитель движения «Местные» (больше не работает в АП, недавно его обнаружили в ДНР, там он занимается вопросами энергетики — прим. ред.). Это очень важно, эти люди потом создадут подпольную организацию», — заявила Хасис.

Но самостоятельно создать такую организацию Горячев не мог, подчеркивает Хасис. «Он интеллектуал, он умеет разговаривать с людьми, манипулировать, но среди бойцов он не пользовался авторитетом вообще. Ему был нужен кто-то из этой среды, — продолжает неонацистка. — Таким человеком стал Никита Тихонов. Горячев отдавал ему приказы, Тихонов находил людей и выполнял приказ. Кого убивать, решал лично Горячев».

«Он не мог отказаться, — оправдывает свидетель Тихонова, — с 2007 года он находился на нелегале (в розыске за убийство Александра Рюхина в 2006 году — прим. ред.). Горячев обещал решить все проблемы Тихонова с законом — при условии, что он будет совершать радикальное насилие». «Это странная схема, — кивает Хасис, — но посмотрите, то же самое происходит на Украине — некто Ярош, чудовищный с точки зрения нас с вами — нормальных людей — покупает на деньги Коломойского депутатский мандат! То же самое предлагал по сути Горячев Тихонову».

По словам Хасис, Тихонов не должен был рассказывать тем, кого он привлекает к преступлениям, о Горячеве — таково было его условие «из соображений безопасности». Этим она объясняет то, что подсудимые с Горячевым незнакомы — только слышали о нем. Сама же свидетель знакома лично только с двумя из них — с Волковым («он старинный друг Тихонова, еще по националистическим группировками в начале 2000-х»), с Исаевым — виделись несколько раз, о Тихомирове и Баклагине Хасис только слышала от Тихонова. Неонацистка была знакома с еще одним активным членом БОРН — Алексеем Коршуновым, «фанатичного свойства человеком». Именно он привлек в банду подсудимых, которых называли северными, — они из Дубны.

Хасис многократно повторяет и акцентирует внимание на том, что «Горячев отдал приказ убить» — это главный тезис ее показания. Коротко прошлась по эпизодам, которые ей были известны — убийство Филатова в 2008, месть гастарбайтеру за убийство школьницы, убийство Халилова, Джапаридзе и Хуторского в 2009-м.

По словам Хасис, ей было известно о планах Горячева организовать еще несколько громких убийств: священника, адвоката Вадима Клювганта, сотрудника ФСБ. От последнего, кстати, Тихонов отказался. «Я не убийца, я революционер», — заявил он Горячеву. Все убийства члены БОРН якобы совершали не за деньги, как наемники, а по идеологическим мотивам, подтвердила Хасис мотив из обвинительного заключения.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow