Сюжеты

Деньги подземелья

Ревизоры «потеряли» в петербургской подземке миллиарды рублей

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 135 от 1 декабря 2014
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Нина Петляновасобкор в Петербурге

Ревизоры «потеряли» в петербургской подземке миллиарды рублей

РИА Новости

Искать их будут следователи СК РФ, которые, узнав о результатах проверки Контрольно-счетной палаты (КСП), срочно их затребовали. В Смольном говорят, что при неблагоприятном исходе руководителю Петербургского метрополитена Владимиру Гарюгину огромная недостача может грозить большими неприятностями.

Не менее 9,2 млрд рублей — это ущерб, который, по оценкам Контрольно-счетной палаты Петербурга, причинил городскому бюджету ГУП «Петербургский метрополитен» за 3 года (с 2011-го по 2013-й).

— Проверка законности, эффективности и целевого использования предприятием бюджетных средств и муниципальной собственности проводилась выборочно, — уточнили «Новой газете» в КСП Петербурга. — В нескольких случаях оценить ущерб, понесенный казной, не удалось из-за отказа метрополитена представить необходимые данные.

Тем не менее даже выявленные аудиторами контрольного органа финансовые нарушения — достаточно серьезны.

Как следует из отчета КСП, многомиллионный ущерб городу был нанесен при осуществлении инвестиционных проектов по строительству наземных вестибюлей 5 станций: «Адмиралтейская», «Бухарестская», «Звенигородская», «Международная», «Обводный канал». Сделки заключались со структурами холдингов «Адамант» и «Петромир». На арендуемых метрополитеном земельных участках общей площадью всего 32 035 кв. м инвесторы каким-то образом получили в собственность торгово-развлекательные комплексы общей площадью… 126 290,5 кв. м, а также — возможность выкупа этой земли по льготной цене. Между тем в городской бюджет предприниматели заплатили всего лишь 107,2 млн рублей — это, по заключению независимых оценщиков, привлеченных КСП, в 20 раз меньше, чем должны были (1 млрд 397 млн рублей). Так, в частности, плата за земельный участок при строительстве станции «Международная» составила 7,7 млн руб., при строительстве «Бухарестской» — 2,6 млн руб., а при строительстве «Звенигородской» — вообще отрицательную величину. Как такое возможно — теперь выясняет следствие.

Во многих договорах, по данным ревизоров, отсутствовали инвестиционные параметры объектов, которые надлежало передать в городскую собственность. Так, в результате сделки с «Адамантом» на строительство ТРК и вестибюля станции «Волковская», необходимость в которой, по оценке КСП, и вовсе отсутствовала, город не получил от коммерсантов права собственности на здание наземного вестибюля, построенного за счет средств петербургской казны. В общей сложности площадь помещений наземных вестибюлей, переданных инвесторами городу, насчитывает 7396 кв. м — то есть всего 5,5% от всех площадей.

Кроме того, согласно информации КСП, начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин, не имея на то должных полномочий, разрешил ЗАО «Советник» (входит в холдинг «Петромир») не возвращать в городской бюджет 466,5 млн руб., вложенных в строительство вестибюля «Адмиралтейской».

Всего, по выводам проверяющих из КСП, за 7 лет (с 2007 по 2013 г.) «Петербургский метрополитен» заключил 292 вызывающие сомнения сделки на общую сумму свыше 7,3 млрд рублей.

Помимо этого аудиторы отметили, что Петербургский метрополитен часто предоставлял в аренду свое имущество либо по заниженной цене, либо вообще на безвозмездной основе. 33 объекта недвижимости городской подземки до сих пор не зафиксированы в Госреестре. Еще 13 объектов, в том числе новые станции метро стоимостью 36,7 млрд рублей, не имеют разрешения на ввод в эксплуатацию.

Самое замечательное, что столь неэффективное использование государственного имущества не стало препятствием для увеличения субсидий ГУП «Петербургский метрополитен» из бюджета Петербурга — в 24 раза: с 348,4 млн рублей в 2007 году до 8,4 млрд рублей в 2014 году.

В настоящее время материалы проверки КСП затребовали для принятия решения Следственный комитет РФ и городская прокуратура.

Вестибюль новой станции «Бухарестская». Пассажиры ждут открытия
РИА Новости

Прямая речь

Владимир ГАРЮГИН, начальник ГУП «Петербургский метрополитен»:

— Документы были разосланы всем: Следственному комитету, прокуратуре, журналистам. Всем, кроме нас. Поэтому мы до сих пор не в курсе, в чем нас официально обвиняют. Не исключено, что в отчетах КСП есть неточности. Все они будут оспорены.

 

Юлия ШАВЕЛЬ, пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен»:

— Мы до сих пор не получили отчет КСП и знаем только то, что выложено у них на сайте. Позиция метрополитена на сегодняшний день: дождаться официального отчета в наш адрес и подготовить ответ. Это произойдет не раньше начала декабря. Раньше ответа не будет. Нам нужно хорошо подготовиться.

— То есть для вас результаты проверки неожиданные?

— Нет, не то что неожиданные. Нас проверяли более полугода, и в процессе проверки не отчеты, но определенные срезы нам показывали, в ответ на которые у нас были свои документы, свое мнение, свое видение. Но последних таких цифр, конечно, мы не видели. Нам надо ознакомиться с ними, надо разобраться. Мы тоже не просто так приводим цифры: у нас есть доказательства.

 

Борис ВИШНЕВСКИЙ, депутат Законодательного собрания Петербурга:

— Результаты проверки вполне ожидаемы. Анализ даже самых общих цифр, которые обнародовал «Петербургский метрополитен», привел меня к выводу о значительных расхождениях в отчетности. Метрополитен все меньше зарабатывает сам и все больше просит у города. При этом, как ни странно, доходы метрополитена от рекламы и аренды почти не растут, зато плата за проезд возросла на 41%. «Яблоко» обратилось к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой сократить субсидии для метрополитена из-за нарушений, которые выявила Контрольно-счетная палата.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera