Сюжеты

Место силы

На III Санкт-Петербургском международном культурном форуме, посвященном 250-летию Эрмитажа, самой активной и дискуссионной оказалась киноплощадка

Фото: «Новая газета»

Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

На III Санкт-Петербургском международном культурном форуме, посвященном 250-летию Эрмитажа, самой активной и дискуссионной оказалась киноплощадка

Кадр из фильма "Снежная королева"

Здесь кинобизнес и киноискусство пытались нащупать общий язык. Получалось не всегда. Зато можно было посетить самую современную в России анимационную студию. Услышать критику в адрес киночиновников. Поучаствовать в битве за создание питерской Синематеки. Отметить 25-летие одного из лучших в Европе киножурналов — «Сеанса». И примерить корону Российской империи.

Среди участников форума Билли Фролик — один из авторов анимационной франшизы «Мадагаскар», собравшей полуторамиллиардный бокс-офис. Наша скромная кинематографическая действительность могла показаться мистеру Фролику экзотическим монтажом аттракционов. Рапорты об успехах на кинорынках… и неуемное желание ввести квоты на показ американского кино. Или как понять, почему в столь развитой «кинодержаве» днем с огнем не сыскать приличного автора сценария? Почему не существует продуманной политики продвижения российского кино? Отчего столь обшарпанно выглядит питерский институт кино и телевидения, где на мастер-классе Фролика яблоку негде было упасть?

На круглом столе, посвященном анимации, Билли Фролик (а с ним и ряд наших соотечественников) узнал, что сегодня именно анимация — драйвер российского кинематографа. Да что там кинематографа, наши мультфильмы — из немногих экспортных товаров, востребованность которых растет в мире с каждым годом.

Фильмы «Снежная королева» и «Снежная королева-2»: права проданы в 70 стран мира. Стартует кинотеатральный прокат в Китае. 1 января 2015-го «…Перезаморозка» одновременно с Россией стартует в Европе, Южной Корее, Израиле, Малайзии, Таиланде, в странах Ближнего Востока. Сериалы «Маша и Медведь» и «Лунтик» — чемпионы YouTube, по востребованности конкурируют с роликами Майкла Джексона. На кинорынках зафиксирован небывалый интерес к новым российским мультфильмам. До сборов «Холодного сердца» ($1 млрд 274 млн) нам еще, как до луны, но ведь и бюджет российского кино сопоставим с бюджетом одного пиксаровского или диснеевского блокбастера.

Дискуссия о российской анимации проходила на только что отстроенной студии «Мельница», поставившей на конвейер успешные бренды: богатырскую одиссею, истории про Ивана-царевича и Серого Волка. Фильмы студии в верхних строчках в бокс-офисах. Правда, качество наших картин отстает не только от пиксаровских, но и от среднеевропейского анимационного кино. Да и экономическая модель, в которой прописана анимация, не слишком способствует ее развитию. Никак не решится вопрос о снижении налогового бремени на анимационные студии. Из лучшего, сделанного на «Мельнице», «Мы не можем жить без космоса». Трагическая комедия оскаровского номинанта Константина Бронзита. К сожалению, в его фильмографии всего один фильм из богатырской эпопеи. С Бронзитом продюсерам работать неудобно. Слишком дотошен, взыскателен, критичен. Конечно, студия — это конвейер, но без художественного качества и сами фильмы, споро текущие с высокотехнологичного конвейера, могут оказаться не очень-то востребованными.

Кадр из фильма "Мы не можем жить без космоса" 

Взаимоотношениям кинематографа и государства был посвящен финальный брифинг киносекции. Продюсер Сергей Сельянов жестко критиковал «принцип возвратности субсидий» Фонда кино, из-за которого на грани банкротства оказалось около 20 продюсерских кинокомпаний. Сельянов считает, что возвращать средства логично с доходной части выделенных средств: «Но если вам дают сто рублей и тут же требуют вернуть сорок, значит, вам и дают не сто, а шестьдесят». Вернуть средства по силам лишь лидерам отрасли, и эта практика, считает Сельянов, приведет к разорению мелких кинокомпаний. Попытку же ввести квоты на показ российского кино в частных кинотеатрах и кинопрокатных сетях Сельянов назвал разбоем, покушением на частную собственность и очередным способом ее отъема.

 

В кинотеатре «Великан» состоялись публичные слушания проекта «Петербургская Синематека», представленного Фондом Александра Сокурова «Пример интонации» и коллективом журнала «Сеанс». Инициативная группа подготовила смету и штатное расписание. Показы, фильмотека и библиотека, выставочное и учебное пространство разместились бы в питерском кинотеатре «Родина». Вопрос с размещением «Синематеки», возможно, решится в ближайшее время. Жаль, на слушаниях не было представителей Минкульта и городского комитета по культуре. Сокуров убеждал тех, кого и убеждать не надо: «Это не наша прихоть и не каприз. Синематека — учреждение, необходимое для жизни общества. Во Франции — несколько поколений режиссеров, воспитанных парижской Синематекой». Сельянов был более категоричен: «Хочется спросить: почему мы говорим об этом только сейчас? Почему в культурной столице не было создано Музея кино или Синематеки?» Трудно спорить: в отсутствие полноценного Музея кино не возникают новые режиссерские генерации. В свое время детьми московского Музея кино были режиссеры, названные «поколением нулевых»: Звягинцев, Хлебников, Попогребский, Прошкин, Хомерики. Без подобных институций не воспитывается и зрительская аудитория, способная воспринимать умное и сложное кино. По мнению Александра Сокурова, не только Питер, но все крупные города России нуждаются в своих Синематеках. Согласна. На слушаниях я даже предложила и в Москве открыть филиал питерской Синематеки. И пригласить на работу энтузиастов, вынужденно уволившихся из московского Музея кино.

Участники форума посетили съемочную площадку засекреченного фильма Алексея Учителя об истории любви балерины Матильды Кшесинской и последнего русского императора Николая II. Говорят, актеры подписали договор о неразглашении хода съемочного процесса. Уникальные декорации расположились в гигантском цехе Северного завода. Здесь, на краю Питера, мы обнаружили фрески Успенского собора, главного храма допетровской эпохи. Вокруг опустошенная социальными катаклизмами зона, давно неработающие разрушающиеся цеха. Внутри — роскошь, золото-парча, мерцающее в дрожащем свечном пламени благолепие. Все вместе — убедительная и страшная иллюстрация исторической катастрофы.

На стенах с помощью специальной технологии воспроизведены фрески в полную величину. Алтарь со всем его убранством можно передвигать для съемки на несколько метров. Здесь же выставлены многосложные костюмы, созданные замечательным художником Надеждой Васильевой и ее сподвижницами. Золотое шитье заказывали в Пакистане, вышивку — в Индии, ювелиры с дотошностью реставраторов воспроизводили символы власти вплоть до сверкающей короны Российской империи. Корону можно было померить. Желающих нашлось немного. Кстати, обидно, если все это великолепие будет растаскано по сериальным съемочным площадкам. Отчего бы будущей Синематеке не открыться столь впечатляющей экспозицией?

Алексей Учитель рассказывает об увлечениях представителей царской семьи. Помимо фотографирования аппаратом марки Kodak, катания на роликовых коньках — страстная любовь к синематографу. Николай приобрел один из первых в стране киноаппаратов. Сам изучил тайны киносъемки. И в последнее тобольское изгнание царская семья взяла с собой кинопроектор и 50 фильмов. Смотрели кино, пока им разрешали, чуть ли не ежедневно.

Об этом увлечении царской семьи можно узнать и из книги, презентация которой прошла на форуме. «Листья аканта. История и предыстория «Ленфильма» Александра Позднякова — рассказ об исторических корнях старейшей киностудии. Среди сюжетов один — особенно примечателен. Когда слухи о возникновении «живой фотографии» достигли Зимнего дворца, император решил поближе познакомиться с заграничной новинкой. В загородной резиденции в Петергофе царю демонстрировали революционную новинку «Синема». Показывал изобретение француз по фамилии Люмьер. Только доподлинно неизвестно, кто именно из братьев: Огюст или Луи…

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera