Сюжеты

Львиная доля «Совкомфлота»

Дочерним структурам компании Сергея Франка удалось закрепить право собственности на объекты недвижимости нового пассажирского порта Сочи, строительство которого в рамках подготовки к Олимпиаде было более чем на 85% профинансированного за счет государства.

Фото: «Новая газета»

Экономика

Дочерним структурам компании Сергея Франка удалось закрепить право собственности на объекты недвижимости нового пассажирского порта Сочи, строительство которого в рамках подготовки к Олимпиаде было более чем на 85% профинансированного за счет государства.

Морвокзал Сочи. Фото РИА Новости

Как стало известно «Новой газете», 12 декабря этого года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировало права ОАО «Сочинский морской торговый порт» (дочерняя структура ОАО «Новошип», принадлежащего «Совкомфлоту») на 8517,2 кв. м площади здания морского вокзала Сочи, а также 35 860 прилегающих к нему парковок, площадок накопления и хранения автотранспорта и внутрипортовых автодорог. В собственности Российской Федерации остались 7657,9 кв. м площадей морвокзала — это помещения пункта пропуска пассажиров и бокс углубленного досмотра и 1840 кв. м прилегающей территории, включающей парковку и площадку хранения задержанных автомобилей (документы, подтверждающие правоту наших источников, есть в распоряжении редакции).

Ранее, в феврале 2014 года, права собственности на весь комплекс объектов нового пассажирского порта были зарегистрированы за Российской Федерацией. Однако «Совкомфлот» при посредничестве министра транспорта Максима Соколова обратился напрямую к вице-премьеру правительства Дмитрию Козаку, указав, что компания выступила соинвестором проекта и должна была получить долю собственности объекта инвестирования. В октябре Дмитрий Козак дал указание урегулировать проблему в досудебном порядке. Это решение, судя по всему, полностью отвечало интересам «Совкомфлота», поскольку судебные разбирательства могли бы привлечь лишнее внимание и вызвать вопросы, ответить на которые компании было бы затруднительно.

Формально проект строительства в морском порту Сочи здания морского вокзала и прилегающей инфраструктуры, предусмотренного пунктом 55 программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (утверждена постановлением Правительства РФ  № 991 от 29 декабря 2007 г.), был реализован на основе государственно-частного партнерства. В январе 2012 года ФГУП «Росморпорт» и ОАО «Морской порт Сочи» заключили предварительный договор о порядке софинансирования строительства, который предусматривал распределение долей в объекте инвестирования пропорционально объемам участия в проекте каждой из сторон. ОАО «Морской порт Сочи» планировало вложить 592 млн рублей и получить 5938 квадратных метров площади будущего вокзала. Однако уже в инвестиционном договоре от 22 августа 2012 г. № 564/ДО-12 и во всех последующих протоколах и соглашениях, соотношение объемов финансирования объекта и передаваемых в собственность сторон площадей начало меняться в пользу дочки «Совкомфлота».

В итоге инвестиции ОАО «Морской порт Сочи» сократились до 395,5 млн рублей. Капитальные вложения ФГУП «Росморпорт», который выступал застройщиком и осуществлял ввод объекта в эксплуатацию, составили 441 млн рублей, выделенных из федерального бюджета. Кроме того, строительство искусственного земельного участка под размещение объектов пассажирского порта обошлось российской казне еще в 2,51 млрд рублей. Таким образом, общие затраты превысили 3,3 млрд рублей, из которых свыше 85% составили бюджетные ассигнования. По логике, доля ОАО «Морской порт Сочи» в построенном объекте должна была сократиться адекватно реальному финансовому участию в проекте. Но получилось все ровно наоборот.

В итоговом протоколе о реализации инвестиционного проекта, подписанном, кстати, только 26 ноября этого года — спустя 10 месяцев после ввода объекта в эксплуатацию, — вообще не были учтены затраты на создание намывных территорий. Это, как утверждают источники «Новой газеты», вызвало вполне закономерные вопросы со стороны аудиторов Счетной палаты, впрочем, традиционно оставленные без ответа.

Государство все равно могло претендовать на более чем 50% собственности в возведенных объектах. Но, согласно протоколу, в собственность РФ передавалось около 47% площади здания и примерно 14% автомобильных парковок, площадок и дорог. Такие же параметры содержались в докладной записке на имя Дмитрия Козака, причем вопрос об учете затрат на строительство намывных территорий в этом документе также не поднимался, хотя о сомнениях Счетной палаты на тот момент уже было известно. Не исключено, что «Росморпорт» не слишком торопился с подписанием протокола из-за нежелания брать на себя ответственность за спорное решение, почему «Совкомфлоту» и пришлось решать вопрос через вице-премьера.

В результате коммерческая структура (пусть даже с государственным участием) получила долю в объекте, оплаченную 2,5 млрд рублей бюджетных инвестиций. Причем если в собственность РФ отошли в основном помещения, необходимые для обеспечения работы пункта пропуска и административных служб, то ОАО «Морской порт Сочи» получило площади, предназначенные в том числе для коммерческого использования. Кстати, ранее это ОАО уже получило в долгосрочную аренду оставшиеся в государственной собственности помещения старого морского вокзала, тут же сдав их в субаренду компании «Боско» под размещение торговых объектов по ставке в три-четыре раза выше. При таком подходе инфраструктурные проекты рискуют навсегда остаться убыточными для государства.

Сергей БОРИСОВ

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera