Просветленная видео ночь
Сегодня вечером в Мультимедиа Арт музее в рамках ежегодного музыкального фестиваляVivacello, виолончельная музыка соединится с современным видео-артом. Прозвучит секстет «Просветленная ночь» Арнольда Шёнберга, написанный в 1899 году по поэме Рихарда Демеля «Женщина и мир», — лаконичная, в свойственной композитору манере, музыка о любви, ночи, красоте природы.
Неотъемлемой частью «Ночи» станет видеоинсталляция, созданная солистом группы «Самое Большое Простое Число» Кириллом Ивановым, также известным и своими работами в видео-арте. Второе произведение программы — «Блиц» для камерного оркестра — французский современный композитор Ришар Дюбюньон посвятил знаменитым шахматным партиям, которые разыгрывались в истории. Оркестр будет состоять из 32 человек, по количеству шахматных фигур на доске, и музыка также будет сопровождаться видеоинсталляцией.
В концерте примут участие: камерный оркестр Musica Viva под управлением Леонида Казакова, Квартет имени Давида Ойстраха, Борис Андрианов (виолончель) и Даниил Австрих (альт). Фестиваль в целом, единственный, кстати, в России, посвященный исключительно виолончельной музыке, продлиться до 24 ноября. Подробности — на http://www.vivacello.com.
Остоженка, 16. Начало в 21.00.
Студии Seasons решила начать новогодний забег в ширину загодя и уже в пятницу вечером проводит Первый рождественский квартирник. Это будет музыкально-поэтический спектакль под названием «Капель». Алиса Гребенщикова, Юлия Волкова и Алина Ненашева вернут на сцену лирические тексты и романтику 1960-х годов: в камерной атмосфере Гребенщикова читает стихи Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественнского и Риммы Казаковой, а Волкова и Ненашева обращается к песням из репертуара Майи Кристаллинской, Анны Герман и Клавдии Шульженко.
Все довольно миленько, особенно ужин, включенный в стоимость билета. Нужно только успеть зарегистрироваться: http://goo.gl/xpefDm.
Ул. Большая Новодмитровская, 36/4, стр. 12. Начало в 19.30.
В Третьяковской галереезавершается — осталось менее 10 дней — интересный выставочный проект «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги» о разных аспектах взаимодействия живописного произведения и его обрамления на протяжении нескольких столетий — с ХIII по ХХI век, причем тема рамы на протяжении прошлого столетия и нашей с вами современности поднимается впервые.
Занимательный, художественно самодостаточный материал из коллекции галереи давно ждал специального исследования и показа. Некоторые рамы, так называемые авторские, создавались по эскизам самих художников непосредственно к их работам. К ним относятся рама для картины «В мастерской художника» Константина Маковского (1881) и рама для «Портрета неизвестной» Ивана Макарова (1860), в декоре которой резные герб и девиз позволяют предположить, что на полотне изображена дама из рода Лермонтовых.
Рамы заказывались авторами в известных русских и европейских мастерских Абросимова, Грабье, Мо, Жеселя, Омбера и у индивидуальных рамщиков — Гребенского, Левозорова и других — выставку в Третьяковке составляют около 150 произведений. Помимо монументальной живописи в обрамлениях и рам, экспонируемых отдельно, выставляются шедевры декоративно-прикладного искусства малых форм — костяные резные иконы и изящные рамки для фотографий фирмы Карла Фаберже. Стоит успеть.
Лаврушинский пер., 10. До 30 ноября.
Ярмарка интеллектуальной литературыNon/fictio №16, которая стартует в будущую среду, 26 ноября, в Центральном доме художника, будет посвящена памяти Бориса Дубина — переводчика и социолога, ушедшего из жизни в августе этого года, при посредничестве которого русские читатели знакомятся с Борхесом, Ханной Арендт, Сьюзан Зонтаг, Беккетом, Бланшо, Чораном, Милошем, французскими и польскими поэтами…
В нынешней ярмарке примут участие около 300 крупных и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов культуры из 13 стран мира. Значительная часть программы — от мероприятий прикладного характера до обсуждения актуальных вопросов книгоиздания — будет посвящена детской литературе. «Специальным гостем» станет в этом году немецкий язык и литература, причем в подаче сразу трех стран — Германия, Австрия и Швейцария. Отдельного внимания, безусловно, заслуживает большая программа иллюстраторов, впервые представленная в этом году на non/fiction. Все интересные и не очень события четырех дней ярмарки можно найти здесь: http://www.moscowbookfair.ru/rus/programma.
Но ярмарка, давно переставшая специализироваться только на нехудожественной литературе, интересна и другим. Стоит просто прийти и побродить по стендам больших издательств и малых — особенно малых, для которых это едва ли не единственная возможность выйти к читателю, полистать тонны книг и уйти, победив душащую жабу, с килограммами, а также приятным настроением, ибо книги — это… Ну вы знаете.
Крымский вал, 10. До 30 ноября.
Проблемы интерпретации содержания музыкальных произведений Альфреда Шнитке
Московская консерватория предлагает убедится в этом собственными ушами, проводя с 23 ноября по 7 декабря фестиваль «На пересечении прошлого и будущего» к 80-летию композитора. Программа фестиваля включает шесть симфонических и камерных концертов в Большом и Рахманиновском залах консерватории, а также залах Московского дома композиторов, Московского государственного института музыки имени Шнитке, Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки.
Интересно, что в ходе фестиваля публике представят новый камерный оркестр, который будет носить имя Шнитке. В воскресном концерте открытия фестиваля прозвучат, в частности, три духовных хора для смешанного хора a capella(1984), Сюита из музыки к фильму «Маленькие трагедии» (1979/1994) в версии для камерного оркестра Ю. Каспарова, Концерт для альта с оркестром (1985).
Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 14.00.
У бога на куличках
Разными путями шли паломники в Иерусалим — и разные истории привозили оттуда. До нас дошли немногочисленные путевые заметки и редкие подробные карты с изображением Палестины.
Историк-медиевист Илья Динес приглашает совершить экскурс в историю и типологию средневековых карт — mappa mundi, а затем, увидев Иерусалим глазами паломников, поговорить о том, насколько реальный город отличался от воображаемого.
Его лекция «Axis Mundi. Старинные карты Святой земли» состоится 25 ноября в Институте стран Азии и Африки МГУ. Вход свободный.
Ул. Моховая, 11. Начало в 20.00.
Калибан, как известно, — один из главных персонажей шекспировской «Бури», эдакий «благородный дикарь» в сатирическом изводе. «Смерть Калибана» — это пьеса польского драматурга Магды Фертач, с которой театральная Москва познакомилась во время прошлогоднего фестиваля «
Так началась работа режиссера из Минска Татьяны Лариной над пьесой, жанр которой был определен самим драматургом как «народная песенка». Выбор жанра стал ключевым моментом в решении этого текста как музыкальной импровизации на заданные темы. В результате читка прозвучала как заявка на спектакль, и режиссер получил предложение со стороны Польского культурного центра продолжить работу над пьесой.
И вот, 24 ноября в ЦИМе состоится премьера спектакля, в основе сюжета которого — история об одном государстве NN, которое решило легализовать работорговлю под прикрытием программы по приватизации нелегальных эмигрантов и в качестве самого действенного источника агитации выбрало телевидение. С помощью ток-шоу мы можем наблюдать развитие этого проекта и принимать в нем самое деятельное участие. Всякие совпадения с бывшей одной шестой частью суши вряд ли случайны.
Ул. Новослободская, 23. Начало в 19.30.
Школа рисования
«Цель данного заведения состоит в том, — писал Сергей Григорьевич Строганов, открывая в 1825 году Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам, — чтобы молодым людям (от 10 до 16 лет), посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставить случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство».
В этом году Школа, больше известная как «Строгановка», а также ВХУТЕМАС, и в наши дни именующаяся академией, не меньше, празднует 190-летний юбилей и, не дожидаясь еще более круглой даты с двумя нулями — стабильности-то в стране уже никакой, отмечает это дело приятной выставкой «Уроки рисования».
Более 120 работ преподавателей и учеников «Строгановки» всех времен, среди которых Михаил Врубель, Федор Шехтель, Сергей Герасимов, Федор Федоровский, Владимир Егоров, Михаил Васильев и многие другие (за выпускника училища выдавал себя, в частности, Остап Бендер), экспонируются с пятницы в Институте русского реалистического искусства, охватывая период с середины XIX века и до наших дней. Тут и станковая, декоративная и прикладная графика и живопись, скульптура и мебель, изделия из керамики и металла, образцы тканей и обоев — всего 10 тематических залов.
Ул. Дербеневская 7, стр. 31. До 22 марта 2015 года.
На нескольких московских площадках начался скоротечный фестиваль цифровых технологий в науке и искусстве Future Everything Moscow — с живыми выступлениями артистов и музыкантов из России и Великобритании, выставкой работающих на стыке искусства, технологий и науки художников, а также семинарами, исследующими вопросы современных технологий и коммуникации в городе.
Для широкой публики будет интересна, как кажется, выставка и музыкальная программа. Первая, под названием «Квантовая запущенность», открылась в пятницу в Laboratoria Art & Science Space (пер. Обуха, 3) и до 25 января будущего года будет исследовать вопросы вроде: «Насколько объективна наша реальность?», «Существуют ли параллельные миры?», «Почему время движется только в одну сторону?», и, наконец, «Жив ли кот Шрёдингера?». То есть будет посвящена феномену запущенности, причем с бесплатным входом.
Концерты, однако, будут не совсем безвозмездными, но стоящими. В течение фестиваля абсолютно новые программы представят Evian Christ и Koreless, состоятся выступления Lee Gamble, Mark Fell, Powell, лауреатов премии Mercury Prize 2014 группы Young Fathers(в пятницу в центреArtPlay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, начало в 20.00), а также шоукейс британского лейбла Hyperdub, посвященный его десятилетию, на котором выступят Kode9, Ikonika и Scratcha DVA (в субботу в Провиантских складах Музея Москвы, Зубовский б-р, 2, начало в 23.45).
До 23 ноября.