Мнения

Китай строит альтернативу Панамскому каналу

Никарагуа — арена глобального соперничества инвесторов

Этот материал вышел в № 135 от 1 декабря 2014
ЧитатьЧитать номер
Политика

Эмиль Дабагянведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН

Никарагуа — арена глобального соперничества инвесторов

Недавно праздничным концертом мировая общественность торжественно отметила 100-летие с момента начала эксплуатации знаменитого Панамского канала, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. В течение всего этого времени канал успешно выполняет свои функции, ускоряет переброску важнейших грузов из одной части света в другую, обеспечивая Панаме значительные прибыли от транзита.

Круглая дата по времени совпала с презентацией масштабного проекта еще одного межокеанского канала, который должен пройти по территории Никарагуа, стране, недавно отметившей 35-ю годовщину революции против диктатуры клана Сомосы. В последние годы руководство страны совершило поворот от революционной риторики к сотрудничеству с крупным капиталом, открыло двери иностранным инвесторам, рассчитывает на поддержку международных организаций.

Рамочное соглашение о строительстве нового канала было подписано с китайской компанией HKND Group 14 июня 2013 года. Оно рассчитано на 50 лет, с возможной пролонгацией еще на такой же срок. Накануне празднования дня революции национальная комиссия представила предположительный маршрут грандиозного канала длиной 278 километров от тихоокеанского до карибского побережья. Его ширина составит от 250 до 520 метров, глубина около 30 метров. Он пересечет большое озеро протяженностью 105 километров. Ожидается, что стройка начнется в декабре нынешнего года, а полностью завершится спустя пять лет. Пропускная способность составит 5 тысяч крупнотоннажных судов в год, что равносильно 5% мировой торговли. Ориентировочная стоимость проекта — 40 миллиардов долларов.

Бьют тревогу экологические организации, считающие, что проект не прошел соответствующей экспертизы. Они убеждены: его реализация нанесет непоправимый ущерб окружающей среде в сейсмоопасной зоне. Крайне обеспокоены Соединенные Штаты, традиционно считавшие Панамский канал своей вотчиной, лишь сравнительно недавно, после длительной изнурительной борьбы, согласившиеся передать его под юрисдикцию местных властей. Теперь, судя по всему, «северный сосед» лелеет планы мобилизовать против строительства местную политическую оппозицию.

Власти Никарагуа убеждены, что канал сулит стране огромные выгоды. Прогнозируется скачок роста ВВП с нынешних 4—5% до 15% в 2016 году. На стройке будет создано почти четверть миллиона новых рабочих мест. В связи с этим развернута мощная пропагандистская кампания, преследующая цель показать конкретную пользу, которую принесет реализация проекта различным социальным группам, включая предпринимателей. В свою очередь, владелец HKND Group во время личной встречи в Манагуа заверил президента Даниэля Ортегу, что все замечания, касающиеся экологических вопросов, будут приняты во внимание.

Строительство обретает геополитическое измерение, ибо делается попытка, используя выгодное географическое положение страны, создать транспортный узел мирового значения. Определенный интерес к нему проявляет даже Россия, готовая подключиться к реализации проекта посредством патрулирования с воздуха строительной площадки. Это, кажется, сейчас потолок наших возможностей, учитывая промедление с нашим собственным крупнейшим инфраструктурным проектом — Керченским мостом. В ходе июльской поездки по Латиноамериканскому региону Владимир Путин неожиданно изменил маршрут и заехал к давнему другу Ортеге, неизменно проявляющему солидарность с нашими внешнеполитическими акциями.

Разумеется, имеется изрядная доля скептицизма относительно проекта. Так, известный эксперт по международной торговле Франсиско Мендоса выражает сомнение в целесообразности вкладывать 40 миллиардов долларов в Никарагуа, где эти деньги могут уйти в неизвестном направлении. К тому же эксперт солидарен с экологами: затея нанесет непоправимый ущерб огромному пресному озеру, находящемуся в центре республики. Он убежден: разумнее было бы использовать огромные средства на модернизацию существующего Панамского канала. А нынешний администратор Панамского канала Хорхе Кихано ревностно заявил, что не видит смысла в двух каналах, расположенных в относительной близости друг от друга.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera