Мнения

Украинское эхо. Часть 4: Россия-Белоруссия

«Новая» продолжает изучать изменения отношений России со странами постсоветского пространства, вызванные кризисом в Украине

Общество

Сергей ГусевРоман Саад«Новая газета»

Четвертый выпуск «Украинского эха» посвящен российско-белорусским отношениям. Особая позиция Минска, пути дальнейшей интеграции и перспективы двусторонних отношений — в комментариях экспертов.


Читайте также:  
Война. Торг уместен.
Украинские танки заправляют белорусской соляркой, произведенной из российской нефти.
Ноу-хау: Могилевские устрицы фин де клер.
Для заполнения съежившегося российского рынка деликатесов наши ближайшие союзники могут применить собственные мошеннические схемы.

Оксана СОЛОПОВА, руководитель Научно-исследовательского центра истории диаспор исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Доцент, кандидат исторических наук.

Беларусь, с момента получения независимости, системно и последовательно придерживалась позиции активного присутствия в интеграционных проектах постсоветского пространства. Об этом говорит членство Республики Беларусь в СНГ (с 1991), в ОДКБ (с 1993), создание Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (первое заседание в 1996), подписание Договора о создании Союзного государства (1999), членство в ЕврАзЭс (с 2001), в Таможенном союзе (с 2010), в Едином экономическом пространстве (с 2012), в Евразийском экономическом союзе (с 2014) и Шанхайской организации сотрудничества, где Беларусь — партнер по диалогу.

При этом Россия заявляется и остается, на фоне любых «молочных войн» и «калийных скандалов», для Беларуси основным стратегическим политическим и экономическим партнером. В свою очередь, даже в самые непростые периоды развития российско-белорусских отношений россияне считают Беларусь самым надежным, стабильным партнером: ниже 47%, по данным ВЦИОМа, этот показатель не опускался.

Конечно, особо значимым интеграционным проектом для РБ и РФ остается Союзное государство. И движение к созданию Евразийского союза не означает отмену или ликвидацию Союзного государства. Оно продолжает развиваться и расширять сферу взаимодействия.

Союзное государство представляет собой наиболее успешное интеграционное образование на постсоветском пространстве, из экономической договорно-правовой базы которого выросли другие интеграционные объединения: и ЕврАзЭС, и Таможенный союз.

Сегодня между двумя государствами, строящими Союзное государство, фактически нет границ. Наши страны имеют высокую степень взаимодополняемости экономик и унификации национальных законодательств, проводят согласованную внешнюю и оборонную политику. Кроме того, территория Союзного государства – это важнейший транспортный и транзитный коридор.

За последние 15 лет между Россией и Беларусью были периоды утраты иллюзий, моменты обид и разочарований. Но, что бы ни говорилось об отсутствии единой валюты и медленных темпах объединения, безвизовый режим и зона свободной торговли заложили тот фундамент, который будет действовать вопреки многим обстоятельствам.

Что касается социальной составляющей Союзного государства, она вряд ли будет продублирована в таком же объеме в других интеграционных форматах на постсоветском пространстве: равные возможности для граждан получать образование, пенсии, медицинскую помощь, в сфере труда, беспрепятственного передвижении, отдыха — это и реальное достижение Союзного государства, и тысячи связей, которые, если прервутся, выведут ситуацию на уровень социального взрыва.

Союзное государство строится на экономике, которая, в свою очередь, базируется на отраслевых программах, связях между министерствами, ведомствами. Бюджет 11 союзных программ составляет почти 3 млрд. рублей и в них задействованы с российской стороны примерно 300 тысяч человек, с белорусской – примерно 50 тысяч человек, то есть 350 тысяч работников гарантированно имеют рабочее место, зарплату, нормальное обозримое будущее, социальную защищенность.

В рамках этих программ осуществляется и российско-белорусская кооперация: в Беларуси, например, в советское время сложилась мощная школа лазерной оптики, но и сегодня практически вся лазерная оптика, на которой работает российская космонавтика, – белорусского производства. Другой пример, все российские ядерные ракеты передвигаются на колесных тягачах белорусского производства. А в области нефтехимии Беларусь, которая в Советском Союзе производила 40-43% нефтехимических волокон, сейчас производит около 78% всего того нефтехимического волокна, которое используется в российской промышленности.

 Союзное государство расширяет возможность общения политических элит двух стран. Дважды в год проводимые заседания Высшего государственного совета с участием руководителей государств, то есть президентов, всех министров, и минимум дважды в год проводимые заседания союзного Совмина – это те события, которые привносят дополнительный фактор стабильности в наши отношения.

Следующий очень важный элемент Союзного государства — это военное и военно-техническое сотрудничество. Белоруссия и Россия обладают совместной группировкой вооруженных сил, прежде всего это касается войск ПВО, проводят совместные учения. Шаги по усилению российской группировки на военно-воздушных базах, например под Барановичами, сразу вызвали волну высказываний в оппозиционной белорусской прессе, в Польше и в странах Балтии о том, что Беларусь «сдает свой суверенитет российскому империализму». В этих условиях последовательность Беларуси и России в реализации Военной доктрины Союзного государства – свидетельство наших союзнических отношений.

Еще одним важным направлением двустороннего военного сотрудничества является подготовка военных кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь в вузах Министерства обороны Российской Федерации на безвозмездной основе. На постсоветском пространстве аналога масштабному белорусско-российскому военному сотрудничеству нет.

Союзное государство – это интеграция в самом широком смысле – от культуры до космоса, от прав граждан до промышленной кооперации и совместной оборонной политики.

«Восточнославянское братство» для Беларуси не просто теория, это и экономическое взаимодействие. По итогам 2013 года, ее товарооборот с Россией  составил 39,7 млрд. долларов. Со всеми странами дальнего зарубежья товарооборот Беларуси составляет 32 млрд. долларов, в т.ч. со странами Европейского союза – 21 млрд. долларов. А во внешнеторговом обороте  России Беларусь занимала 2-е место среди стран СНГ —  до недавнего времени, сразу после Украины, очевидно, что по результатам 2014 года у нее есть все шансы выйти на первое место.

Но и Украина – стратегический торговый партнер Беларуси, который занимал второе место в товарообороте и экспорте белорусской продукции. В 2013 году товарооборот с Украиной составил 6,3 млрд. долларов. Территории стран объединяют более 80 совместных кооперативных предприятий, 9 совместных сборочных производств в Киеве, Николаеве, Гомеле, Минской области, Пинске, Орше.

Президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «Беларусь и Украина обречены жить вместе. И мы будем, хотим мы этого или порой нет, выстраивать отношения с тем правительством, которое будет определено украинским народом… Мы никогда не прерывали и не прерываем отношений с Украиной».

Можно называть это как угодно: политикой лавирования или прагматизмом и конструктивным подходом к выстраиванию отношений с соседями. Но своими действиями Беларусь подтверждает позицию о необходимости дальнейшего всестороннего сотрудничества и сохранения экономических связей с Украиной, в том числе с учетом подписания Киевом Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Беларусь придерживалась этой позиции с самого начала противостояния  на фоне санкций, ограничений и необъявленных торговых войн. Даже в случае с отзывом Посла Украины в Беларуси в Киев, когда белорусская сторона заявила в ответ, что не видит необходимости в отзыве белорусского Посла из Киева в Минск.

При этом значительная часть белорусского электората отдает должное не только спокойствию в собственной стране, но и тому, что Президент Лукашенко в этом плане держит баланс. Дипломатическая гибкость принесла стране статус миротворческой площадки урегулирования конфликта, что положительно оценивает не менее 60% белорусов. В то же время, украинские события усилили во внешнеполитических ориентирах белорусов охлаждение в отношении к Европе и настороженность в отношении к России.

Когда 18 ноября 2014 года Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, на встрече было сказано о необходимости выработать единую позицию в формате «минских встреч» и о возобновлении диалога по Украине в минском формате. На сегодняшний день это та площадка, которая объединяла все стороны конфликта для прямого общения.

Что касается российско-белорусских отношений, то на той же встрече было подчеркнуто, что ситуация на Украине не породила проблем в российско-белорусских отношениях. Напротив, украинские события и совсем близкое пятнадцатилетие подписания Договора о создании Союзного государства Беларусь-Россия акцентировали внимание к вопросам белорусско-российского сотрудничества.

Напомню, что хотя Украина не ратифицировала Устав СНГ и де-юре даже не член Содружества, а относится к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества, но без Украины евразийская интеграция медленно и верно мигрирует в сторону интеграции азиатской, что трансформирует ее задачи.

Тем выше значение присутствия и роли в интеграционных процессах Беларуси. И тут есть серьезная опасность: усиление интеграционных процессов не должно носить форсированный характер. Беларусь доказала свою состоятельность как независимое государство и это — абсолютная ценность в представлении большинства белорусов, как граждан РБ, так и активной части белорусской диаспоры. С другой стороны, не меньшее значение придается и надгосударственной российско-белорусской интеграции.

Здесь обязательно соблюдение баланса — интеграция интеграцией, но не в ущерб суверенитету.

 


Александр САМОХИН, доцент кафедры политологии, социологии и философии МГГУ им. М.А. Шолохова, кандидат исторических наук.

Вектор отношений России и Белоруссии был скорее противоречивым, то есть у Белоруссии и у России были разные цели, которые они достигали в ходе этих взаимоотношений. Для Белоруссии главной целью было отсутствие международной изоляции в условиях, когда Евросоюз накладывает на Белоруссию санкции и в условиях, когда единственным братским славянским народом для Белоруссии (для этого политического руководства — я имею в виду президента Белоруссии Лукашенко) является Россия.

А вот для России цель была, конечно, экономическая, внешнеторговая, и, конечно, была цель, связанная с тем, что, Белоруссия предоставляет для российских войск определенные преференции, предоставляет возможность общей защиты границ, совместное патрулирование и противостояние с возможным агрессивным продвижением НАТО на восток. То есть здесь немножко разный был подход в целях.

И отсюда совершенно разная позиция: Белоруссии это было более выгодно, чем России, а Россия неоднократно отталкивала от себя Белоруссию тем, что в СМИ России велись агрессивные информационные атаки на президента Белоруссии Лукашенко, велись заигрывания с белорусской оппозицией. При этом существовал союз России и Белоруссии, попытки экономической интеграции, так как они были эффективны и выгодны России.

Так что я бы сказал, что отношения были противоречивыми именно в том смысле, что, с одной стороны, Белоруссия стремилась достичь баланса между разными геополитическими игроками и привязать к себе как можно ближе Россию, а Россия стремилась достичь экономических и военных целей и в перспективе вообще привязать к себе экономически Белоруссию, поглотить, возможно, часть ее промышленности, возможно, часть газового сектора, чтобы более успешно влиять на ее политику.

В связи с этим Белоруссия — в частности, ее президент Лукашенко — дистанцировалась от России для того, чтобы не быть поглощенной экономически и осторожно себя вела в отношениях с Россией.

Украинский кризис, безусловно, повлиял. Но, если посмотреть, то он повлиял в основном в том плане, что Белоруссия заняла в этом кризисе изначально позицию стороннего наблюдателя, а затем постепенно перешла к позиции посредника. Если вы внимательно посмотрите, например, на сообщения официального МИДа Белоруссии, то сообщений о развертывающемся кризисе там было гораздо меньше, чем у МИДа РФ. В основном там были рекомендации о том, чтобы белорусские граждане воздержались от поездок на Украину «в связи с внутриполитической ситуацией». И только на поздних стадиях Беларусь выразила готовность участвовать в предоставлении посреднической площадки для переговоров, и здесь она как раз пошла в сторону России.

Белоруссия вообще высказала, я бы сказал, осторожно-сдержанную, но все-таки поддерживающую Россию позицию. Белоруссия сказала, что де-юре Крым не принадлежит России, но де-факто — принадлежит, и с этим придется считаться Украине; Белоруссия не разделяла позицию вмешательства Запада в конфликт, сразу заявив, что ей не нравится агрессивная позиция Запада по НАТО и агрессивная позиция по приближению к границам российско-белорусского союза. И при этом, однако, она отказалась вообще говорить о признании республик, не делала никаких шагов в эту сторону, и отказалась говорить о федерализации, заявив о единстве Украины и о том, что это является внутриукраинским делом, на которое Белоруссия не должна посягать.

Отсюда, конечно, позиции России и Белоруссии несколько сблизились в том смысле, что Белоруссия выступает как бы посредником между украинскими властями и современными властями Российской Федерации. Но, вместе с этим сближением, Белоруссия не перешла на позиции Российской Федерации, говорить об этом было бы, с моей точки зрения, упрощением, поскольку Белоруссия — это страна, которая типически отличается от Российской Федерации в том смысле, что это единственная страна из постсоветских стран, после распада СССР выбравшая неосоветский путь развития, то есть с большим государственным сектором, большими социальными дотациями.

Если Россия стала к этому приходить (в основном после 90х годов) — в политике Путина проявились некоторые неосоветские черты — то Белоруссия изначально шла этим путем, и участвовала в «движении неприсоединения», и  позиционировала себя как независимая от глобальной мировой экономической системы периферия, то, соответственно, ее позиция в этом конфликте отличается.

В основном это позиция осторожного невмешательства, связанная с тем, что все, что необходимо здесь политическому режиму Белоруссии — чтобы ее не втянули в этот конфликт каким-то образом на какой-либо из сторон; и чтобы внутриполитическая ситуация, которая и так в Белоруссии сложная, не была раскачана, и в Белоруссии не образовались предпосылки для таких же майданов или каких-то радикальных изменений политического режима.

Перспективы российско-белорусских отношений здесь зависят, как всегда, от России. Дело в том, что Россия как сторона процесса может сблизиться с Белоруссией еще больше, интегрироваться с ней для того, чтобы вместе противостоять, например, экономическим санкциям Евросоюза, которые теперь уже наложены и на Россию, и на Белоруссию. Но может и поступить иначе, потому что политическая элита России сейчас находится в состоянии, когда она колеблется между двумя выборами, не делая никакой из них.

Первое — не поддерживать окончательно ситуацию на Донбассе, пытаться эту ситуацию решить путем перемирия, не поддерживать стремления этих республик к независимости. А второе — позиция полного ухода — политического и дипломатического — из ситуации на Донбассе и ограничения этой позиции Крымом.

Вот между этими двумя вариантами решений лежит вопрос о том, в какой плоскости Белоруссия понадобится в будущем России. В первом случае она ей понадобится гораздо больше, потому что санкции не будут сняты, потому что положение не будет стабилизировано, если Россия пойдет на признание ДНР и ЛНР и, соответственно, на дальнейшее развертывание противостояния с Западом. Тогда Белоруссия остается экономическим и военным партнером стратегическим для России, и ее значимость резко повышается, поскольку Украина в этом случае вполне может каким-либо образом ассоциировать себя с НАТО, и отсюда, конечно, Белоруссия будет вынуждена пойти в фарватере политики России дальше.

В случае же второго варианта — ухода России из этих отношений, ухода дипломатического, ухода экономического из ДНР и ЛНР, эти республики, скорее всего, будут ликвидированы военным путем, и позиции белорусского руководства будут в данном случае ослаблены, и в Белоруссии может начаться тот же процесс, который существует сейчас на Украине, поскольку в Белоруссии тоже есть сильная националистическая оппозиция, которая рассматривает события на Донбассе как прямой вызов существующему режиму Лукашенко.

Режим Лукашенко, как выражается белорусская оппозиция, не представляет национальные белорусские интересы, а национальные белорусские интересы как раз ближе представляет современная украинская власть. И если события будут развиваться в таком русле, то, конечно, в данной оптике результатом этого будет либо добровольный уход президента и переформатирование политического режима, либо майдан с непредсказуемыми последствиями.

Я думаю, что Россия вынуждена будет идти до конца, потому что политическое руководство Российской Федерации прекрасно понимает, что на Донбассе идет позиционная война, несмотря на перемирие между сторонами, и поэтому значимость Белоруссии только будет возрастать. Выйти оттуда без огромных геополитических рисков для себя Российская Федерация уже не может.

Следовательно, это будет втягивание в долговременное противостояние с Западом — санкционное, дипломатическое, экономическое, военно-геостратегическое (я не имею здесь в виду прямой военный конфликт, а прежде всего, жесты вроде сосредоточения войск на границах России и Белоруссии). В этих условиях Белоруссия приобретает статус стратегического партнера.

Дальнейшее сближение со стороны России, шаги навстречу белорусской позиции, которая все это время была пророссийской, а вот Россия недостаточно шла навстречу этой пророссийской позиции; здесь шаги навстречу будут просматриваться. Вот это на всем этом фоне, конечно, Белоруссия повышает свою значимость для Российской Федерации.

 


Александр ФАДЕЕВ, руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ

Россия и Республика Беларусь – это наиболее продвинутые в интеграционном плане два государства содружества. И, естественно, что их отношения строились, в основном, в рамках Союзного государства. Несмотря на то, что в политическом плане построить государство за 15 лет не удалось, проект был практически заморожен, в экономическом, в торговом плане партнерство двух стран строилось самым тесным образом.

Кроме того, большие достижения есть в социальной сфере. Есть определенный социальный пакет льгот, преференций гражданам двух государств, которые в рамках Союзного государства могут пользоваться им. Кроме того, свобода передвижения людей, трудовых ресурсов, тоже очень важна. И, надо сказать, что по объему торговых отношений с Россией Белоруссия занимает первое место в Содружестве независимых государств.

В значительной степени о тесной связи двух государств говорит и то, что военное, военно-техническое сотрудничество было достаточно успешным. Есть ряд достижений в этой области: проведение совместных учений, перевооружение белорусской армии новейшими комплексами и системами оружия, которые поставляет Россия. Таким образом, отношения были вполне дружественными, вполне партнерскими.

В то же время, в той же торговой области, где они наиболее близки, случались и конфликты, и недоразумения. Случались и так называемые торговые войны: пивные, конфетные, нефтяные, газовые и прочие. Однако, это, я считаю, нормальная практика торговых отношений двух государств, без этого торговли, в общем-то, и не бывает.

События на Украине повлияли на отношения двух государств. Дело в том, что руководство республики Беларусь отнеслось отрицательно к воссоединению Крыма с Россией. Фактически, результаты референдума были проигнорированы Минском. Минск занял в этом отношении свою особую позицию. Кроме того, президент Республики Беларусь (а это достаточно авторитарное государство, поэтому все рычаги власти находятся в руках у одного лица – главы государства) пытается сохранить хорошие отношения с теми людьми, которые пришли к власти в Киеве в результате государственного переворота.

Естественно, что он очень дорожит этими отношениями. С некоторыми лицами эти отношения носят доверительный характер. Естественно, это не может не вызывать определенную реакцию российской стороны. Кроме того, до последнего времени президент республики Беларусь призывал украинскую сторону к оказанию вооруженного сопротивления попыткам третьей стороны, связанным, например, с отторжением каких-то территорий Украины.

Естественно, что эти призывы и эта позиция Минска насторожили не только руководство России, но и широкие общественные массы, которые, конечно, с непониманием отнеслись к сближению Минска и Киева. При мнении, что в Киеве пришли к власти националисты, «бандеровцы», естественно, такая позиция Лукашенко вызывает неприятие и у общественности России.

Поэтому, конечно же, особая позиция руководства Белоруссии по отношению, прежде всего, воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, отношения двух стран не улучшает. Эта напряженность сохраняется. Кроме того, на востоке, юго-востоке Украины продолжаются вооруженные столкновения. Здесь тоже позиция Минска, которая состоит в том, что Украина должна быть унитарным, а не федеративным государством, противоречит той позиции, которую декларирует руководство РФ.

С одной стороны, в результате украинских событий не удается развивать в политической сфере достаточно близкие отношения с Минском, поскольку белорусское руководство первоначально было напугано этими событиями, и проявляет крайнюю настороженность, пытается отгородиться от России.

Например, граница с Россией, которая была ликвидирована в 1995 году, фактически восстановлена белорусской стороной, в одностороннем порядке, без уведомления России. Кроме того, Беларусь пытается извлечь выгоду из ответных мер России на санкции, которые ввел против России Запад – Европейский Союз, США, другие страны. Например, те товары, которые запрещены к ввозу из Европейского Союза в Россию, следуют в Россию в настоящий момент через Белоруссию. То есть это фактически реэкспорт товаров Евросоюза через территорию Белоруссии под брендом белорусских производителей.

Кроме того, белорусская сторона пытается наладить торговые отношения с третьими странами, которые потеряли эти отношения с Россией в результате ее ответных мер. Естественно, что Белоруссия таким образом занимает какие-то ниши на рынке, как для сбыта своих товаров, так и импорта товаров из третьих стран, которую занимала раньше Россия. Естественно, это тоже не может не беспокоить российскую сторону.

Проект Союзного государства в начале нулевых годов был заморожен белорусской стороной. Было четыре предложения президента России Владимира Владимировича Путина, четыре пути интеграции с Белоруссией, и они все были отвергнуты. На наиболее мягкий вариант — заключение валютного союза, то есть, проще говоря, введение единой валюты в виде российского рубля — белорусская сторона отрицательно отреагировала, не пошла на это.

Таким образом, отношения были заморожены, но они сохраняются, как я уже сказал, в торговой сфере, в отношении военных, военно-технических контактов двух стран, в социальной сфере, где есть достижения Союзного государства. То есть тот договор, который был заключен 8 декабря 1999 года президентами России и Белоруссии, вступил в силу в начале 2000 года, но вот прошло почти 15 лет и того , что намечалось по договору — совместный парламент, совместные органы Союзного государства — все это не выполнено, не реализовано.

В настоящий момент от проекта не отказался ни Минск, ни Москва. Обе стороны декларируют, что проект сохраняется, что интеграция в рамках Союзного государства теснее, чем в рамках других интеграционных проектов на постоветском пространстве. Тем не менее, учитывая, что Союзное государство подразумевает общую государственность, вот этой общая государственности нет ни в какой форме.

В ближайшее время каких-либо подвижек в плане более тесной интеграции с Республикой Беларусь ожидать не стоит, поскольку стремление и желание белорусской стороны двигаться по направлению сближения с Россией мы не наблюдаем. Более того, как я сказал, в результате украинских событий Минск пытается отгородиться от России, пытается гарантировать свое суверенное, независимое существование и территориальную неприкосновенность Республики Беларусь, опираясь на какие-то иные факторы международные, не на Россию.

Мы это видим, мы видим поиски какой-то альтернативы политической, другой, включая военную альтернативу. Поэтому говорить о том, что Белоруссия вдруг сделает решительные шаги по плану строительства Союзного государства — ожидать такого напрасно.

Но, надо сказать, что Белоруссия во многом связана тесно с Россией и зависит от помощи России. Эта помощь очень многообразна. Искать альтернативу российским, например, энергоресурсам Белоруссии крайне затруднительно в ближайшие 10 лет по крайней мере. Не говоря уже о том, что Беларусь заинтересована в поставках минерального сырья, в использовании транспортной инфраструктуры России, еще больше заинтересована в емком российском рынке, куда сбывает товары своего национального производителя.

Естественно, что в этих условиях Белоруссия будет вести себя крайне осторожно. И она не заинтересована в похолодании, а тем более в кризисе в отношениях с Россией. Беларусь официально, на законодательном уровне провозгласила свою приверженность многовекторности. Это означает, что Беларусь будет стремиться сохранять баланс между Западом и Востоком (где под Востоком понимается Россия). И, естественно, она будет пытаться так же лавировать между этими двумя факторами междунардной силы.

Российская же сторона заинтересована прежде всего в том, чтобы Белоруссия не сближалась с теми силами, с теми факторами, которые носят явно антироссийский характер, которые несут угрозу национальной безопасности и интересам России. Пока Беларусь этого делать не будет, будет воздерживаться от этого, шаги России по отношению к Белоруссии будут вполне дружественными и партнерскими. Кроме того, Россия готова взятые на себя гарантии по безопасности Республики Беларусь соблюдать, но, еще раз повторяю, только в том случае, если Республика Беларусь не будет делать шагов, которые несут угрозу национальной безопасности и интересам, экономическим в том числе, Российской Федерации.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera