Расследования

Вертолет или барсик

Тайны исчезнувшего борта RA-24614: в сибирской тайге, где любит отдыхать президент России в свой день рождения, началась восьмая неделя поисков без вести пропавшего вертолета. Есть ли связь?

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 135 от 1 декабря 2014
ЧитатьЧитать номер
Политика

Алексей ТарасовОбозреватель

Тайны исчезнувшего борта RA-24614: в сибирской тайге, где любит отдыхать президент России в свой день рождения, началась восьмая неделя поисков без вести пропавшего вертолета. Есть ли связь?

Справка «Новой

Местным жителям хорошо известно, что Ми-8 «Тува-Авиа» раньше часто использовались для обслуживания туристических и рыболовных VIP-туров в труднодоступные заповедные места Тувы. Командир экипажа Адар-оол Норбу главой Тувы в 2013 году был награжден медалью «За доблесть» как пилот представительства в Кызыле частной красноярской авиакомпании «Аэрогео», являющейся официальным перевозчиком Русского географического общества.

«Аэрогео» пользовалась вертолетом по договору аренды с государственным казенным учреждением «Тува-Авиа». КВС награду получил за ювелирную работу в горах во время проведения спасательной операции МЧС. Поисковую группу он смог высадить с борта вертолета, зацепившись одним колесом шасси за вершину горы. Наряду с проведением спасательных операций «Аэрогео» по договорам фрахтования предоставляла услуги авиаперевозчика одной из туристических фирм, которая специализируется на проведении дорогостоящих рыболовных и охотничьих туров в Саянах.

Ми-8 с бортовым номером RA-24614 вылетел из кордона Соруг заповедника «Азас» Тоджинского района Республики Тува 10 октября в 10 ч. 18 мин. Перед этим экипаж доложил расчетное время прибытия в столицу республики на 12 часов. Однако ни за полчаса до запланированной посадки, ни позднее на связь с диспетчерским пунктом Кызыла уже не вышел.

По официальной информации властей Тувы, пассажиры коммерческого рейса ЩТ 9356 вылетали с целью монтажа специальных мачт, предназначенных для измерения запасов снега в зоне водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС. Позже транспортная прокуратура уточнила, что с Ми-8 всего лишь производилась фотосъемка будущих мест для установки таких мачт. Еще позже подтвердилась информация о перевозке на борту надувных моторных лодок.

Заявка на полет Ми-8 «Тува-Авиа» была оформлена на 7 октября. На борту машины находился директор авиакомпании Юрий Шин, управляли воздушным судном командир экипажа Адар-оол Норбу, второй пилот и бортмеханик, обслуживали два авиатехника. Заказчиком полетов выступила компания «Стройлайн» — крупная подрядная организация на работах по восстановлению Саяно-Шушенской ГЭС после аварии 2009 года, которая в числе других объектов строила и дорогостоящую вертолетную площадку для встреч президента РФ во время его официальных визитов на станцию.

В числе подтвержденных пассажиров рейса были названы финансовый директор «Стройлайна», директор Управления эксплуатации Саянских водохранилищ и главный врач республиканской больницы из Абакана. Данные еще четырех или пяти неизвестных пассажиров менялись и по сей день уточняются.

10 октября после полудня глава Тувы Шолбан Кара-оол после потери связи с вертолетом объявил в республике режим ЧС. На следующий день ему позвонил министр обороны РФ Сергей Шойгу, передал свои поздравления жителям республики по случаю «70-летия вхождения Тувы в состав Советского Союза». Глава РТ выразил благодарность и доложил Шойгу о ходе операции по поиску пропавшего Ми-8, особо подчеркнув, что подключены все необходимые силы и средства.

Координацию поисковых мероприятий и решение вопросов оказания психологической помощи родным и близким взял на себя председатель Комитета Верховного хурала Тувы по безопасности Виталий Бартын-Сады. На оперативных совещаниях глава республики дважды акцентировал внимание ответственных за поиски вертолета на том, что родственники членов экипажа и пассажиров настоятельно просят оградить их от назойливого внимания людей, «жаждущих получить жареные факты».

Назойливое внимание людей объяснялось просто. 6 октября пресс-секретарь президента Дмитрий Песков оповестил мир о том, что Владимир Путин в свой день рождения впервые взял выходной, чтобы отпраздновать его в сибирской тайге, куда и вылетает вечером. «Это место где-то в 300—400 км от ближайшего жилья, от ближайшего населенного пункта», — анонсировал отдых Путина его пресс-секретарь. Именно там, добавил Песков, президент «отдохнет в свой день рождения», сделав остановку в сибирской тайге по пути на очередное мероприятие (запланированный на 8 октября визит на открытие моста через Обь в Новосибирске).

Благодаря широко обсуждаемым всей мировой общественностью фото- и видеоотчетам пресс-службы Кремля о поездке Путина в Туву с князем Монако, а также недавнем отдыхе в Саяно-Шушенском заповеднике, где Путин с премьером Медведевым и министром обороны Шойгу побывали в июле 2013 года, — другое место для празднования «народными массами» даже не обсуждалось. У жителей Хакасии и Тувы сомнений на этот счет не было раньше, нет и сейчас. Предметом обсуждений и споров остаются только более точные координаты сибирской тайги, среди которых называется и труднодоступная территория, еще более удаленная от того места заповедной Тоджи, из которого еще 9 октября в связи со сложными метеоусловиями не смог вылететь и вернуться на базу потерянный на следующий день Ми-8.

Общеизвестно, что крайний раз Путин в Туве с официальным визитом побывал в начале сентября. С трибуны стадиона «Хуреш» он поздравлял жителей республики со 100-летним юбилеем единения с Россией. По официально не подтвержденной информации, именно во время этого визита Путину и предложили отпраздновать 62-летие на юге Сибири. В узких кругах сопредельных Тувы и Хакасии всерьез рассуждали о подарке, который преподнесут главе государства. Многие сошлись на том, что это может быть очередная организованная встреча со снежным барсом по кличке Монгол или же с его потомством, которое недавно появилось на свет.

Снежный барс Монгол со спутниковым ошейником. Снимок фотоловушки Саяно-Шушенского заповедника. 1 августа 2014

С Монголом Сергей Шойгу, в то время глава МЧС, познакомил Путина, тогда премьер-министра, в 2011 году в заповеднике «Хакасский». Снежного барса для этого специально привезли из заповедника «Саяно-Шушенский», а затем вернули в привычный ареал обитания.

В марте 2013-го во время начала весеннего гона путинский барс получил новый, облегченный на 200 граммов ошейник со встроенным в него передатчиком — для слежения за передвижениями зверя со спутника. Научные сотрудники заповедников «Хакасский» и «Саяно-Шушенский» обосновали очередные траты по установке дорогостоящей системы связи с Монголом следующим: «Определить его миграционный путь и новый индивидуальный участок обитания возможно только более современным техническим методом — с помощью спутникового GPS-передатчика».

Во время прошлогоднего отдыха на юге Сибири президент РФ и министр обороны лично проверили фотоловушки на легендарного ирбиса вместе с директором Саяно-Шушенского заповедника. В середине нынешнего года Путина порадовали знаменательным событием: группировка снежного барса пополнилась тремя котятами, которых самка все лето кормила своим молоком и скрывала в тайге. В сентябре, когда мама вместе с четырехмесячными детенышами вышла на открытую местность в горы, дикое кошачье потомство тут же было снято расставленными повсюду камерами слежения.

Новые факты из жизни снежного барса, тщательно собранные очередной научной экспедицией, были изложены в отчете президенту Русского географического общества Шойгу и председателю попечительского совета Путину.

Интерес подданных к личной жизни глав государств чаще всего далек от научного любопытства, однако во всем цивилизованном мире тоже расценивается как вполне закономерный. То, что глава Тувы называет «жаждой получить жареные факты», — естественное желание людей знать правду. Вопрос о том, не был ли связан вылет потерянного Ми-8 с обеспечением отдыха Путина в сибирской тайге 7 октября 2014 года, так и остается «без комментариев» со времени пропажи вертолета. Между тем территория поисков Ми-8 с высокопоставленными, по региональным меркам, пассажирами на борту уже достигла территории Красноярского края.

К сожалению, в этот раз пресс-служба Кремля, широко анонсировав однодневный отдых главы государства, традиционный фотоотчет по его итогам в интернет не выложила и место празднования так и не уточнила, что только подогревает слухи. После шести недель безрезультатных поисков предположения делаются уже самые невероятные: от угона воздушного судна в Монголию до пуска ракеты злоумышленниками по этому воздушному судну еще 7 октября при его полете над водной поверхностью. Сам Путин 9 октября на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта лишь вскользь поведал коллегам, что в свой день рождения проходил по горам почти девять километров, поэтому «до сих пор все болит».

Олег ДРАНИШНИКОВ —
специально для «Новой»

 

Любимые крупные кошки президента оснащены GPS-трекерами. А на вертолетах их нет, из-за чего людей, пусть не таких совершенных, как тигры и ирбисы, и не спасти, и не похоронить

Справка «Новой

7 октября 2014 года Ми-8 (КВС Адар-оол Норбу, 1964 г.р., общий налет 8497 часов, в должности командира Ми-8Т — 2980 часов) перелетел из Кызыла в район кордона Соруг в Тоджинском районе Тувы, 8 октября он тоже поднимался в воздух. 10-го вылетел обратно в Кызыл и пропал. Установлено, что 7-го на борт погрузили три лодки и два мотора. 10-го их загрузили с машин на борт вновь.

В поисковой операции участвовали 11 воздушных судов, обследовано 64 тыс. кв. км, часть этой площади — не по разу. По приказу Росавиации от 14 ноября поиски пропавшего Ми-8 с помощью авиации прекращены. Наземные группы МЧС и поисково-спасательного отряда Тувы (140 человек, 30 единиц техники и беспилотник) продолжают поисковую операцию в Тоджинском районе. Привлечены спецтехника и база компании «Лунсин», входящей в крупнейший горнодобывающий холдинг Китая Zijin Mining Group и осваивающей сейчас в Тодже месторождение полиметаллических руд Кызыл-Таштыг. Помогают золотодобытчики — работающие в Каа-Хемском районе «Тардан Голд» (подразделение шведской Auriant Mining AB) и артель «Ойна».

31 мая в Мунозеро на юго-западе Кольского полуострова рухнул Ми-8, 16 человек погибли, среди них ряд руководящих работников правительства Мурманской области и менеджеров компании «Апатит». Версий, что понадобилось чиновникам в костюмах и с портфелями в этой глуши в субботний вечер, в густой туман и при неблагоприятном прогнозе погоды, — было выдвинуто сразу несколько. «Новая газета» писала об этом подробно в № 61. Наиболее непротиворечивым предположением выглядело одно: местное начальство готовило визит Владимира Путина, и в частности рыбалку.

В Туве с 10 октября версии тоже стремительно менялись. Одна убедительнее другой. Разумеется, финдиректор и основной собственник крупной строительной компании, заслуженный строитель Хакасии Сергей Стрельников, главврач республиканской больницы, заслуженный врач Хакасии Александр Кормилкин, начальник федерального госучреждения «Управление эксплуатации Саянских водохранилищ» Николай Мохов, директор тувинской авиакомпании Юрий Шин полетели выставлять шесты для замера снега. А кому еще это делать? Версия о рыбалке выглядит не столь правдоподобно, и все же. Тоджинская котловина, заповедный Соруг, хребет Барас-Тайга — браконьерский рай. Таймень, ленок, хариус.

Бессмысленно гадать: рыбачили они в одиночестве или обеспечивали рыбалку кому-то и остались прибираться после праздника? Или тот, ради кого старались, сюда не прилетел и пришлось отмечать без виновника торжества: борьбу местного начальства за близость к телу никто не отменял.

Нет смысла в предположениях: обычное ли это крушение (вертолету 33 года при ресурсе  35 лет, выпущен в 81-м, тогда же начал летать в Красноярском управлении гражданской авиации, 9 капремонтов), попала ли машина в снежный заряд и получила обледенение — борт, судя по отрывочным данным, метался, искал выход из непогоды, — или же он залетел не туда, куда следовало, и был сбит? Да, говорят и об этом. В октябре на базе комплекса в Ергаках, ранее построенном для МЧС, теперь отданном армии, — это в стороне от маршрута RA-24614, но он и не шел по маршруту, — проходили учения спецназа Центрального военного округа (тольяттинской бригады): военная разведка при поддержке армейской авиации отрабатывала обнаружение и уничтожение незаконных вооруженных формирований в горах. Шаманы — их тоже привлекли в качестве экспертов — говорили в октябре, что люди живы, но в воде.

Гадания и домыслы, весь этот бред привожу по одной причине: сегодня право на жизнь имеют любые версии. Потому что достоверных сведений кот наплакал.

По официальной информации правительства Тувы, это был третий из заказанных и оплаченных «Стройлайном» полетов, на борту находились 12 человек. Потом не стали исключать, что 14. Из них трое — без регистрации, без билетов. На протяжении нескольких дней менялись фамилии тех, кто пропал. И вот этот бардак, этот густой туман — главное содержание всей истории. Версий нагородить можно много, и они ничего не значат по сравнению с тем безусловным фактом, что здесь, где президент любит проводить время, вот так бесследно может исчезнуть вертолет с местными начальниками, и следователи, все вовлеченные органы и высокие руководители до сих пор не могут дать внятную картину произошедшего.

Часть хакасских СМИ 6 октября отмечали, что в столице Хакасии, на выездах из нее прибавилось автопатрулей, а в порту приземлились «несколько самолетов специального летного отряда России». 7 октября прошли сообщения, что в порту Абакана стало еще «самолетней», и обилие прибывших бизнес-джетов связывали с прилетом желающих поздравить президента. Некоторые СМИ зафиксировали 7-го и прибытие борта № 1, и дальнейшее убытие Путина на легендарную хакасскую заимку. Другие местные СМИ, не раскрывая источники информации, пишут, что Путин был в Туве.

В фотогалерее на личном сайте президента последние снимки — сентябрьские. Есть из Тувы и Монголии. Октябрьских почему-то до сих пор (к моменту сдачи этой заметки в номер, 28 ноября) нет. Однако где именно находился президент 7 октября, не столь существенно, сюжет это не изменит: важно, что здесь, в Туве, и особенно в Хакасии, Путин бывает часто. И это не необъятные просторы мирового океана. Здесь сложный рельеф, тайга, но все же — ограниченное пространство.

У ирбиса Монгола по царской прихоти спутниковый ошейник есть (хотя он ему что зайцу стоп-сигнал), и все его передвижения худо-бедно отслеживаются через ГЛОНАСС. А на вертолетах GPS-трекеры отсутствуют. Не царское, видимо, дело. Леопарды, тигры, снежные барсы, слов нет, симпатичнее и приятнее двуногих тварей. Ничего не просят, не предают, не воруют и не интригуют. И они — в Красной книге. А людей вон сколько. И еще нарожают.

Такие приоритеты не вызывали бы вопросов, живи мы в кошачьем царстве, о котором пророчествовал Лао Шэ (кстати, уже похоже, но мы все же пока не там). И будь уважаемый Владимир Владимирович царем зверей. Но он не их царь.

Пропавший Ми-8, как и прочие наши вертолеты, оборудован аварийно-спасательным радиомаячком (АРМ), который в случае аварии должен подавать сигнал. Правда, мало кто припомнит случаи успешного срабатывания АРМ при катастрофах. Помнится, Шойгу после долгих поисков в Горном Алтае разбившегося вертолета с сановными браконьерами планировал предъявить счет на десятки миллионов производителям радиобуев, сказав, что с тех пор, как была в 2003 году введена система АРМ, она ни разу себя не оправдала.

За минувшие годы денег, затраченных на поиски потерпевших крушение, с запасом хватило бы на оснащение всего вертолетного парка работающими GPS-трекерами.

Любовь президента к крупным кошкам, миллионные траты на них и равнодушие к судьбам граждан России, живущих с этими кошками рядом, признание в «бесконечном восхищении» сибирской природой и уничтожение огромных ее пространств — как это соотнести?

Алексей ТАРАСОВ,
обозреватель «Новой»
Красноярск

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera