КолонкаПолитика

А Патрики мы оставим Воланду

Театр.doc выселен из подвала в Трехпрудном

Этот материал вышел в номере № 138 от 8 декабря 2014
Читать
Вы-се-ли-ли. Вы-се-ли-ли все-таки: 3 декабря подвал Театра.doc в Трехпрудном переулке безвозвратно закрыт. Как театру и было обещано еще в октябре. Причина уважительная: незаконная перепланировка одного окна. И сделана-то она была театром по просьбе городской пожарной инспекции…
ТАСС
ТАСС

Вы-се-ли-ли. Вы-се-ли-ли все-таки: 3 декабря подвал Театра.docв Трехпрудном переулке безвозвратно закрыт. Как театру и было обещано еще в октябре. Причина уважительная: незаконная перепланировка одного окна. И сделана-то она была театром по просьбе городской пожарной инспекции…

Мэру Москвы Сергею Собянину в защиту Театра.doc писали: драматург Том Стоппард, четыре с половиной тысячи зарубежных деятелей культуры (первым подпись поставил знаменитый британский драматург Марк Равенхилл), Георгий Тараторкин, Константин Райкин, Олег Меньшиков, шесть с половиной тысяч актеров, режиссеров, зрителей России, драматурги Николай Коляда, Евгений Гришковец, Александр Гельман, критик Евгений Сидоров — в прошлом ректор Литературного института и министр культуры РФ.

Общая идея писем: «У «Дока» крошечный зал, но там происходят великие вещи, которые оказывают влияние на весь мир». Просьба: оставить театр в родном облупленном подвале площадью 172 кв. м. Продлить договор аренды и разрешить устранить «беззаконие» своими руками. Теми же, которыми этот подвал отмывали.

Все вышеназванные люди — и Стоппард, и Гельман, и Райкин — получили единый типовой ответ за подписью одного из замов по департаменту имущества.

Суть ответа простая: отказать. Договор расторгнут.

Сюжет не окончен: драматург Елена Гремина, худрук Театра.doc (совместно с драматургом и режиссером Михаилом Угаровым), ходит с доковцами по Москве, ищет новое помещение. Рассматриваются и заброшенные заводские цеха, и полуруины московских дворцов, и подвалы с добротными пожарными выходами.

К счастью: закрыть Театр.doc невозможно. Он независимый. Никогда не имел казенного финансирования — но и чуткому руководству учредителя не подлежал.

По этой же причине, увы, ни один из «подзаконных», государственных и городских театров Москвы не имеет юридического права «приютить» «Док» у себя.

…А кстати: за что их теперь так методично прессуют, граждане? Чем они там, в своем подвале в Трехпрудном, занимались 12 лет?

Документальный театр в понимании Греминой, Угарова, Владимира Мирзоева (и он ставит на крошечной сцене в Трехпрудном) и целого племени режиссеров и драматургов, выросших в этих стенах, — это запись рассказов провинциальных врачей 1990-х (спектаклем «Док.тор» дебютировал режиссер Владимир Панков — теперь он ставит для Эдинбургского фестиваля), это устный эпос беременных, заключенных, «офисного планктона», криэйторов ТВ, детдомовцев, мигрантов (спектакль «Акын-опера» был номинантом «Золотой маски») — как о войне молдаван из-за картонной коробки, так и об особенностях перехода российско-казахстанской границы в зимний период, рабочих промышленных «миллионников», белорусских диссидентов под домашним арестом и их охранников… Театр.doc — это кровоточащий спектакль «Сентябрь.doc», сделанный после событий в Беслане по материалам интернет-форумов: они первыми показали, какие пары национальной розни копятся в сознании, в интернет-подполье России.

И еще Театр.doc — это переписка Л.Н. Толстого с П.А. Столыпиным. И «150 причин не защищать Родину»: умнейший, на византийских хрониках построенный, спектакль Елены Греминой о падении Константинополя. И первая пьеса Ивана Вырыпаева «Кислород» (режиссер юного подвального спектакля, Виктор Рыжаков, теперь худрук Центра Мейерхольда). И читки пьес фестиваля молодых драматургов «Любимовка», работа с кинодокументалистами, свои программы молодых аниматоров, фестиваль грузинского театра и кино «Перезагрузка»…

Ну и самые раскаленные их проекты: «Час восемнадцать» — документальный спектакль о гибели Сергея Магнитского, лихой «БерлусПутин»… Такая же часть российского эпоса XXI века, как голоса сельских врачей и памирских разнорабочих.

А именно эпос постсоветской России из вышеназванного тут и складывается.

К февралю Театр.doc планирует найти новую площадку — и давать по премьере в месяц. У них большие планы: от спектакля Владимира Мирзоева о Ниле Сорском и Иосифе Волоцком (и, значит, о двух путях Церкви в России: о тихой праведности нестяжательства и пышном блеске «столпа державы») — до постановки пьесы «Сироты» молодого драматурга Артема Материнского, в миру соцработника, об усыновлении в современной России.

Но пока театр бездомен. По формуле доковцев — «на гастролях в Москве».

Коллективный Мастер выкинут из подвала. Окрестности Патриарших прудов оставили Воланду. Там, где все молчат и отводят глаза, — ему самое раздолье.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow