Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 137 от 5 декабря 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Культурные события следующей недели

Призрачная угроза

Проект Dale Cooper Quartet & The Dictaphones начинался в 2002 году как чистый оммаж музыке Анджело Бадаламенти, бессменному сочинителю саундтреков к фильмам Дэвида Линча, и немецким классикам гипнотического саспенса Bohren Und Der Club Of Gore, переводящим на джазовый язык дум-металлическую чувственность.

По счастью, не скрывая источников вдохновения, выходцы из дождливой Бретани оказались поразительно самобытны. Тревожный минимализм первого альбома Parole De Navarre (2006) перевел вопрос, кто убил Лору Палмер, прямо-таки в онтологическую плоскость, а сама пластинка стала событием в кругах любителей инструментальной меланхолии. Аранжировки Metamanoir (2011) стали прихотливее, влияние кул-джаза — очевиднее, и удивительно уместно зазвучал голос Гэль Керриен, которая вместе с группой отыграет в пятницу вечером в клубе «Театръ», представляя прошлогодний альбом Quatorze Pièces De Menace, самое призрачное творение группы на данный момент: из полуимпровизационного союза электроники, двух гитар, саксофона и вокала возникают пугающе прекрасные саундскейпы.

Ул. Старая Басманная, 20, стр.1. Начало в 19.00.

 

Главная функция культуры

Выставка «Непревзойденный Веджвуд» в Музее декоративно-прикладного искусства, как оказалось, предлагает не только около 500 предметов производства легендарной английской фирмы Wedgwood, ювелирных изделий, образцов мебели, костюмы, живопись и графику XVIII–XIX веков, но также серию бесплатных лекций под общим названием «Альтернативная Англия».

11 декабря Ольга Вайнштейн, историк и автор блестящей монографии «Денди: мода, литература, стиль жизни» собирается рассказать об эстетических принципах английской культуры на примере переломной эпохи второй половины XVIII — начала XIX века. Название ее лекции «Сладость и свет» повторяет одно из определений эстетического наслаждения, которое, по выражению поэта, критика и острослова Мэтью Арнольда, является, вообще говоря, главной функции культуры.

Ул. Делегатская, 2. Начало в 18.00.

 

Английский завтрак с рязанским акцентом

В середине XVIII века британский посол в Италии лорд Уильям Гамильтон привез на родину большую коллекцию греческой керамики и других античных древностей, которая, как впоследствии оказалось, колоссальным образом повлияла на вкусы англичан по части посуды. А те, как известно, были законодателями мод для всего мира, не исключая России.

Интерес к феномену английского вкуса и комфорта в России на рубеже XVIII—XIX веков был огромен. «Англомания» проявлялась практически во всех сферах русской культуры и быта, в частности, в форме подачи завтрака и чаепития. Последней и посвящена выставка «Английский завтрак в России. Конец XVIIIXIX век», открывшаяся сегодня в Историческом музее.

Императорские сервизы, молочная утварь производства все того же Веджвуда, образцы русской и английской керамики, в том числе тарелки с печатным декором, посуда с эмблемой Московского Английского клуба, фигурные кувшины «Тоби» и многое другое, — составляют основу экспозиции, которая дополнена печатной графикой и живописью.

Красная пл., 1. До 3 марта 2015 года.

 

Фигура третья, разлучная

11 декабря в российский прокат выходит заключительная глава кинотрилогии режиссера Питера Джексона про похождения одного хоббита. «Хоббит: Битва пяти воинств» — эпический во всех смыслах, включая занудство и пафос, конец приключений Бильбо Бэггинса в исполнении Мартина Фримена, Торина Дубощита (Ричард Армитидж) и компании гномов Эребора. Последние вернули себе сокровища Одинокой горы ценой Города-на-Озере, который дракон Смауг таки спалил, но сам после занемог. Торин, как маньяк, спускает дружбу и честь ради камня Аркенстон. А тут еще темный лорд Саурон вернулся в Средиземье с бандформированиями орков…

Растянув скромную по объему книжку на 9 с лишним киночасов, Джексон в «Хоббите» заполняет неизбежные пустоты и длинноты сценария терабайтами спецэффектов, отчего первые две части смотрелись неплохо, но оставляли неприятное ощущение впустую потраченного времени. Третья вряд ли будет чем-то отличаться. Хорошо, что больше ему Толкиена не ставить — суд запретил.

 

Это вам не баловство

Творческий вечер Валентина Гафта и Владимира Андреева, чьи имена знакомы и любимы не одним поколением зрителей, — это программа признанных мастеров, в которой прозвучат новые стихи и эпиграммы, истории о жизни, театре и кино.

Все это так, кроме того, что будет совсем иначе. Хотя бы потому, что Гафт, чей голос и экспрессию невозможно спутать ни с чьими другими, считает, что его стихи никто лучше Андреева не читает. И в это легко верится, потому что это Андреев как-то сказал: «Иногда полезно быть легкомысленным и худший враг — это ложная значительность», а стихи Гафта, стоит напомнить, зачастую острые, а порой ядовитые эпиграммы, хлесткие и афористичные. Впрочем, прозвучат не только они — будут проза, воспоминания, импровизации. Да просто любимые артисты — разве мало? Вечер «Это вам не баловство...» состоится в Театре Ермоловой 6 декабря.

Ул. Тверская, 5/6. Начало в 20.00.

 

Игра в кубики

Участник и основатель арт-группы Pprofessors, известный своими «Красными человечками» художник Андрей Люблинский создал очередной необычный конструктор: из кубиков он собрал зооморфных и вполне узнаваемых персонажей — крокодила, зайца, медведя, слона и других — и выставил их в галерее «11.12» на Винзаводе».

Такой вот наивный кубизм, не усложняющий, в отличие от Пикассо и Брака, а упрощающий художественную форму, и название получил соответствующее — «Кубизм плюс круглизм».

Вторая его часть отсылает к логическому продолжению, когда персонажи те же, но форма исходного модуля трансформировалась, вследствие чего изменились пластические характеристики объектов. Такая система отсылает к массе всякой всячины: к русскому авангарду, к цифровой визуальности 8-битных компьютерных игр, собственно к идеям арт-конструирования и дизайна, — да и просто забавно смотрится.

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. До 14 декабря.

 

Punk Not Dead

В пятницу, субботу и восресенье в Центре документального кино будет рулить дух панк-рока. Кинофестиваль «Панк вокруг Света» — это развернутый рассказ про панк-культуру от Африки до Сибири, от Китая до Пакистана, о различных ее аспектах — социальных, политических, собственно культурных.

Большинство заявленных в программе картин — участники и призеры заметных международных кинофестивалей. Например, за штатовской A Band Called Death — приз зрительских симпатий фестиваля SXSW. Это фильм о трех чернокожих братьях-детройтцах: они играли фанк, но, услышав Элиса Купера и The Who, резко изменили звук, при жизни выпустили всего один не замеченный никем сингл, но впоследствии стали одной из самых обсуждаемых протопанк-групп.

Whisper & Shout, прошедший фестивали в Берлине и Лейпциге, рассказывает о важнейших представителях музыкальной сцены Восточной Германии конца 1980-х, от таких широко известных групп, вроде Silly до глухо андеграундных, как Feeling B. Но главной картиной фестиваля в ЦДК называют работу Владимира Козлова «Следы на снегу», о первом советском панк-кластере в Сибири и его участниках — «Гражданской обороне», Янке, группах «Инструкция по выживанию», «Кооператив Ништяк», «Путти», «Бомж» и многих других. В рамках фестиваля состоится также несколько лекций.

Зубовский б-р, 2.

 

Пустота и кабаре

Центр им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ) представляет сразу две премьеры, обкатав обе на предпоказах на прошлой неделе. Пьеса «Пустота» («Добби Бобби») Максима Черныша — финалист-победитель фестиваля «Любимовка 2013» и драматургический рентген современного российского безумия.

Ее герои — «успешные» москвичи, которые с трагикомичными потугами живут на разных социальных уровнях и пытаются найти точку опоры, определить цели, ради которых стоило бы жить. В спектакль 8 декабря пьесу превратила режиссер Лера Суркова, известная своими постановками в Театре.doc, и художница Катя Джагарова, сотрудничавшая с Театром наций, Театром.doc и «Практикой».

Вторая премьера — «Кабаре Гланаз». Но это не спектакль в привычном смысле слова, а скорее представление о смешном в кабарешном, как и заявлено, духе, создатели которого в свое время благоговейно смотрели скетчи «Монти-Пайтонов». Получился не то театральный сюр, не то веселое дуракаваляние на четвертом этаже ЦИМа, в кафе О.Г.И., которое начнется 12 декабря и далее будет проходит каждую пятницу, по форме отдаленно напоминая легендарный «Кабачок «Тринадцать стульев»: герои одни и те же — полюбившиеся, а вот приключения — каждый раз новые.

Ул. Новослободская, 23. Начало в 19.30 и в 21.00 соответственно.

 

Трое в клубе, не считая…

Главклуб на предстоящей неделе, начиная с сегодня, и впрямь решил стать главным в столице, принимая сразу несколько знаковых артистов. В пятницу вечером, а точнее даже ночью — в 23.59 — на сцену клуба высадится десант UNKLE Sounds — четвертая по счету инкарнация постепенно обрастающего легендами электронного проекта Джеймса Лавелля UNKLE, в котором в разное время отмечались люди калибра Тома Йорка, Massive Attack, Оззи Осборна и Beastie Boys.

Затем, 7 декабря, клуб озарит хасидское регги от Matisyahu. Впрочем, не так давно самый популярный в мире еврей, исповедовавший хасидизм, шокировал публику, сбрив знаменитые бороду и пейсы и объяснив это тем, что больше не хочет ярлыков, которые ограничивают его как личность. И эволюционировал не только внешне, но и внутренне: теперь в его творчестве найдется все — протяжный задушевный вокал, безупречный битбокс, скороговорки, энергичные ритмы и raggamuffin.

Наконец, 11 декабря на сцене Главклуба — великая немецкая группа Einstürzende Neubauten, которая имела массу возможностей и формальных поводов прекратить существование или уйти в бессрочный отпуск, но, к счастью, только изменила принципам так называемой «шоковой терапии», отказалась от исключительно индустриального звучания и раскрылась как банда выдающихся мелодистов. Группа представит новый — первый за семь лет и концептуальный — альбом Lament, вышедший на начале ноября.

Ул. Орджоникидзе, 11. Начало концертов в 20.00.

 

Культуру — детям

11 декабря на сцене Театра имени Вахтангова состоится концерт-презентация благотворительного фонда «Культура — детям», возглавляемого знаменитой российской балериной Илзе Лиепа, с участием Инны Чуриковой, Евгения Миронова, Игоря Костолевского, Валерия Баринова, Андриса Лиепы и пианиста Юрия Розума.

В программе концерта — театр, балет, танец, классическая, народная и популярная музыка, но в не совсем ожидаемом виде. К примеру, Евгений Миронов будет танцевать вместе с детьми из балетной студии «Шене», а сама Илзе Лиепа представит премьеру грузинского танца из мюзикла «Кето и Коте».

В фойе театра будет работать благотворительный рождественский базар. Среди специально приглашенных гостей будут дети из подшефных фонду Илзе Лиепа детских домов и приютов Москвы и Подмосковья, а средства, собранные в ходе концерта, пойдут на организацию других культурных программ для них.

Арбат, 26. Начало в 19.00.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera