Сюжеты

Доман

Специально для «Новой»: снимки с первой выставки неизвестного великого фотографа

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 131 от 21 ноября 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Юрий Сафроновсобкор в Париже

 

Специально для «Новой»: снимки с первой выставки неизвестного великого фотографа

Траурная процессия. Похороны Джона Фицджеральда Кеннеди. Вашингтон, 25 ноября 1963
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved

Анри Доман (Henri Dauman) — один из самых незнаменитых великих фотографов второй половины XX века. Его имя годами мелькало на обложках Life, Newsweek, Paris Match, New York Times Magazine, но мелким шрифтом; и он никогда не выставлялся.

 

«Зачем вы так поступали?» — спрашиваю у него. Вечер, мы сидим в полупустом Йенском дворце в Париже, изредка подходят поклонники, которые успели узнать про эту первую выставку. «Я всегда думал, что мои фото лучше смотрятся в журнале. Разворот… Страница… Обложка, — говорит он таким голосом, будто перечисляет названия любимых пирожных. — И в придачу тираж Life в 60-е достигал восьми миллионов. Выставки мне такого дать не могли».

И вот наконец, на 82-м году жизни, его уговорили показаться. Один друг, профессиональный организатор мероприятий. Пришлось погружаться в картонные коробки и отбирать двести карточек из миллиона. А теперь вот еще несколько из двухсот — для публикации в «Новой».

— Интересно наблюдать, как мои фотографии, которые пользовались спросом пятьдесят лет назад, снова входят в моду, — говорит он.

Он снимал семью Кеннеди (и в предвыборном угаре, и в смертной тоске), делал сессии Элвиса, Мэрилин, Ионеско, Маклюэна, Трумена Капоте, Нельсона Рокфеллера, Феллини, Луи Армстронга, Ива Сен-Лорана… Он зафиксировал первые шаги Уорхола и других подельников по поп-арту.

Никита Хрущев на открытии верфи в Копенгагене. Июнь 1964
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved

Он запечатлел хронику борьбы за гражданские права: темнокожих, тинейджеров, феминисток, пацифистов… Он сам был во Вьетнаме, щелкал на Кубе Батисту незадолго до падения, делал для Life фоторепортаж о скандинавском турне Хрущева (которое оказалось для генсека последним). На выставке сразу семь хрущевских фото. Доман говорит, что это случайность, хотя Хрущев и был «очень интересным персонажем». Как объект для съемки, конечно.

«Последнюю свою сессию я сделал в 86-м, кажется, — вспоминает Доман, который с тех пор занимается продажей лицензий на отснятый материал. — Это был цикл фотографий французских булочных и кондитерских… Нет, это не по заказу, меня самого это интересовало. Такой очень легкий репортаж». И такой трогательный. Булочная для француза — больше чем булочная. И Доман, можно сказать, поместил багет в раму.

Доман родился и жил на Монмартре, на улице Рамей. Во время войны фашисты увезли отца в Аушвиц. Мама погибла по ошибке монмартрского аптекаря, который убил девять человек, перепутав отраву для крыс с лекарством для людей.

В качестве живого родного у Анри остался только Дядя Сэм из Америки.

Благодаря Дяде Сэму бедный французский юноша, мечтавший о кино, в 1950-м оказался в Нью-Йорке. С кино не получилось, точнее, он и не пытался; зато стал участником золотой поры расцвета фотожурналистики. Снимал много, избегал штатной работы, проявлял негативы на кухне и в ванной, отсылал в американские и европейские редакции. И вот стал «самым великим из живущих французских фотографов», как написала перед выставкой одна известная французская газета.

— Трудно было сделать так, чтобы 200 снимков рассказали мою историю, — говорит Доман. — Но сейчас вижу мои фото на стене… И люди говорят: «А это хорошо. Это очень хорошо!» И я тоже думаю, что это неплохо. Но можно было бы сделать и другую выставку, совсем отличную от этой.

Но и эта отличная, надо сказать. Кстати, в следующем году возможна экспозиция в России.

— Уже кто-то интересовался из Москвы. Женщина. Комиссар московского дома фотографии.

Если эта женщина-«комиссар» уговорит Домана (а она уговорит кого угодно), не забудьте сходить на выставку. А увидите моложавого 82-летнего аристократа в костюме и кроссовках, не откажите себе в удовольствии подойти и поговорить. У Домана нет ни грамма звездной болезни. Еще и этим он отличается от многих из тех, кого снимал.

Но они были великие. А Доман вот только в первый раз решился стать знаменитым.

Денис Хоппер и Питер Фонда. «Беспечный ездок», 1969
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved
Свадьба манекенщицы Бонни Тромпетер. Нью-Йорк, 1963
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved
Джейн Фонда, 1963
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved
Возвращение Элвиса Пресли в Грейсленд. 1960.
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved
Мэрилин Монро и Артур Миллер. Закрытый показ «Некоторые любят погорячее». Голливуд, 1959
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved
Манифестация за гражданские права перед Белым домом. 1965
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved
Майами-бич, 60-е
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved
Центральный парк, 60-е
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved
Энди Уорхол на экспозиции «Американский супермаркет». Нью-Йорк, Bianchini Gallery, октябрь 1964
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved
Анри Доман и Бриджит Бардо на съемках "Частной жизни" Луи Маля. 1962
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved
Черная работа (для Newsweek, 1968)
© Henri Dauman / Daumanpictures.com — all rights reserved
 
P.S. Автор благодарит Анри Домана за снимки, а Julie Benisty Oviedo (и агентство Heymann, Renoult Associеes) за помощь в организации материала. Выставка Manhattan Darkroom продлится до 4 декабря.
 

 

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera