СюжетыОбщество

«Интеллектуал» проиграл, но не сдался

В споре представителя школы-интерната для одаренных детей с Департаментом образования Москвы суд взял сторону чиновников

Этот материал вышел в номере № 137 от 5 декабря 2014
Читать
В споре представителя школы-интерната для одаренных детей с Департаментом образования Москвы суд взял сторону чиновников

25 сентября глава Департамента подписал приказ о реорганизации школы-интерната «Интеллектуал» путем слияния с гимназией №1588, что вызвало бурные протесты родителей и педагогического коллектива школы и привлекло внимание общественности к проблеме слияния школ. После одиночных пикетов и митингов «Интеллектуал» перевел спор в юридическую плоскость: представитель «Интеллектуала», учитель математики, отец ученика школы и член профсоюза «Учитель» Дмитрий Шноль обратился в суд. Он утверждает, что приказ был подписан с нарушением регламента подобных процедур – без одобрения управляющего совета школы, без заседания комиссии, которая должна оценить последствия слияния.

Первое заседание завершилось быстро: ответчики ходатайствовали о переносе заседания в связи с тем, что им необходимо было ознакомиться с новыми документами, представленными истцом. В этот раз, 28 ноября, заседание продлилось дольше. На заседании ответчики представили одностраничный документ – «Решение комиссии по оценке последствий реорганизации школы-интерната «Интеллектуал»». Ответчик – представитель Департамента – на неоднократно повторенный представителями истца вопрос о том, чем он может подтвердить тот факт, что комиссия действительно заседала до 25 сентября, ответил, что он «уполномоченно заявляет, что эта комиссия собиралась до 25 сентября». После чего суд быстро присудил победу Департаменту.

После заседания мы поговорили с Дмитрием Шнолем, истцом.

Каковы ваши впечатления от суда?

— Решение было ожидаемым, мы ничего другого на первом процессе и не надеялись получить. Мы начинали этот процесс как пробный, чтобы получить с ответчиков хоть какие-нибудь документы, потому что до начала процесса у нас не было ничего, кроме приказа о реорганизации. Но то, что представитель ответчика представил на судебном заседании как «протокол заседания комиссии по оценке последствий реорганизации школы-интерната «Интеллектуал»», даже у нас, видавших многое, вызвало крайнее удивление. Этот «протокол» представляет собой 1 (один!) листок А4. Из этого листка мы узнали, что в неизвестный день, неизвестные люди, не оставившие своих подписей, но в количестве 34 человека, рассмотрев неизвестно какие документы и неизвестно на каком основании, приняли решение о том, что реорганизация нашей школы пойдет ей только на пользу.

Такого уровня управленческой и юридической безграмотности мы все-таки не ожидали! На наши неоднократные вопросы, точно ли представитель ответчика представил все документы комиссии, он «ответственно заявил», что никаких других документов, кроме этого листочка А4 нет. Хочу отметить, что такой правовой нигилизм - это особенное завоевание именно московских образовательных властей. Мне приходилось читать опубликованные протоколы заседания аналогичных комиссий по оценке последствий реорганизаций сельских школ в пермской области. Это нормальные рабочие многостраничные документы: понятно, кто собирался, какие вопросы обсуждали, какие вопросы вызвали полемику и несогласие, наконец, видно реальное голосование: из 7 членов комиссии 5 за, один против, один воздержался. Но московский департамент образования такими «глупостями» не занимается. Все 34 члена комиссии «голосуют» за.

Документ, на основании которого было вынесено решение, ответчик представил прямо на заседании?

— Да, хотя по Положению, регламентирующему работу Комиссии, ее решение должно быть прислано в школу через 15 дней после его утверждения, в нашем случае – еще в 10-х числах октября мы должны были получить этот документ, если комиссия действительно собиралась и рассматривала наш вопрос. На прошлом судебном заседании у нас была аналогичная ситуация: мы успели подготовить уточненную жалобу лишь к началу судебного заседания, потому что получили нужные документы только накануне. Ответчики попросили отложить заседание, и это ходатайство было судьей тут же удовлетворено. На втором заседании была зеркальная ситуация: ответчики предоставили большую папку бумаг, но наше ходатайство о переносе заседания удовлетворено не было.

Какие ваши дальнейшие планы?

— Будем подавать апелляцию, будем подавать другие иски, будем оспаривать всеми возможными способами нелигитимность приказа о реорганизации. Но главное – будем дальше работать, потому что учить детей – это удовольствие, а заниматься судебными и иными тяжбами – это вынужденная в наших обстоятельствах, но крайне неприятная обязанность.

Между тем «Интеллектуал» старается жить прежней жизнью, и педагоги делают все возможное, чтобы сохранить тот дух, которым славилась школа: 1 декабря вечером здесь состоялся традиционный поэтический вечер, на котором учителя и ученики читали свои стихи и пели под гитару. Очень хочется надеяться, что и в начале следующей зимы состоится такой же вечер.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow