СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 134 от 28 ноября 2014
Читать

Практика синкретизма

Сегодня вечером в Малом зале Государственного центра современного искусства будут в режиме реального времени производить слияние поэзии, саунд-арта и видео-арта. По сути фестиваль «Поэтроника» — это попытка синтеза слова, звука и изображения в некий аудио-визуальный гипертекст.

По факту будет проходить чтение поэтических экзерсисов разной степени метафизичности непосредственно авторами, среди которых Мария Степанова, Елена Фанайлова, Павел Арсеньев, Вера Воинова, Кирилл Корчагин и другие, с бэкграундом из импровизационных сетов аудио-артистов, включая Алексея Борисова, «человека с ноутбуком» по имени Kasich, проектов Piezo и Platoslag,и показов видеоарта от Эльвиры Жагун, Наталии Полоки и проекта Intekra.

Устоявшаяся фестивальная практика выступлений в случайном порядке делает поиск различий и соответствий разных видов искусства делом достаточно увлекательным. Вход свободный.

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Начало в 19.30.

Swans, восставшие из пепла пять лет назад, находятся в необыкновенной форме. Как следствие, два прекрасных максималистских альбома — двухлетней давности The Seer и To Be Kind, вышедший в мае, а также тур за туром, в число мест которых счастливо попадает и Москва.

Сет-лист концерта 29 ноября в клубеVolta неизвестен, но поскольку подразумевается презентация последней пластинки, следует ждать шаманских камланий с почти осязаемым призраком Джима Моррисона; гитарного drang-nach-osten, местами узнаваемо-нойзового, местами высушено-акустического; агонизирующих аккордов и катарсической монотонности ритмов и риффов. С перебинтованным голосом нестареющего Майкла Джиры, разумеется: «Мы предаем, мы служим, мы сожалеем, мы учимся…».

Все эти шепоты и крики в живом исполнении оборачиваются неудержимыми шумом и яростью. Так что не стойте слишком близко к сцене: велик шанс излишне физически ощутить звуковую трамбовку где-то в районе диафрагмы и буквально ветер от усилителей в ушах.

Бумажный пр-д, 19, стр. 3. Начало в 20.00.

Несколько поколений москвичей, несмотря на различия в образе жизни и интересах, невзирая на все изменения в стране и в городе, имеют кое-что общее. Они выросли на одних и тех же книгах, подражали одним и тем же киногероям, покупали на протяжении десятков лет похожие игрушки…

По идее, тут должно стать понятным, что речь не о современных москвичах. И действительно, на выставке «Советское детство», открывшаяся в четверг в Провиантских складах Музея Москвы, экспонируются игрушки и игры, книжки, кино и мультфильмы, детская одежда и мебель, фотографии и многое другое, что окружало детей с 1960-х и до начала 1980-х годов и из чего в буквальном смысле складывался мир ребенка в ту эпоху — да и сама эпоха тоже, предельно заидеологизированная, но знавшая далеко не только постановления партии и правительства.

Зубовский б-р, 2. До 1 марта 2015 года.

В свое время Том Стоппард перед премьерой его трилогии «Берег утопии» в Молодежном театре (РАМТ) признался, что писал эту пьесу, представляя, как она сможет прозвучать в России, на русском языке. Что ж, за последние пару лет драма в постановке Алексея Бородина обрела новые, еще более актуальные и не сказать что радующие обертоны. Понятно, почему: она то самое — о судьбах России, да не в разговорах за цигаркой на панельной кухне, а персонифицированные: пьеса возвращает живой голос тем, кто в нашем возлюбленном отечестве обитает преимущественно в школьных учебниках — Бакунину, Белинскому, Чаадаеву, Тургеневу, Огареву, Герцену…

Вот Герцен говорит: «Свобода — это то, что люди дают друг другу, а не то, что забирают друг у друга», и эдак задумываешься. О взбесившемся принтере, например, с одной единственной истерической перфокартой «Воспрещается!» внутри. Или вот (опять же, Герцен): «Будучи наполовину русским и наполовину немцем, в душе я, конечно, поляк…» И опять задумываешься…

Несомненно, 8 часов разговоров о судьбах России — нелегкий труд что для актеров, что для зрителей. Но иногда стоит и потрудиться.

29 ноябряРАМТ дает «Берег утопии» впервые в этом сезоне.

Театральная пл., 2. Начало в 12.00.

«Буря», скоро грянет «Буря»

Александр Алябьев известен в основном как автор вокальных миниатюр. Ну, кто не знает «Соловья» алябьевского? Вопрос риторический. А уж про «Вечерний звон» и спрашивать стыдно. Однако он же — и об этом известно куда как меньше — был композитором, закладывавшим основы русской оперной культуры доглинкинской эпохи.

До завершения Алябьев, правда, доводил все больше оперы-водевили. Но даже в незаконченной «Буре», написанной по шекспировской пьесе, он предстает видной фигурой мировой музыки, достойным современником Гайдна, Шуберта и Бетховена.

30 ноября в атриуме Хлебного дома музея-заповедника «Царицыно» силами Камерного оркестр и камерного хора Московской консерватории, дирижера-постановщика Феликса Коробова, солистов Большого театра и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также режиссера и автора инсценировки Петра Татарицкого этой опере дадут новую жизнь — по восстановленной партитуре с пробелами в музыкальном ряду, «досказываемыми» актерами столичных драматических театров. Событие обещает быть чрезвычайно интересным.

Ул. Дольская, 1. Начало в 15.00.

Самый крупный (в России), энергичный и разнообразный Фестиваль современной японской культуры, в котором принимают участие творческие люди из России и других стран, состоится 29 и 30 ноября в концертном зале «Космос».

В основе концепции J-Fest'а — три принципа: отображение многообразия современной Японии, качество отображения и отображение для всех возрастов. Поэтому программа фестиваля, которую, к слову, можно скачать здесь: http://j-fest.org/schedule-2/, обширна и включает в себя все что угодно, от кинопоказов и театральных постановок до танцевальных шоу и концертов современной музыки, от открытых лекций и мастер-классов до fashion-конкурсов и массы других культурно-массовых мероприятий.

Например, впервые в Россию приедет народный театр «Кёя», никогда прежде не покидавший Азии. Выступления труппы из 11 человек, чья эстетика близка канонам театра-кабуки, состоятся в оба дня фестиваля. Также впервые наши палестины посетит известная в Японии певица Аой Эйр (Aoi Eir), возможно знакомая любителям аниме по финальной теме Memoria к анимационному сериалу Fate/Zero.

К слову о кино, в рамках фестиваля состоится сразу несколько важных премьер. Завтра, например, единственный раз покажут ленту «Моя прекрасная майко» известного режиссера Масаюки Суо. Кроме того, привезут фильмы «Бродяга Кенсин: конец легенды» и «Бродяга Кенсин: Великий киотский пожар», очень популярные в этом году в самой Японии. Ну а любителей аутентичной Страны Восходящего Солнца ждут каллиграфия и икебана, оригами и живопись тушью суми-э, настольные игры сёги и го, боевые искусства и косплеи, самым зрелищным из которых традиционно обещает быть конкурс «лолит», представляющий одну из самых популярных японских субкультур, основанную на стиле Викторианской эпохи и костюмах рококо.

Пр-т Мира, 150. Открытие входа в 11.00.

Фестиваль немецкого кино в этом году представит комедии, семейные драмы и картины о дружбе и любви, мелодрамы, исторические картины — в общем, разные новинки кинопрома родины Гете, в широкий российский прокат не выходившие, — в кинотеатре «Формула кино Горизонт».

В фильме, которым 3 декабря в 19.00откроется фестиваль, Эльяс М'Барек сыграет «зачетного препода», а на самом деле — недавно освободившегося из тюрьмы вора. Ленту зрителям представит исполнившая одну из ролей актриса Катя Риман.

В ленте «Ложь победителей» Флориан Давид Фитц предстанет в роли амбициозного журналиста, расследующего загадочное убийство.

Бенно Фюрман в комедии «Одиночество киллера перед выстрелом» перевоплотится в наемного убийцу, оставляющего на автоответчике сообщения для самого себя, а герой Юргена Фогеля в триллере «Стерео» попытается начать жизнь заново в тихой провинции (кстати, в этом же фильме можно будет увидеть всегда отличного Моритца Бляйбтроя). В программе также исторический фильм Эдгара Райтца о маленькой прусской деревушке, документальные ленты, традиционная подборка короткометражного кино Next Generation Short Tiger.

Комсомольский пр-т, 21/10. До 8 декабря.

L’Accordéoniste Воробышку

Французский аккордеонист Ришар Гальяно, тот самый, что, по выражению его учителя Асторя Пьяццоллы, управляется с инструментом так, будто родился с ним в руках, осваивать музыкальное наследие Эдит Пиаф начал давно, а шесть лет назад даже записал совместный со знаменитым трубачом Уинтоном Марсалисом концертный альбом From Billie Holiday to Edith Piaf.

Программа маэстро, намеченная на 4 декабря в Московском международном доме музыки, будет посвящена великой певице целиком, ей и работавшему с ней виртуозному аккордеонисту Гюсу Визору. Трогательные и романтические, страстные и игривые, нежные и сентиментальные мелодии песен Пиаф составят основу выступления Гальяно, чей собственный стиль — сумасшедшая смесь свинга со средиземноморскими фольклорными мотивами, танго — с французским шансоном, босса-новы и академической классики.

Помогать Гальяно в переложении La Foule, Padam Padam, L'Accordeoniste, и, конечно же, La Vie En Rose будет не менее маститый музыкант Сильван Люк, джазовый гитарист с отменным импровизаторским чутьем. В общем, концерт обещает быть отменным.

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00.

Затерянный мир

Юрий Грымов ставит «Затерянный мир» Артура Конан Дойла, и это будет уже второй спектакль по мотивам литературного первоисточника, трудно представимого на сцене. Первым были, кто не знает, прошлогодние «Цветы для Элджернона» по фантастическому во всех смыслах роману Дэниела Киза. Впрочем, конандойловский текст уже испытывался на прочность рядом экранизаций и даже мюзиклом на Бродвее. Эксцентричный ученый-палеонтолог находит в джунглях Южной Америки доказательства существования выживших динозавров и отправляется на их поиски вместе со своей командой.

Грымов воссоздает историю профессора Челленджера, мир динозавров — для постановки были созданы довольно-таки реалистичные тираннозавр, стегозавр, игуанодон, диплодок и трицератопс, сочетая подход русского драматического и европейского технологического театров. В результате действие происходит в двух разных мирах: в антракте театральное пространство трансформируются, и юные зрители — спектакль, в первую очередь, детский, — переносятся из цивилизации чопорного Лондона в джунгли Затерянного мира, заселенного древними ящерами.

Премьерные показы состоятся в культурном центре «Москвич» в пятницу в 18.00, а также в субботу и воскресенье в 12.00 и 17.00.

Волгоградский пр-т, 46/15.

Средняя полоса

Художник Владимир Мигачев хранит верность жанру «монотонного пейзажа», как он сам его называет. Взявшись однажды написать ни много ни мало портрет России — с бескрайними просторами средней полосы, неизбывной тоской и почти сакральной мощью безысходности, он отказался от набивших оскомину красок, решив, что они не справятся с такой безнадежной задачей.

В результате эпические живописные симфонии Мигачева сделаны из земли, золы, угля, глины, алкидных смол, и земля в них диктует и общий колорит, и тональность, и настроение. Добавьте к этому винегретное смешение стилей — от кондового реализма до отсылок к югендстилю и символизму, от неоэкспрессионистичной монохромности до концептуализма, — и получите то, что сможете увидеть на выставке «Средняя полоса» в галерее ArtStory, — своеобразные «антипейзажи», плоды «духовного зрения» одного художника и целой страны.

Старопименовский пер., 14. До 14 декабря.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow