СюжетыПолитика

Фергюсон, Обама и Майдан

Небольшой американский городок стал для российской пропаганды очередным поводом пнуть «пресловутую американскую демократию»

Этот материал вышел в номере № 135 от 1 декабря 2014
Читать
Небольшой американский городок стал для российской пропаганды очередным поводом пнуть «пресловутую американскую демократию»
Изображение

Беспорядки в Фергюсоне стали в России «новостью № 1», потеснив сообщения из Украины. Что уж говорить о новостях собственно российских — например, о том, что реально происходит в экономике после падения мировой цены на нефть, обесценивания рубля и введения «ответных торговых санкций» против западных продуктов и товаров.

Российские СМИ называют Фергюсон «американским Майданом», рассуждают (на уровне МИД РФ) о лицемерии Вашингтона, «показно заботящемся о праве на протест в других странах», но в собственной стране готовом «непропорционально реагировать на масштабный взрыв народного негодования». «Протесты у себя дома власти США трактуют преимущественно как «противоправные действия» и «незаконные собрания», используя против их участников весь арсенал силовых средств», — подчеркнул официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич, в прошлом — старший советник посольства в США.

Казалось бы, кому как не дипломатам и журналистам видеть очевидную разницу между протестами, вызванными несправедливым, по мнению демонстрантов, решением суда по уголовному делу и политическими требованиями проведения честных выборов? Что общего между событиями в Фергюсоне и на Болотной площади? Тем не менее небольшой американский городок на Среднем Западе — пригород Сент-Луиса — стал очередным поводом пнуть «пресловутую американскую демократию», а в будущем, оправдывая собственный полицейский произвол и закручивание гаек, указывать: «А вот у них в Америке еще хуже…»

Причиной протестов в Фергюсоне, которые сопровождались мародерством, поджогами зданий и машин, блокированием работы общественного транспорта и арестами сотен человек в разных городах Америки (130 арестованы только в Лос-Анджелесе), стало решение коллегии присяжных не выдвигать обвинений в адрес белого полицейского Даррена Уилсона. 9 августа он застрелил 18-летнего афроамериканца Майкла Брауна. «Подросток» (так преимущественно его называют российские и мировые СМИ) ростом 180 см и весом 130 кг, по версии полицейского, в ответ на требование уйти с проезжей части на тротуар… обругал его матом, атаковал патрульную машину. Навалившись на дверь, он не давал полицейскому выйти из машины, пытался выхватить у него пистолет и, наконец, ударил офицера в лицо. Результаты тестов, представленные присяжным, показали наличие ДНК Брауна на внешней стороне двери машины, на дверной ручке внутри машины и на брюках Уилсона.

Есть правило, которое в Америке знают все: требования полицейского офицера следует выполнять неукоснительно… и только потом действия полиции можно оспорить в суде. Едва ли не первая команда, следующая при задержании, — поднять руки вверх! Любое иное движение офицер может расценить как попытку достать оружие. Только в этом году в США погибли на дежурстве 106 полицейских, из них 43 — от огнестрельных ран. Это один взгляд на вещи.

По словам некоторых очевидцев-свидетелей (здесь важно отметить: свидетелей-афроамериканцев), подросток стоял на месте с поднятыми вверх руками. В 6 тысячах страниц этого дела масса нестыковок в показаниях очевидцев. Одни утверждали, будто Браун был застрелен в спину, другие — что он лежал ничком, когда полицейский «добил его выстрелом в упор». Некоторые «свидетели» изменили показания, узнав результаты аутопсии, кто-то признался, что вообще не видел момента стрельбы. Слушания длились 25 дней, опрошены 60 свидетелей, чьи показания в общей сложности занимают 70 часов. Чтобы выдвинуть против офицера Уилсона обвинения в преднамеренном или непреднамеренном убийстве, требовалось согласие 9 из 12 присяжных. Точный результат голосования не оглашается, но необходимого числа голосов присяжных в пользу предъявления обвинения собрано не было.

По версии возмущенной афроамериканской общины, полицейский хладнокровно застрелил подростка, который собирался сдаться. Надо отметить, что семья убитого подростка несколько раз призывала протестующих отказаться от насилия. Но только выпавший снег и 2 тысячи национальных гвардейцев, стянутых в город в помощь полиции, — в прямом и переносном смысле охладили пыл местных жителей. Губернатор штата Миссури заявил, что не видит оснований для нового созыва коллегии присяжных для пересмотра дела.

По данным переписи 2010 года, в Фергюсоне проживает 21 тысяча человек, из которых 63 процента — афроамериканцы, 34 процента — белые. Мэр города Джеймс Ноуэлс — белый, как и большинство членов городского совета.

Легко обвинять во всем президента Обаму, назвав его «худшим президентом» (чем и занимается сейчас российская пресса), но как быть с историей расовых беспорядков, случившихся задолго до Обамы? Вот лишь некоторые примеры. В ходе «лос-анджелесского бунта» 1992 года погибли 53 человека, сожжено 1100 домов. Ущерб составил более 1 миллиарда долларов. Взбунтовавшиеся городские кварталы «зачищали» морская пехота, полицейский спецназ и Национальная гвардия. А причиной беспорядков стало оправдание судом присяжных троих полицейских, обвинявшихся в избиении 27-летнего чернокожего Родни Кинга, ранее досрочно освобожденного из тюрьмы, который оказал сопротивление при задержании. Была и вторая причина погромов, о которой мало кто помнит. Афроамериканцев возмутило, что в те же дни суд дал всего 5 лет условного срока американке корейского происхождения Сун Я Ду, застрелившей в собственном магазине при попытке ограбления 15-летнюю афроамериканку Латашу Харлинс. Лос-анджелесские погромы были направлены не только против белого населения, но и против корейской общины. Любопытно, что Родни Кинг впоследствии отсудил у властей штата 3,8 миллиона долларов. Ему помогли многочисленные правозащитные организации и либеральные СМИ, обвинившие во всем полицию. Несколько лет назад Кинг утонул в бассейне собственного домика в Риалто, штат Калифорния.

В прошлом году суд присяжных во Флориде оправдал общественного дружинника Джорджа Циммермана, застрелившего 17-летнего Трейвона Мартина. Присяжные сочли, как и в случае полицейского Уилсона в Фергюсоне, что имела место самооборона. Кстати, об Обаме и американском суде. Несмотря на то что президент говорил о гибели Трейвона Мартина с сочувствием и даже сказал, что убитый подросток «мог бы быть его сыном», — суд оправдал Циммермана.

«Худший», по мнению медиагруппы «Россия сегодня», американский президент навлек на себя критику политических оппонентов — республиканцев, когда распорядился тратить миллиарды долларов из бюджета на развитие системы школьного образования в Америке. А это — шанс для афроамериканских, латиноамериканских, азиатских и прочих детей из малообеспеченных семей получить хорошее образование, а значит, и более реальную возможность осуществить «американскую мечту».

Сейчас протестующие в Фергюсоне и других городах (волнения прошли в 37 штатах из 50) требуют, чтобы Обама приехал на место событий и наказал «виновных». В ответ Обама осудил действия погромщиков, назвав их преступниками. Одновременно первый американский президент-афроамериканец заявил, что понимает, почему многие люди раздосадованы решением присяжных: «Наши законы не всегда исполняются честно и одинаково для всех».

Национальные меньшинства, в первую очередь афроамериканцы и латиноамериканцы, на выборах отдали свои голоса Обаме. Сегодня они требуют от президента, чтобы он активнее защищал их интересы. Обама старается. Не имея поддержки конгресса, он принял в этом месяце исполнительный указ в области иммиграционной политики, разрешающий части нелегалов остаться в стране, «выйти из тени» и, заплатив налоги, претендовать на легальный статус.

В недавнем прошлом Обама часто говорил о неравенстве в Америке и признал, что его не преодолеть. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы предоставить равные возможности как можно большему числу граждан — независимо от расы, пола и веры. Дальнейшее зависит от человека. Пока же в тюрьмах Америки, в очередях за пособиями и продовольственными талонами в процентном отношении афроамериканцев больше, чем белых.

Я множество раз присутствовал на различных акциях протеста, проходивших в Америке. Свидетельствую: пока протест остается мирным, полиция не препятствует и даже помогает гражданам. Это — основа основ, первая поправка к американской конституции, гарантирующая свободу слова и собраний. «Весь арсенал силовых средств» (цитирую А. Лукашевича. — А. П.) применяется только в случае насилия или его реальной угрозы. Погромы в Фергюсоне — именно такой случай. Прежде чем рассказывать зрителям и читателям об «американском Майдане» и «расовой революции, потрясающей Америку», коллеги, «почувствуйте разницу»!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow