Расследования

Смерть у подножия скалы Гран Рош

Промежуточный финал одного частно-государственного партнерства

Этот материал вышел в № 133 от 26 ноября 2014
ЧитатьЧитать номер
Политика

Алексей ТарасовОбозреватель

Промежуточный финал одного частно-государственного партнерства

Во Французских Альпах близ Куршевеля погиб Юрий Марценко, глава и совладелец УК «Илан», одного из крупнейших российских дорожно-строительных холдингов. «Илан» строил автодорогу «Амур», являлся крупнейшим субподрядчиком Спецстроя на космодроме «Восточный». Главный фронт работ группы «Илан» находился в Красноярском крае, где ее и создали 20 лет назад.

Бизнес Марценко был завязан на заказы государства и, соответственно, зависел от расположения крупных чиновников. И погиб предприниматель в переломное для себя и этих чиновников время. Еще в 2006 году в структуре «Илана» было создано ООО «Трансмост» — специально под строительство мостов в рамках федеральной программы освоения Нижнего Приангарья, крупнейшего инвестпроекта современной России, подаваемого как пример частно-государственного партнерства. Новичок принялся выигрывать крупнейшие краевые гостендеры у корифеев этого рынка. Быть может, разгадка таилась в структуре собственности «Трансмоста»: 49% принадлежали Марценко, а 51% Льву Кузнецову, с 2002 года по 2007-й — первому вице-губернатору Красноярского края. Став в 2010-м губернатором, Кузнецов отдал свою долю «Трансмоста» Марценко в траст, а в 2012-м — окончательно в собственность. Марценко стал единственным владельцем «Трансмоста». Но у всех осталось твердое убеждение: это — бизнес первых лиц края. Один из их «кошельков».

Однако в мае президент назначил Кузнецова министром РФ по делам Северного Кавказа. С его перемещением из Красноярска «Трансмост» рухнул. Что, конечно, не более чем совпадение. В июле компания из-за срыва сроков потеряла субподряды на строительство левобережного подхода к четвертому мосту через Енисей в Красноярске и в нем же — на возведение крупной транспортной развязки. Также «Трансмост» лишился давнего контракта с «Мечелом» на возведение железнодорожных мостов к месторождению углей в Южной Якутии (Кузнецов с 2008-го по 2010-й возглавлял ООО «Колмар», работавшее в угледобыче Якутии). Потери измеряются не миллионами — миллиардами рублей. И «Трансмост» минувшим летом сам попросил краевой арбитраж признать его финансово несостоятельным.

Марценко, по наблюдениям людей, с ним общавшихся, находился последнее время в депрессии. О душевном состоянии Кузнецова мало что известно. Хотя поводов для расстройства истекающий год предоставил ему достаточно. Черная полоса началась в прошлом декабре, когда все в той же злополучной Франции, на Лазурном Берегу, в местечке Кап-д’Антиб Льва Владимировича избили и подстрелили на собственной вилле. Хуже было то, что происшествие получило огласку. Стало ясно, что в должности губернатора одного из опорных краев державы Кузнецову осталось пребывать недолго. И его, как заведено, принялись добивать.

Достоянием гласности стали схемы увода существенной части краевого бюджета. Миллиарды, отпущенные для ремонта сетей электроэнергетики и ЖКХ, обогатили узкий круг лиц, близкий к фигурам региональной власти. «Трансмост» перестал платить по счетам. Вероятно, решено было зафиксировать «прибыль».

На таком фоне, очевидно, не всем гибель Марценко покажется стечением обстоятельств. Улики, доказательства? Бросьте. Они не потребовались, чтобы спустить псов на Кузнецова. Никого не интересовало, что его французское имение задекларировано и куплено на доходы от бизнеса 90-х. С другой стороны, никакие улики не помешали «Трансмосту», чиновничьей камарилье вокруг него осваивать бюджетные миллиарды.

Несколько примеров. Конкурсная комиссия в составе работников краевой администрации, УФСБ и КРУДора (государственного бюджетного учреждения, управляющего дорогами Красноярского края), определяя генподрядчика строительства моста через Ангару (на кону было 4,68 млрд руб.), дважды признавала победителем «Трансмост», притом что конкуренты требовали меньшую цену.

Спустя некоторое время краевое УФАС  обнаружило, что КРУДор при строительстве дорог в Нижнем Приангарье перерасходовал в пользу «Трансмоста» более 600 млн. Главе КРУДора депутату Сергею Зяблову светил по меньшей мере грандиозный штраф в 1,3 млрд рублей. Вновь обошлось.

Безуспешным оказался и интерес Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, а затем и Генпрокуратуры к красноярскому проекту. Прокуроры отслеживали ход уголовного дела по факту хищения бюджетных средств в особо крупном размере. И это дело закончилось пшиком.

Французские СМИ сообщают подробности, не называя Марценко по фамилии: «гражданин России, за 50 лет» гостил у друзей в городе Бозеле. В пятницу, 21 ноября, вечером ушел прогуляться в горы и пропал. На поиски отправилась пешая команда и вертолет отряда воздушной жандармерии. С его помощью тело и нашли — у подножия скалы Гранд Рош в районе горы Мон Жуве. Прокуратура Альбервиля начала расследование.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera