СюжетыПолитика

Россия пытается выстроить особые отношения с Германией в обход Меркель?

Кремлю удалось вызвать острые дискуссии в правящей коалиции Германии

Этот материал вышел в номере № 133 от 26 ноября 2014
Читать
В правящей коалиции Германии из ХДС/ХСС и СДПГ в последние недели возникла дискуссия, которая может стать серьезным испытанием на прочность для так называемого по партийным цветам «черно-красного» правительства. Предмет спора — Россия, а точнее внешнеполитическая позиция по отношению к Москве

В правящей коалиции Германии из ХДС/ХСС и СДПГ в последние недели возникла дискуссия, которая может стать серьезным испытанием на прочность для так называемого по партийным цветам «черно-красного» правительства. Предмет спора — Россия, а точнее внешнеполитическая позиция по отношению к Москве.

Интрига началась с речи канцлера Ангелы Меркель в Сиднее сразу по завершению саммита «Двадцатки». Всегда выдержанная, избегающая эмоциональных оценок Меркель на этот раз в довольно резкой форме осудила «российскую аннексию Крыма», вмешательство Кремля в события на востоке Украины и заявила, что политика силы, раздела на сферы влияния и попрания международного права не имеет будущего.

Немецкие аналитики и эксперты сразу же оценили перемену тона канцлера как то, что Германия прекращает бесплодные дипломатические попытки убедить Москву отказаться от экспансионистского курса, и теперь будет разговаривать только жестким языком санкций. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Меркель, по их мнению, стала безрезультатная четырехчасовая встреча с Путиным в Брисбене.

На этом фоне состоялся визит министра иностранных дел Германии Штайнмайера в Киев и Москву с явным намерением вернуть Берлину посредническую миссию в урегулировании украинского кризиса. Итоги этого визита не принесли прорыва в решение вооруженного противостояния в Донбассе — было лишь высказано обоюдное мнение: вернуться к минским договоренностям.

Россия однозначно отказалась рассматривать привезенное Штайнмайером украинское предложение о прямых переговорах между Москвой и Киевом — это, мол, внутреннее дело и нас не касается, также остались без ответа проблемы вооруженной поддержки сепаратистов и наведения порядка на государственной границе.

Однако со стороны Кремля последовал внезапный ход: президент Путин пригласил главу немецкого МИД на личную встречу в Кремль. Протокол визита этого не предусматривал, да и по сложившейся практике российский президент редко опускается с уровня соответствующих его статусу глав зарубежных государств и правительств до просто министра. В данном случае, скорее всего, расчет был сделан на то, что

Штайнмайер представляет в правительстве Меркель социал-демократов, а с ними, учитывая прошлый опыт и, например, личную дружбу Путина с бывшим председателем СДПГ и экс-канцлером Герхардом Шрёдером, можно попытаться выстроить особые отношения в обход фрау канцлер.

Нельзя сказать, что такая тактика не имеет перспектив — в СДПГ по-разному относятся и к событиям на Украине, и к антироссийским санкциям. Так, видный социал-демократ, бывший премьер-министр земли Бранденбург и нынешний глава Германо-российского форума Маттиас Платцек в недавнем интервью предложил пойти на уступки Москве и признать законной аннексию Крыма, для чего, по его мнению, можно задействовать различные международные механизмы, провести, например, под наблюдением ОБСЕ повторный референдум. Говоря о ситуации в восточной Украине, немецкий политик заявил: «В текущий момент невозможно представить, что после всего случившегося Донецк и Луганск вернуться в украинское государство и позволят Киеву ими управлять».

Да и сам Штайнмайер, находясь, вероятно, все еще под впечатлением от кремлевской встречи с Путиным, отрицательно высказался по вопросу вступления Киева в Североатлантический альянс. «Я вижу партнерские отношения Украины с НАТО, но не членство», — сказал министр. Не менее сдержанно он оценил украинские шансы по присоединению к Евросоюзу, аргументирую свою позицию тем, что экономическая и политическая модернизация страны является делом поколений, и сегодня не имеет смысла обсуждать отдаленное будущее.

В рядах ХДС/ХСС не могли оставить без внимания такое явное расхождения между данной Меркель оценкой политики Москвы и высказываниями представителей коалиционного партнера. Первый залп тяжелой артиллерии последовал со стороны председателя ХСС и премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера. Подчеркнув, что Запад и федеральное правительство должны демонстрировать сплоченность, он потребовал от председателя СДПГ и вице-канцлера Зигмара Габриэля внести ясность в вопрос: поддерживают ли социал-демократы внешнеполитические усилия Меркель? Не отрицая необходимость диалога с Россией, Зееховер, тем не менее, считает, что «если господин Штайнмайер занимается рядом с федеральным канцлером собственной дипломатией, то это может стать пожароопасным».

Также стало известно, что ведомство федерального канцлера благожелательно отнеслось к предложениям переформатировать «Петербургский диалог», поступившим от немецких участников данного форума. Совместное детище Путина и Шрёдера существует с 2001 года и в ежегодном формате проводит масштабные встречи представителей различных сфер общественной жизни России и Германии для обсуждения проблем двухсторонних отношений. Намеченная на конец октября 2014 года очередная встреча «Петербургского диалога» в Сочи была отложена на неопределенный срок по настоянию Берлина.

Немецкие правозащитные организации и влиятельные общественные фонды, ранее уже выступавшие с критикой в адрес «Петербургского диалога» за чрезмерный формализм, теперь, в частности, предложили, чтобы на форуме было расширено участие гражданских активистов из России и были созданы возможности для критического обсуждения современной российской политики. Кроме того, одно из условий реформы подразумевает выход «Петербургского диалога» из структурного подчинения Германо-российскому форуму и превращения в самостоятельную организацию.

В немецкую дискуссию о политике в отношении России подключаются все новые участники и силы. Ответное взял Зигмар Габриель, поддержавший по существу Штайнмайера и подчеркнувший, что в целях недопущения нового кризиса стоит использовать малейшие окошки и не надо торопиться принимать Украину в НАТО и ЕС.

Перейдет ли спор в ту непримиримую фазу, когда стороны разойдутся по углам, поставив правящую коалицию на грань распада, пока остается под вопросом. К тому же, еще не сказала своего слова Ангела Меркель. В любом случае складывается впечатление, что ход Кремля оказался удачным: если даже не получится серьезно рассорить коалиционных партнеров, то хотя бы изрядно замутили воду.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow