СюжетыЭкономика

Китайский Тупик

Последствия строительства Амазарского ЦЗ так и не получили объективной оценки, а теперь под угрозой находятся природа и население Тунгиро-Олекминского района Забайкальского края

Последствия строительства Амазарского ЦЗ так и не получили объективной оценки, а теперь под угрозой находятся природа и население Тунгиро-Олекминского района Забайкальского края

Жители поселка Тупик, столицы Тунгиро-Олекминского района Забайкальского края, просят власти не отдавать под китайское целлюлозное производство 15—20 тысяч квадратных километров тайги-кормилицы… Половина района сдается для тотальной переработки тайги на щепу, столь необходимую Амазарскому целлюлозному заводу и создаваемую в соседнем Могочинском районе китайской компанией ЦПК «Полярная», она же «Син Бан». О фальсификации общественных слушаний по проекту комбината, а затем о попытке ЦПК «Полярная» объявить «иностранными агентами» экспертов, помогающих новому руководству района оценить пользу и вред комбината, «Новая газета» писала в прошлом году.

«Таежный путь» в Тупике

В район ведет одна-единственная дорога, кончающаяся поселком Тупик. Основные проблемы эвенков Тунгиро-Олекминского района — это трудности в получении образования и трудоустройства, отсутствие перспектив развития традиционного сельского хозяйства. Из 1,5 тысячи жителей района официально трудоустроены менее 100 человек, еще 200 — охотники-промысловики из общины «Таежный путь». Эвенки продолжают заниматься традиционной охотой, но фактически перестали разводить оленей. Сейчас в районе насчитывается только одно стадо, в котором всего 40 голов.

Еще в ноябре 2013 года управление лесами края оповестило район о передаче в аренду китайским компаниям примерно половины площади района — наиболее ценных, нетронутых лесов. По мнению заведующей лабораторией экологической экономики доктора экономических наук Ирины Петровны Глазыриной, предоставление участков в аренду под рубку на землях традиционного природопользования прямо противоречит законодательству РФ. Кроме того, инициаторы проекта Амазарского ЦЗ с самого начала заявляли, что сырьем для него будут служить лесные отходы и низкотоварный лес, которого достаточно в Забайкальском крае. Леса Тунгиро-Олекминского района в меньшей степени были затронуты пожарами и поэтому выполняют важнейшие экологические и водорегулирующие функции, которые уже в значительной степени утратили другие леса. Передавать их в аренду под рубки, по меньшей мере, недальновидно.

Россия только что участвовала в конференции ООН по коренным народам в Нью-Йорке, где все страны подтвердили незыблемый принцип «получения добровольного, заблаговременного согласия на промышленную деятельность на территориях общин коренных народов». Правда, власти на ту конференцию не пустили полдюжины российских и крымско-татарских активистов КМНС, блокировав им выезд из страны. Но эвенки Тупика, по крайней мере, пока, — народ тишайший и послушный, и целиком зависимый от властей. Перед лицом полной утраты средств к существованию общины в своем обращении они требуют у губернатора Ильковского и председателя Законодательного собрания Ждановой всего-навсего прислать комиссию, чтобы оценить масштаб воздействия намечаемой лесохозяйственной вакханалии на экологический баланс и условия выживания населения. В сообщении сказано: с вырубкой леса люди лишатся «природных ресурсов, исчезнут промысловые животные, рыбные ресурсы, дикоросы»…

Симптоматично, что, получив обращение, никто из правительства края не приехал на празднование 100-летнего юбилея села Тупик в начале ноября. Правда, губернатор как раз к столетию поручил подключить район к электросетям, но, возможно, это просто необходимый элемент предпродажной подготовки. На празднике были лишь руководители соседнего Могочинского района, которых с соседями связывает дружба, общая дорога в Тупик, а теперь еще и общая проблема выживания перед лицом колонизации…

Раковые клетки Амазара

В аренде у китайских лесозаготовителей уже находится около 40% территории Могочинского района, сроком на 49 лет. Хотя исторически леса арендовали, имея в виду как бы обеспечение целлюлозного завода, реальный же смысл был… в вывозе деловой древесины в Китай. При прошлом губернаторе здесь даже «пробили» пограничный переход Покровка—Лоугухэ, единственное назначение которого — обеспечение не поддающегося учету вывоза кругляка. Переход с большим скандалом закрыли после 10 лет бесконтрольной эксплуатации в 2008 году, что вызывало недоумение и неудовольствие китайских соседей, которые только что ввели на своей стороне полный запрет на рубки леса и остро нуждаются в сырье для остановленных лесообрабатывающих производств.

Вскоре был реанимирован процесс создания Амазарского целлюлозного завода, соглашение о котором было подписано еще в 2003 году и считалось просто фиговым листком, прикрывавшим лесной грабеж.

Проект крайне вредного производства, размещенного на важнейшем для района притоке Амура, реке Амазар, был разобран проектантами на отдельные составляющие: сам завод, плотину с водохранилищем, поселок на 2000 приезжих работников и проекты освоения лесов в 3-4 районах. Эти проекты не проходили экологической экспертизы и не получили одобрения на общественных слушаниях. Впрочем, «положительные результаты» слушаний по самому заводу были сфальсифицированы руководством района и проектировщиками в 2013 году, а многократные требования рассмотреть весь комплекс последствий создания данного производства по сию пору игнорируются заказчиком при попустительстве властей.

За 10 лет проектирования и строительства комплекса ЦПК «Полярная» население и китайские хозяева предприятия полностью утратили иллюзии относительно друг друга и возможностей мирного сосуществования. При официальном обязательстве о найме хотя бы половины местной рабочей силы на всех работах по созданию Амазарского комбината сегодня занято 50 россиян и более 250 китайцев. Большинство работяг, все же взятых на работу, увольняется в течение первого полугода из-за крайне недоброжелательного отношения работодателя и очевидного отсутствия всяких перспектив улучшения зарплат и условий труда. Совершенно очевидно, что местное население совершенно не нужно, и даже мешает китайским хозяевам, как оно равно не нужно и приносит лишние хлопоты и траты краевым и федеральным властям, а в случае с Тунгиро-Олекминским районом — эвенки, прямо сказать, мешают приоритетному международному проекту экономического развития.

Гарант социальной стабильности

В июле, после полутора лет борьбы, от должности в судебном порядке отстранили наконец главу поселка Амазар Александра Селезнева, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Кроме уже документального подтвержденного присвоения казенных средств, выявленного контрольно-счетной комиссией, в народе считается, что «китайцы» строили ему дом. В фольклор вошла история про то, как Александр Лукьянович продавал жителям поселка горбыль, отданный китайцами безвозмездно, «для нуждающихся».

Избранный недавно глава Могочинского района, ранее правозащитник и известный блогер, Дмитрий Плюхин решил с помощью контрольно-счетной комиссии Могочинского района оценить: перекрывает ли польза Амазару от китайских инвестиций вред от деятельности по созданию завода? По его запросу ЦПК «Полярная» заявила о расходовании 25 миллионов рублей в рамках социально-экономического партнерства за 2011 и 2012 годы. Здесь и ремонт школы, и ремонт крыши здания, и ремонт дорог: удалось найти следы только 5 миллионов китайских рублей, вложенных в поселок, а куда поселковая и районная власть потратила все остальное — доискаться не смогли.

Беда в том, что установление «особых отношений» новой районной власти с ЦПК «Полярная» при всей взаимной нелюбви — только вопрос времени. И дело вовсе не в коррупции, а в том, что богатейший район обобран до нитки российской системой распределения доходов, и за каждой малой нуждой в федеральные и краевые инстанции не находишься. Соответственно, необходимы «спонсоры», которые починят крышу детского сада, субсидируют спортивный праздник, обеспечат бесперебойное отопление социальных объектов и тому подобное. «Китайцы» — самые идеальные спонсоры, поскольку у них всегда в оперативном доступе есть небольшие деньги на помощь аборигенному руководству, и они стараются помогать всегда. По мере того, как «проседают» под гнетом экономических невзгод золотые рудники и остальные флагманы районной экономики, ЦПК «Полярная», застрахованная от всеобщего краха китайскими субсидиями, становится все более важным гарантом выживания социальной сферы района.

Налоговые льготы — флагману экономики

Краевая власть во главе с недавно пришедшим из Якутии Константином Ильковским находится в схожем положении. Предшественник оставил Ильковскому разваливающийся гнилой муляж потемкинской деревни, а спад мирового спроса на ресурсы вкупе с пертурбациями российской экономики вызвал эффект домино в забайкальской промышленности. По краю прошла волна отказа или банкротств горнорудных производств: в лучших случаях их уступали за бесценок китайским инвесторам, а в худших — они просто сворачивались. Флагман отечественного уранового производства — Приаргунский горно-химический комбинат — уволил половину работников и свернул часть производства. И это не конец.

Лесной сектор Забайкалья, по данным экономиста Глазыриной, также в коме. Специалист говорит о том, что для рационального использования местных богатств необходимо создание современных лесоперерабатывающих производств. Более перспективным экономисты считают производство топливных продуктов на основе древесного сырья и развитие лесохимии. Для этого не нужны гигантские заводы, однако необходимы «соответствующие условия и мотивации».

Как бы с этой целью Константин Ильковский и предложил Заксобранию региона законопроект, предусматривающий снижение налогов на приобретённое в ходе реализации инвестпроектов имущество вдвое. Единственный проект, который подпадает под действие этого закона, — проект по созданию целлюлозно-промышленного комбината «Полярная». Недополученные доходы краевого бюджета в связи с предоставлением льготы составят 167,7 миллиона рублей.

Лесной Шантаж и Дорога Смерти

Из всех планируемых «метастаз» целлюлозного завода самая важная — пограничный переход. Правительству провинции Хейлунцзян необходим не столько завод, сколько прямой переход в Забайкальский край, чтобы выкачивать оттуда природные ресурсы напрямую без посредников. В январе 2014 года переход попытались «временно открыть» под предлогом ввоза «крупного оборудования», но после того, как журналисты продемонстрировали, что местные дороги годны только для вывоза круглого леса, а никак не для ввоза сложных негабаритных технологических узлов, — вопрос был замят.

Недавно китайские лесозаготовители сами отказались от полумиллиона гектаров, арендованных для рубок леса вокруг строящегося Амазарского целлюлозного завода в Могочинском районе. Формально арендаторы ссылаются на необходимость ежегодных миллионных арендных платежей и отсутствие возможности сбывать древесину, так как завод еще строится и не заработает до 2017 года, а расценки РЖД и пошлины делают вывоз древесины в Китай бессмысленным. Кроме того, государству пытаются вернуть самые покалеченные пожарами леса, где реальный запас древесины в разы меньше, чем официальные цифры лесоустройства, на основе которых исчисляется арендная плата.

Забайкальский краевед Олег Корсун выразил опасение, что на самом деле это временный отказ, чтобы не платить арендную плату до начала открытия Амазарского целлюлозного завода. И это в случае, если он вообще заработает, ведь не исключено, что отказ от аренды — это попытка надавить на российские власти, чтобы продавить открытие перехода для вывоза древесины как таковой. Именитый краевед как в воду глядел: в начале ноября 2014 года Константин Ильковский и глава китайской провинции Хейлунцзян «снова обсудили» открытие пункта пропуска Покровка—Лоугухэ и строительство там моста через Амур, ну а чтобы российский партнер лучше «вошел в положение» — превентивно была продемонстрирована готовность отказа от лесных аренд.

Перспективы развития

Итак, ЦПК «Полярная» «задает планку» отношений между Забайкальским краем, местным населением и китайским инвестором для всех будущих проектов.

Сопровождавший в Китае губернатора министр природных ресурсов и промышленной политики Забайкалья Олег Поляков, вернувшись на родину, дал «Забмедиа» пространное интервью про светлое будущее. В нем министр говорит, что китайцы готовы взять около миллиона гектаров сельхозземель и вместе с нами «бороться за экологически чистый продукт». Китайская сторона, по словам Полякова, уже проектирует строительство китайского завода углехимии на борту Уртуйского разреза, а для инвесторов, которые будут работать вдоль границы с Китаем и осуществлять геологоразведку, поиск, оценку, добычу, переработку, — предусмотрены особый режим землепользования и установление льготных ставок арендной платы.

Про Амазарский проект министр тоже не забыл: мол, не конец света, подождем, пока арендаторы заготовят всю древесину, и потом заново учредим там природные заказники.

Таким образом, в условиях санкций и зашкаливающей инфляции никаких иных перспектив, кроме как с восторгом отдаться Китаю, — у Забайкальского края не просматривается.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow